"вот как раз этому и учит борьба со страстями - сперва учишься не подчиняться порыву, потом не проявлять его, потом в конце концов избавляться от "невкайф" в пользу ровного отношения, безразличия к негативу. И через это он перестает окончательно тебе вредить, хотя бы невкайфностью.
Недаром бодрость и благодушие христианских мучеников, как и их способность благотворить тем, кто минуту назад измывался над ними, так поражали всех, кто с этим сталкивался - вплоть до времени Новомучеников, от нас недалёкого :-) Они просто были совершенно свободны, в том числе распоряжаться своим _эмоциональным_вниманием_ (введём такое понятие, оно удобно).
Прочитав такое, можно проникнуться пиететом к христианским мученикам, конечно.
Но я вот почему-то не могу проникнуться. ХОтя бы потому, что вижу множество обычных, нормальных людей, которые вполне свободны в распоряжении своим эмоциональным вниманием; спокойно, профессионально справляются с любыми негативными эмоциями; мало того! Они именно благотворят и делают хорошо тем, кто не то, что минуту назад - а прямо сейчас над ними измывается.
Хотя бы потому, что это входит в их профессиональные обязанности.
Причем это люди совершенно не святые; далекие от религии; обычно далекие от всяких возвышенных чувств и так далее. Но сфера работы "человек-человек" им близка, конечно, другие люди им в целом симпатичны и приятны. Хотя тоже бывает по-разному.
Они даже бывают порядочными стервами. Но вот профессиональные обязанности выполняют, и так, что пациенты довольны. Иначе бы их на работе не держали.
Это означает следующее: большинство нормальных, обычных людей СПОСОБНО без особого труда научиться владеть эмоциями, работать под эмоциональным прессом, обуздывать, а то и вовсе не испытывать гнева и раздражения; соблюдая обычную этику, нормальные люди вполне способны благотворить, не причинять вреда и наоборот даже, тщательно заботиться даже о тех, кто их откровенно оскорбляет (а такое бывает... и увы, не только с дементными пациентами, иные сохранившие разум старики ведут себя еще хуже).
То есть они вполне способны - в массовых масштабах - быть такими, как сказано в этом комменте: не подчиняться порыву, не проявлять его, избавляться от "невкайф" в пользу ровного отношения, безразличия к негативу, быть бодрыми и благодушными.
Без всякой специальной "борьбы со страстями".
Просто от них этого требует работа - и они это выполняют.
При этом они не занимаются никакими специфическими духовными практиками, никогда не исповедуются, вообще не занимаются анализом своих переживаний, не стремятся к святости.
Обыкновенные девочки, парни, тетки, ничем таким особенным не отличающиеся, порой и на эту работу попавшие только потому, что "направила биржа труда".
В таком случае вопрос - для чего вообще нужны эти "духовные практики"?
UPD. А вообще Толстой тоже пришел к этому вопросу в итоге. См. про отца Сергия...
То есть зачем надрываться и подвизаться, когда обычные простые люди порой ведут себя ничуть не хуже "прославленных святых".
Journal information