blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Гуманитарная сфера, либералы и левые

Интересно, что диссиденты и антисоветчики очень часто аппелировали к гуманитарной сфере и ее недостаткам в СССР: имеется в виду даже не столько, например, медицина, сколько именно уход, уровень удобства, отношение к инвалидам - взрослым и детям, дома престарелых, просто сфера услуг, наконец, такие области, как феминизм.

Было "всем понятно", что все это на Западе значительно лучше. Что совершенно не так: в СССР в этих областях было немало недостатков, но в те же самые времена на Западе все это было плюс-минус на том же уровне. Например, плюс - лучшая материальная обеспеченность, прокладки-памперсы, минус - гораздо худшая обеспеченность детей и взрослых санаторным отдыхом (надеюсь, все помнят мой пост про "санатории ужаса" в ФРГ), детскими садами, ну и собственно феминистские темы - доступность образования и труда для женщин. Нужно рассмотреть и объективно оценить все эти плюсы и минусы, чтобы вынести сколько-нибудь квалифицированное суждение. Но зачем, ведь неважно, что происходит на самом деле, важно, что об этом думают.

Независимо от реальных фактов существовал миф о значительном отставании в этой сфере от Запада (озвученный в таких книгах, например, как "Черное на белом" Гальего). Удивительно, но в СССР существовал... православный феминизм, представленный, например, журналом "Мария" (Татьяна Горячева и др.) По сути своей этот "феминизм" (где православие - и где феминизм, казалось бы?) был просто диссидентским, антисоветским; считалось, что в СССР женщины сплошь укладывают шпалы, а вот на Западе - на Западе-то да, женщина - это женщина.

Еще до диссидентского движения гуманитарную же тему начали осваивать шестидесятники. "Эра милосердия" - роман братьев Вайнер, который был значительно изменен в сценарии фильма "Место встречи изменить нельзя" - в романе акцент делался на милосердного и доброго Шарапова, да уже и название говорит о многом. Милосердие, внимание к личности, забота - все это противопоставлялось "бездушной сталинской государственной машине", которая, конечно, чего-то там понастроила и обеспечила победу в войне (с оговорками - "победил народ" и "завалили трупами"), но вот к человеку была абсолютно равнодушна, мол, лес рубят - щепки летят, нет человека - нет проблемы (приписывание этих высказываний Сталину - тоже представляет собой миф).
То, что "бездушная сталинская машина" "понастроила" не только заводы, но и детские сады, ясли и санатории - как-то упускалось из виду.

Знамя "милосердия и заботы о человеке" в противовес всем этим вашим танкам, шахтам и выплавке чугуна быстренько перехватили собственно диссиденты. Под конец СССР в Москве существовал известный православный клуб под руководством отца Георгия Чистякова, ученика А. Меня, отличались эти общинники тем, что стали осваивать волонтерскую работу, почему-то в основном с детьми - пациентами гематологии и онкологии.
С одной стороны, неплохо, что они помогали детям. Опять же, умирающие от рака дети - это ужасно, это тающие на глазах маленькие ангелочки и убитые горем матери. Не пожалеть их - нужно быть монстром. Например, осваивать тему домов престарелых (о которых можно было сказать много негативного, что уж скрывать) общинники почему-то не стали. Там неэстетичные тела, проваленные беззубые рты, сомнительные биографии (в учреждения зачастую попадали бывшие антисоциальные элементы).  Или даже детей-сирот, потому что сиротки в реальности бывают разные, могут и карманы обчистить. А вот дети и рак - тема убойная, с одной стороны - бездушная государственная машина, которое не может обеспечить детей импортными лекарствами из западного рая, где рак, конечно же, лечат на раз-два; с другой - православные подвижники, поддерживающие этих ангелочков (а позже - и занятые сбором денег на их лечение, вывозом в Европу и т.д.).

Впрочем, возможно, тема для волонтерства выбиралась по какой-то другой причине, и так получилось чисто случайно - не знаю, и обвинений не выдвигаю. Можно лишь отметить, что выбор темы получился удачным в информационном отношении.

 Не знаю, как сейчас (возможно, сейчас все эти волонтерские темы перехвачены ушлыми профессиональными фондами), но еще в начале 2000х эта тема среди российских либералов звучала очень сильно. Западофилия - это одновременно и убежденность, что "там, у них" забота о каждом отдельном человеке, толерантность, милосердие - а в России мрачное наследие гулага и рекордной выплавки чугуна, отдельный человек - легко заменяемый винтик, отношение к инвалидам примерно как в фашистской Германии (строго противоположно - но нам же нет дела до истины). Ну согласитесь, не за высокие же показатели выплавки стали (хотя они тоже есть) массово восхищаются Западом, и не за истребители последнего поколения. Нет, превозносилось изобилие товаров для пользователя (или как у нас называлось группы Б), но это и в РФ в 2000е стало доступно; и конечно же, мифическая волшебная забота о каждом отдельном человечке, о каждом ребенке-инвалиде, о каждом старике.

Причем западофилия у интеллигенции и офисных хомячков часто совмещалась с обязательной либо волонтерской деятельностью, либо хотя бы какими-то регулярными пожертвованиями, донорством. Прошу понять правильно, сами по себе эти вещи  - вполне хорошие, и волонтеры прекрасно могут помочь в больнице или доме престарелых, и донорство остро необходимо, и пожертвования. Не могу сказать, что я не делала ничего такого - конечно, что-то жертвовала и что-то посылала, перевозила и т.д. Все это вполне хорошо. Но все это происходило строго в круге либеральной интеллигенции, вот той самой, которая на Украине на Майдане потом остро выразила свое желание "попасть в Европу" (да и в России наивно хочет того же самого).
_________________
С другой стороны, левая тусовка в России начала заново формироваться с таких людей, как Игорь Пыхалов. Можно привести и другие имена, конечно, но это - хороший пример того, о чем я хочу сказать: формирование новой левой среды началось с разоблачения разоблачений. Например, И.Пыхалов в свое время был одним из первых, кто начал восстанавливать доброе имя В.И. Сталина в интернете. Упс, оказывается, никакого страшного мордора в стране не было. Не было "кровожадного тирана", "лес рубят - щепки летят", была сложная, трагичная обстановка, попытки выжить (в итоге - успешные) в окружении империалистических монстров. Не мечтал Сталин захватить Европу и весь мир, не готовил для этого "автострадные танки", отбирая у деток последний кусок хлеба.

Неудивительно, что в эту среду особенно массово пришли люди определенного склада - чаще мужчины, чаще с техническим образованием, чаще лишенные какой-либо эмоциональности и интереса к человеку и гуманитарной сфере. Ведь для того, чтобы понять, например, что нет, Резун неправ, и детали танков и самолетов были совсем иными. чем он пишет - надо иметь интерес к данной теме, сесть и разобраться хоть в чем-нибудь. Скажем так, средняя домохозяйка вполне может прочитать Резуна - он писал очень ярко и манипулятивно, на одну "заклепку" у него следует целая глава публицистической "воды". В крайнем случае, домохозяйка может прочитать форум, на котором пересказывают Резуна. Но читать, например, монотонные "заклепочные" разборы Алексея Исаева она не будет точно. Ей проще с негодованием отложить книжку и с праведным гневом в глазах произнести: "Но ведь нельзя отрицать, что был такой ужас! Что Сталин агрессор! Вы что, хотите оправдать Сталина?!" Она так чувствует сердцем!
Таким образом, условная домохозяйка (которая вполне может быть при этом на самом деле бизнес-вумен, редакторшей крупного журнала, влиятельным человеком и вообще мужчиной) останется по своим убеждениям либералкой и антисоветчицей, а вот у условного программиста вполне был шанс осознать ложь либерального дискурса и стать условно левым.

Так сформировалась наша левая среда. Она и сейчас именно такая, по большей части. Нас все призывают "забыть разборки Сталина и Троцкого", "зачем вам сдался этот Сталин" - но ничего не поделаешь, мы все вышли из этой песочницы, и пока не решим вопрос о Сталине, мы не можем нормально общаться.

Посмотрите, что популярно в левой среде. Гоблин, Клим Жуков и Колонелькассад. "Календарь, ремни, ножи в Опер-шопе закажи!" - вот слоган-зеркало, в котором отражается "левая среда". Речь не идет о собственно коммунистах и участниках марксистских кружков, они другие - но их очень мало; речь о той ментальной среде, которая хоть как-то интересуется левой тематикой, о массе сочувствующих. К этим популярным лицам добавляется аналогичная молодежь, какие-нибудь "мятежники джеки" и прочие любители картинок в стиле БДСМ.

Обязательный милитаризм. Уважающий себя левый обязан разбираться в именах афганских полевых командиров и деталях современных танков и авианосцев. Вообще глубокая техническая подкованность обязательна.

Геополитика и большая экономика. Уважающий себя левый должен разбираться в деталях конфликта в Тунисе и знать названия всех противоборствующих партий. И так по каждой стране мира. Никто, конечно, не знает - и поэтому все открыв рот внимают "политологам" и прочим знатокам, которые перед съемкой или написанием поста перелопатили нужную литературу и теперь просвещают невеж.

История. Надо разбираться не только в отличиях КВ от Т34, но и в том, чем меч английского графа отличается от меча немецкого барона. Ведь это крайне существенные детали, которые полностью определили всю мировую историю.

Политические взгляды. Маркс был прав, но вникать сильно не надо, и так все понятно, чего тут разбираться? Сталин гений, но вникать тоже не обязательно. Лучше всего придумать какую-нибудь собственную теорию, "самостоятельно изучив классиков".

Как же формируется отношение этих левых к гуманитарной сфере? А оно формируется даже не оттого, что эти левые - какие-то бессердечные, жестокие люди; а просто потому, что они и не привыкли, и не умеют и не считают нужным вообще задумываться о таких вещах, как чья-то личная жизнь, отношения, вообще какие-то другие люди, люди с особенностями, инвалиды, больные, старики ("я лично собираюсь покончить с собой в 60 лет, и мне плевать на стариков"), маленькие дети ("бабы разберутся, но ребенка нужно отдать отцу, потому что отец - это главное! Отец сам решит, какая баба будет с его ребенком "разбираться"), в конце концов, люди с разными потребностями (хотя бы пресловутые гомо-). Все это объединяется под презрительным наименованием "меньшинств". Каких меньшинств? Непонятно. Ведь почти все люди принадлежат хоть к какому-то "меньшинству": у одного национальность нетитульная, у другого синдром дефицита внимания, третий завязавший алкоголик, у четвертого в семье было насилие - словом, "людей большинства" (единственно настоящих истинных арийцев, чьи интересы только и являются важными) просто не существует на самом деле - или они и сами в меньшинстве.

Но задуматься об этом - слишком тяжело, невыносимо. Да и зачем? Говорить о "меньшинствах" - это почти преступление. Да, женщины - это почему-то тоже "меньшинство". Ведь это отвлекает от истинно настоящего дела - Пролетарской Революции! Очередные рассказы Жукова о викингах - не отвлекают, картинки с БДСМ не отвлекают и даже крайне полезны - а вот упоминать что-то о "меньшинствах" - ужасно отвлекает!

Еще есть ругательное слово "толерантность". Все уже наизусть выучили максиму, что "толерантность в иммунологии - это про то, что организм не отторгает болезнетворные агенты, в результате заболевает и умирает". То есть толерантным быть нельзя. Увидел ребенка-инвалида - обязательно накричи на его мамашу, зачем она вывезла его во двор, чтобы другие, нормальные дети на него смотрели. А то ведь твой организм заболеет и умрет от картины неправильного ребенка или больного старика.

Почему нормальное отношение к людям, доброта, милосердие, и да, та самая толерантность (почему надо лезть на стенку из-за людей, выглядящих нестандартно?) - это нечто "отвлекающее" от изучения Маркса и Мировой Революции? Казалось бы, революция и Маркс - сами по себе, а это - само  по себе, нет? Но догадаться можно: потому что те люди, из которых в большинстве у нас состоит левая сочувствующая среда - это в основном "логики" в соционическом смысле (логика - не в смысле, что у них логика хорошая, а в смысле, что их эмоциональный мир не глубже чайной ложки); это люди, для которых вообще задуматься о существовании других людей, разных жизненных ситуаций - очень, очень тяжело, неприятно, не хочется. Им кажется, что "в жизни все просто, чо". И когда им говорят, что нет, не просто - они очень обижаются, сердятся и не хотят ничего об этом слышать.

А вот почему у нас левая среда из таких состоит - см. выше. Потому что так исторически вышло.

По сути дела, эти левые транслируют тот карикатурный образ СССР, который критиковали диссиденты и либералы. В реальном СССР не только выплавляли чугун и сталь. Там создали уникальные системы образования, медицины, санаторно-курортного лечения, систему поддержки глухих и слепых - от отличных специализированных школ, уникальных методик развития до обязательного посильного трудоустройства, специализированных клубов, издавались журналы "Крестьянка" и "Работница" и многое делалось для предотвращения насилия в семье. В СССР очень много писали и размышляли на гуманитарные и этические темы. Кое-что в СССР отставало, но повторяю, тогда и на Западе не все было гладко в гуманитарной сфере - это вообще новая для человечества сфера, раньше ею никто никогда не занимался всерьез. В СССР возникла как раз и новая этика отношения к инвалидам и инвалидности - но об этом нужно писать отдельно.

Но в представлении наших "левых" в СССР как раз только клепали танки и воевали сначала с Гитлером, а потом в разных горячих точках, а вся эта ваша "гуманитарная сфера", да кому она нужна на хрен, человек - винтик, наша философия - утилитаризм в чистом виде, в общем, глядя на все это, нормальный человек скорее пойдет к либералам. А если и от них тошнит - то никуда. Многие женщины, поглядев на все это, разворачиваются и идут к феминисткам. Это уже лучше, но феминизм - это специфическая узкая область, со своими недостатками и проблемами, женщины в итоге вынуждены погружаться в грязь перманентных скандалов, оскорблений, ответов на оскорбления, сами радикализуются в этом узком направлении...

Впрочем, не все так ужасно. У нас есть надежда на следующее поколение, которое, может быть, будет приходить к левым не потому, что сталинтроцкийТ34, а потому, что хочет улучшить окружающую жизнь, ищет ответов на обществненые вопросы, просто любит людей.
В общем, будем надеяться, что со временем все нормализуется.
Tags: РФ, гуманизм, гуманитарное, левое движение
Subscribe

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 3
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments