blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

О всеобщей любви

Честно говоря (я об этом уже где-то писала), меня всегда приводил в изумление вопрос Ивана Карамазова. Напоминаю, что речь шла о некоей Мировой Гармонии и о том, что Бог может всех простить. Иван Карамазов привел пример замученного неким барином ребенка и его матери - неужели мать может или вообще хотя бы имеет моральное право простить этого барина во всеобщей гармонии и единении с Богом? На это Алеша Карамазов эмоционально и вполне пророчески отвечает, что этого барина следует расстрелять.

Это гениально, разумеется. Но по логике вещей верующий православный Алеша должен был бы ответить приблизительно так:

- Дорогой Иван! В каком на хрен эзотерическом трактате ты вычитал, что наступит Мировая Гармония и всеобщее прощение? Христианское вероучение ничего подобного не предполагает. Там ясно сказано, что грешники будут гореть в аду, а праведники утешатся. Так что любому, кто прочитал хотя бы Евангелие или послушал проповеди, должно быть ясно, что никакой Гармонии данному персонажу явно не светит. С другой стороны, ни один христианин не может знать, кому дано спастись, а кому нет, и возможность покаяния открыта до самой смерти, так что этот барин может в последнюю секунду покаяться. Но покаяние - это полное преображение личности. Мудак, лишенный даже искры хоть какого-то сострадания и совести, в согласии и любви с Богом находиться не может, а после покаяния ему откроются такие бездны собственной мерзости, что он будет долго с плачем валяться в ногах у этого ребенка и его матери, и просить как угодно искупить свои злодеяния. То есть это будет уже совсем другой человек, и фишка в том, что покаяться таким образом он должен добровольно, ну а вероятность этого на основании знаний человеческой природы мы можем прикинуть. Да, она отлична от нуля, но только потому, что у Бога возможны и чудеса. А такой говнюк покаяться может только чудом.


Вот примерно так должен был ответить Алеша, потому что вы можете доказывать мне, конечно, что угодно, но даже беглый взгляд на Евангелие, не говоря о чтении Катехизиса, демонстрирует именно это. Можно спорить о том, к какому там прощению призывал Христос людей, но сам Бог однозначно прощает только тех, кто ну очень сильно извинился, и даже не то, что извинился, а полностью переменил свою личность и осознал просто кошмар своих прежних греховных деяний.

Кроме того, в тот короткий период моей жизни, когда я активно состояла в церкви, меня очень интересовал вопрос, на чьей же стороне Бог оказывается в разных конфликтах.
Можно, конечно, сказать, что Бог "над" конфликтами, что все эти наши конфликты - как споры детсадовцев в песочнице. Но это не решает проблемы, так как мы будем осуждены или прощены как раз в зависимости от нашего поведения во время этих конфликтов. Может, и песочница - но по итогам поведения в данной песочнице будет определяться, с Богом мы останемся или нет.
Можно упрощенно сказать, что Бог всегда против греха и за тех, кто ведет себя праведно. Но те, кто ведет себя праведно и не совершает каких-то глобальных грехов, чаще всего как раз и ходят на исповедь и мучительно выискивают у себя грехи - и конечно же, находят. А те, кто грехи совершает  - ну например, прелюбодействует - обязательно находят себе оправдания, и виноватой у них оказывается та сторона, которая их к этому "вынудила". Кроме того, очень часто в конфликтах просто невозможно определить, кто грешен, а кто нет. Например, грешно ли бить детей? В Библии сказано, что не только не грешно, но даже нужно. Да и жену бы неплохо поколачивать, чтобы убоялась мужа. Но современные священники чаще всего говорят, что это все-таки как-то нехорошо. Грех ли обижаться на кого-то? Очень часто в семейных конфликтах (муж - жена, теща- зять, свекровь - невестка, дети- родители) обе стороны считают, что абсолютно правы и, если они христиане, то находят оправдания именно своему поведению в Писании и Предании и убеждены, что Бог на их стороне.

Как пел БГ: "Я знаю: во всем, что было со мной, Бог на моей стороне".

Хорошо ему - вот у меня такой уверенности как-то нет, и чисто логически быть ее в общем-то не может. Откуда ты, блин, знаешь, ты разговаривал с Богом, что ли? Есть, конечно, масса недалеких христиан (собственно, они в основном и есть недалекие, умных-то, как всегда, мало), которые просто в голове строят какие-то собственные мнения и выдают их за Мнение Бога. Но это абсолютно неправильно.

У меня никогда не было такой уверенности, наоборот, я в те времена старалась очень тщательно проверять каждое свое действие, стараясь не грешить, ну а если видела какие-то грехи, то немедленно каялась. Я искренне пыталась понять, чего же Бог от меня хочет, и в чем заключается та самая воля Божья, про которую мы молимся. Я старалась очистить голову от всяких собственных представлений и идей, от уверенности в собственной правоте и старалась как-то принять то непонятное и эфемерное ,что можно было посчитать волей Божьей.

Все это закончилось тогда, когда мне вдруг стало ясно, что я на самом деле НЕ ЗНАЮ и никогда не узнаю, в чем заключается данная воля, пока я не помру. Всегда были какие-то люди, с которыми я состояла в конфликте, которые меня ненавидели, считали неправой,  - может быть, выяснится, что Бог вообще на их стороне. а не на моей. Может быть, я чего-то реально не вижу и не понимаю в себе, за что меня ненавидят так.
У меня тогда уже были явно выраженные симпатии к коммунизму, а может, Бог и правда на стороне всяких булкохрустов и фашистов, кто знает, во всяком случае, многие христиане в этом убеждены. И вот сейчас я отказываюсь от выражения этих моих симпатий, из-за неуверенности в воле Божьей, а потом когда помру, выяснится, что Бог все это в самом деле терпеть не может? Но я не собираюсь отказываться от этих своих убеждений даже перед смертью, я считаю, что это лучшее, что во мне есть. Если надо из-за этих убеждений пойти в ад, то я пойду.
Да и себя я люблю, и если Бог тоже меня непонятно за что ненавидит ("мужик! Ну не люблю я тебя!"), то что я могу с этим поделать? Как-то добиться его благосклонности примерным поведением, что ли? Так это глупо.
Вот так у меня с "воцерковленностью" все и закончилось.

Но мне до сих пор непонятно, почему многие так уверены, что есть некая "всеобщая любовь", которая прощает и любит абсолютно всех без разбору? Да, в Библии часто говорится о том, что Бог есть любовь, что эта любовь всеобъемлюща и абсолютна... Но там же говорится постоянно и о том, что грешникам ничего не светит.

Интересно, что христиане в целом убеждены, что и они призваны и обязаны "всех любить". Поэтому срачи между христианами очень смешные - они рубятся как нормальные люди, но потом извиняются и каются, а потом опять начинают срать друг другу на голову; все друг друга обвиняют в недостатке любви и смирения и этими обвинениями размахивают, как холодным оружием. От христианина все почему-то немедленно начинают требовать огромной любви, он обязан просто каждого эмоционально обслужить по высшему разряду, а если он этого не сделал - ну понятно, чо там, вот такие вы сволочи. Но самое удивительное, что христианин и сам этого стыдится и ожидает от себя большой любви ко всем людям без разбору. Но впрочем, это их дело, а то еще скажут опять, что я учу христиан как им жить - да пусть мучаются на здоровье, как хотят.

Вообще христианство меня в этом плане интересует как этическая система. И вот эта этическая система ни в коем случае никакой всеобщей любви не подразумевает. А подразумевает она в любом случае разделение на агнцев и козлищ. Проблема тут в том, что мы вообще не можем знать, по какому признаку будет проводиться это разделение. Ну в каких-то грубых случаях (вроде того барина) судить можно, опираясь хотя бы на священные тексты - но это только в самых крайних.

Но самое смешное, что требование Всеобщей Любви у многих наших людей распространяется почему-то и на коммунистов.
Хотя они вообще никогда, никогда в жизни не декларировали ничего подобного. И даже более того, утверждали, что "насилие - повивальная бабка истории".
Более того, очень многие вообще обвиняют коммунистов в невероятной кровожадности и миллиардах кровавых жертв. Это, понятно, чушь, но удивляет такое соседство - одновременно это и кровожадные упыри, и они же должны в интернете эмоционально обслуживать и облизывать любого комментатора, потому что "он же тоже народ".

Вот стоит кому-нибудь ответить резко, и тут же может прилететь упрек "а еще коммунисты", "вот такие вот вы, коммунисты"!
А какими мы, собственно, должны быть?
Видимо, это следствие какого-то благостного образа коммуниста из советской пропаганды - там Коммунист изображался нередко как некий святой, обязательно рабочий от станка (хотя бы бывший), обязательно мудрый, добрый, любящий и терпеливый.
Но это всего лишь художественный образ, реальные коммунисты - самые разные люди. Обычные. Правда, мне вот настоящие коммунисты всегда кажутся очень хорошими людьми, они мне по-человечески нравятся (да и я им вроде нравлюсь тоже). Но ведь они для меня хорошие, а кто-то их тоже ненавидит, аж кушать не может. Так что никакой всеобщей любви нет, для всех никто не может быть хорошим, нет людей, похожих на стодолларовую бумажку, которые нравились бы всем.

Светлое Будущее, которое собираются строить коммунисты, также не предполагает никакой всеобщей мировой гармонии. Вернее, даже предполагает в каком-то смысле - но далеко не сразу. Как известно, вначале нас ждет диктатура пролетариата - это, конечно, очень демократическое общество (пролетариат сегодня - большинство населения), но все-таки вполне себе подавляющее; нас ждет подавление правящих классов, то есть кому-то явно придется очень нехорошо. А так как правящие классы будут сопротивляться, то видимо, ожидается и в какой-то степени насилие - революционные битвы или даже война.
А дальше большинству людей действительно будет очень хорошо, а меньшинство подстроится. Приспособится. Смирится с невозможностью эксплуатировать, обогащаться беспредельно за счет других, а также резать, убивать, насиловать и будет терпеть. И не в аду, как обещает христианство, а в изобилии и довольстве.
Но когда какой-нибудь московский бизнесмен средней руки спрашивает "а что я буду иметь с вашего коммунизма", мне обычно вспоминается анекдот.

Попал российский олигарх в рай, стоит у ворот. Апостол Петр спрашивает:
- У вас какое состояние?
- А что такое? - удивляется олигарх, - Ну два миллиарда. Но я много жертвовал на церковь, на бедных...
- А с жильем у вас как было?
- Ну пять вилл в Европе, на Кипре, пентхауз в Нью-Йорке, по квартире в Лондоне, Париже и даже однушка в Москве. А что, разве это грех? Я еще социальное жилье строил.
- А яхты и прочее имение?
- Ну, была океанская яхта, несколько самолетов, собственный остров... А что, меня теперь в рай не пустят?
- Да почему, проходите, - пожимает плечами апостол. - Но боюсь, не понравится вам.

Так что всеобщая любовь и гармония, возможно, и есть.
Но не факт, что вам они понравятся. 
Tags: коммунизм, не хило быть духовным, про людей, этика
Subscribe

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 3
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments