blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Искусство и профессионализм

Вчера у меня была дискуссия по поводу Дейтроса. Предъявили странное обвинение, которого я как-то совсем не ждала. Но оно показалось мне убедительным в чем-то.
Обвинение такое: в Дейтросе нет профессионалов искусства.
Все одаренные люди по основной профессии - воины. Описанное обучение в квенсене - чисто военное. На занятия искусством выделяется всего три вечера (нахмиттага, собственно :) Части дня после обеда). Нет никакой обязательности. Все обучение индивидуальное, кружкового типа.

Сравнивают с нашей земной практикой. Художник или музыкант должен закончить определенное учебное заведение, в нем прицельно учат только искусству; все его переживания в молодости крутятся вокруг того, что "задали 150 этюдов, а я сделала только 100" или "скоро отчетный концерт, надо работать над вещами". Уже талантливых детей постоянно таскают на конкурсы, концерты, демонстрируют публике, таким образом мотивируют к работе. Ну и просто заставляют, дрессируют, игра на муз.иннструменте по 8 часов в день и т.д.
В Дейтросе их дрессируют и заставляют делать совсем другие вещи, а "все это" они воспринимают чисто как отдых. Поэтому они любители и, по мнению оппонента, ничего достойного создать не могут.

Я об этом как-то еще не думала. 
Тем более, что мне трудно об этом думать, ведь я не художник и не музыкант. Весь мой опыт с музыкой - закончила муз.школу. Я писала книгу, наверное держа в уме прежде всего подготовку писателя. Об этом я могу говорить с уверенностью. Писатель учится ТОЛЬКО индивидуально. Все "литинституты" - фигня.
Да и кто их кончал-то...
Просто один ребенок пишет грамотно, а второй - нет. Потому что первый много читает. Очень много. Лет с 4х. И когда читает, обращает внимание на слова, зацепляется за них взглядом. И так запоминает все слова - не правила, а сами слова.
И есть дети, которые умеют читать медленно и замечать стилистические обороты. И делают это много. Очень много.
И есть дети, которые фантазируют и сочиняют с 5 лет, сочиняют они фигню, но при этом отрабатывают композицию, конструкцию рассказа, учатся - что можно, что нельзя, нарабатывают какие-то приемы...
Потом они начинают писать. И тоже учатся, много лет, многое выкидывают, гораздо больше выкидывают, чем демонстрируют.
При этом у него могут быть учителя - а может и не быть.
Честно говоря, такой квенсен для писателя ЛУЧШЕ, чем какая бы то ни было "литературная школа". Потому что учится он и так, сам. Литературе. А в квенсене он поймет, о чем писать. Не только как - но и о чем. НАберет достаточно собственного опыта.

А с художниками и музыкантами... я как-то о них меньше думала.
Но упаси Боже, я не считаю, конечно, что "не надо заниматься по 8 часов" и т.д. Надо. Очевидно, надо, раз люди занимаются.
Просто у меня там есть герои-музыканты, которые именно так и делают. Дана, и в последней книге ЭРмин. Там это описано. Но они не садятся с инструментом, включая таймер и с тоской на него глядя. Они таскают инструмент с собой и играют просто непрерывно. Перемена? Ура, можно 15 минут попиликать. Отпустили домой? Сяду поиграю, ой, уже 2 часа прошло...
Не то, что это не труд, конечно. Но им понятно, что это за труд, зачем. Разобрать такую-то вещь. ДОбиться техничности в таком-то месте. Убрать досадную ошибку там-то.

Дальше, о мотивации.
Да, в Дейтросе нет манеры таскать "талантливых детей" по конкурсам (тем более, что по ряду причин как раз честолюбивые родители предпочитают помолчать, что дети у них талантливые).
Там вообще принято отношение к искусству - "как птица поет". Знаменитости бывают, но в принципе искусство там полуанонимное.
Так что люди не становятся профессионалами:
- от честолюбия своего или родителей.
- потому что их заставляли в детстве, а потом вроде как и понравилось.
- потому что это дает положение в обществе, успех и т.д.
Там они становится профессионалами только по одной причине - они не могут не играть, не рисовать, не петь. Им хочется это делать как можно лучше, на уровне высших образцов.
Учителя там ТАКИЕ ЖЕ. С такой же мотивацией.

Честно говоря, я даже не знаю. Получается, что у нас выпускается масса профессионалов - музыкантов, художников, певцов, танцовщиков, и из них 99% "просто профессионалы", то есть их роль сводится чисто к "оформлению жизненного пространства". Типа, сыграть на свадьбе или намалевать картинку на стену.
А в Дейтросе таких вообще нет. Вообще! 
А среди гэйнов, конечно, есть и профессионалы и любители. Эльгеро никогда не был профессионалом ни в каком искусстве. Он любит иногда поиграть на клори, вот и все. Он это умеет - не три аккорда. Но он никогда много этим не занимался. У него другие интересы преобладают.
Есть и противоположные примеры. Чисто профессионалы (таким был Эрмин) в музыке, для которых военная служба - нудная обязанность перед обществом, сходить в патруль 3-4 раза в неделю. А все остальное время и силы они посвящают только искусству.
Но ведь и любители вполне способны "создавать оформление". Спеть на дружеской вечеринке или расписать стены.

А профессионалы там - только птицы высочайшего полета, только творцы. Но их мало, да. Но думаю, больше, чем у нас.

Вот я спрашиваю себя - а они нужны, эти "оформители"? 
А зачем?
Чтобы по телевизору плясала безликая толпа, и мы могли на нее посматривать, поедая оливье?
Чтобы по радио пиликала какая-то "профессиональная" музыка? 
А представьте другую ситуацию. Каждый САМ оформляет свое жилище. Например, есть у тебя в родне кто-то, кто умеет неплохо рисовать - вот и пусть тебе нарисует картинку. Да, любительская. Ну и что?
Если честно, я вот раньше на стены развешивала фотокопии всякого там Ван Гога, даже Дали повесила, вот такой кошмар был :))
А сейчас у нас на стене в основном висят Алины рисунки. Не потому, что они зашибись прекрасные, а просто обычные яркие детские рисунки. И на мой взгляд, это гораздо приятнее и гораздо менее пОшло.
А в юности, кстати, мы с братом сами рисовали абстракции под русский рок - и их развешивали на стены. А че, отлично получалось :))))
Не Искусство, ясное дело. Но в качестве оформления уж куда получше массово штампуемых фотокопий или, как у нас еще любили, гравюр с девушкой при лунном свете на берегу озера.
А когда люди собираются на праздник - может, лучше какой-нибудь простой любитель возьмет гитару и сыграет, а все неровно подпоют какую-нибудь "Надежду" или "Пусть бегут неуклюжи" - чем слушать профессионалов? 
Тех самых, которых "дрессировали", которые страдали, что надо сдавать, что концерт, что заставляют еще хореографией заниматься...
А зачем? Зачем они мучились? Если им это не нужно, если они могут без этого жить? Зачем? 

Приводят в пример Моцарта, которого дрессировал отец. Да, но дрессировал он обоих детей, а Моцарт получился только из Вольфганга.
Потому что ему это было НУЖНО, потому что он кроме рождения в определенной семье, был Музыкантом и сам.
Моцартов мало. Гораздо важнее качество, чем количество.

Кстати, я знала одну семью профессиональных музыкантов, скрипачей... Так вот, они после концерта брали гитарки и - неплохо, конечно, но вполне любительски - пели Окуджаву.
Им нравилось.
Tags: Дейтрос, логика миров, общие соображения, социальная психология
Subscribe
promo blau_kraehe dezember 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments