blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Коммунистическая психология. Часть вторая

Часть первая

Краткое содержание предыдущей серии статьи:
Человек сформировался как существо дуальное – с одной стороны, коллективистское (член стаи, кооперация для совместной добычи/защиты), с другой, индивидуалистическое (осознающий себя отдельный разум). Баланс этих двух составляющих важен для сохранения психического здоровья. На протяжении всей человеческой истории с таким балансом не было проблем ,поскольку человек по необходимости вынужден был либо кооперировать с собственной семьей, имея обязанности перед ней, либо с еще более сложным и крупным коллективом людей – государство, деревенская община, монастырь. Но в середине ХХ века было построен наконец «безопасный мир»: жить гуртом в нем все еще легче и эффективнее, одному хуже и тяжелее – но все же в одиночку человек не умрет. Ему нужно «общество в целом», государство как механизм – но он не обязан жить в коллективе. Идеалом современного человека является вообще полная свобода от других, обеспечиваемая только деньгами. Это привело к перекосу в психике: индивидуализм стал преобладать. В результате выросло число психических отклонений, зависимостей, растет эскапизм (уход от мира в игры/фэнтези/религию), снижается рождаемость и т.д.




Хочу уточнить, что здесь индивидуализм и коллективизм не надо понимать как моральные категории. Это не имеет ничего общего со злом и добром. Скажем, индивидуалист может быть очень добрым и заниматься благотворительностью. А коллективист может быть семейным тираном, зато семья для него – главное, и он считает своим долгом о ней заботиться.

Это скорее способ понимания мира и себя. В одном случае мы воспринимаем себя как часть чего-то – семьи или иной общности, наша личность как бы растворяется в этом «общем»; в другом случае, если индивидуализм дошел до крайности (что в наше время нередко) мы уже вообще не можем воспринимать других людей, их как бы нет. Не то, что не существует понятий семья, общество – а нет даже и других людей, они воспринимаются как смутные тени, проходящие где-то там, внешние оболочки, индивидуалист не испытывает к ним особых чувств, весь его мир заполнен его собственным «Я», и ему кажется, что и любовь, нежность, дружба – это все поверхностное взаимодействие таких огромных разросшихся я – чуть-чуть задели друг друга и тут же разошлись, чтобы не сделать больно.

Причем последний способ мировосприятия сегодня считается желательным; психологи дружно учат нас «строить границы», упаси боже, ни в коем случае ни в ком не растворяться (как растить маленьких детей без такого «растворения» в них – они не объяснили); упаси боже, не испытывать ни к каким людям сильных чувств, искать опору в себе самом и только в себе самом.
Как пояснил двести лет назад Наше Все:

Кого ж любить, кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
услужливо на наш аршин?...
...ПризрАка суетный искатель, трудов напрасно не губя,
Любите самого себя, достопочтенный мой читатель!..

Пушкин ироничен, но в наше время эту строфу следует воспринимать совершенно серьезно. И ведь в чем-то психологи правы: не имея границ, беззаветно служа окружающим, именно в наше время альтруист мгновенно становится жертвой манипуляторов и паразитов. Уж лучше пойти в себя и поискать опору там! Вот только эта опора зачастую оказывается ложной и ведет в никуда. И отсюда – растущие проблемы с психикой. Сейчас принято объяснять рост психических проблем тем, что мол, человеку не нужно бороться за выживание. В основе действительно лежит именно это, но есть еще и промежуточное звено: человеку не нужно быть членом коллектива, служить ему и растворяться в нем, чтобы выжить. А жить один, для себя, в себе, он зачастую оказывается не способен. Да, могут быть исключения (хотя возможно, они просто еще не получили свой диагноз), но рост психической заболеваемости мы наблюдаем своими глазами. И потом, если человек вообще никогда не испытывал эмоций по отношению к другим людям, он и не понимает, чего лишен. Такие люди пишут с удивлением – а зачем это все, а мне и так хорошо. Но в Стране Слепых люди тоже не могли понять, что такое зрение.

Засада еще в том, что если индивидуалистов вокруг достаточно много (а их уже достаточно много), то коллективисту жить крайне тяжело, и он вынужден адаптироваться. После 2-3 попаданий в сети манипуляторов, высасывания соков, эксплуатации, проигрышей в конкурентной борьбе человек, как правило, учится жить и начинает сам вести себя как махровый индивидуалист: просто некуда деваться.

Понятно, что в наше время все это вызвано базисными явлениями: конкуренция не только между производителями товаров и услуг, но и между пролетариями, кто подороже продаст рабочую силу (или наоборот, подешевле). Даже неквалифицированные работники отчаянно конкурируют друг с другом, кто из них расторопнее и аккуратнее, более того – они кокнкурируют сильнее, чем квалифицированные, потому что на их рынке куда выше безработица. Все силы любого человека, будь то женщина или мужчина, направлены на зарабатывание денег, семья становится малосущественным придатком, в котором необходимо отдыхать для новой работы, а если не отдыхается – в топку такую семью.

В наше время на индивидуальном уровне эта проблема неразрешима. Хотя, наверное, могут встретиться коллективисты, желающие не только приятственно жить вместе, но и нести друг за друга ответственность, имеющие эту внутреннюю ответственность за других. Но это дело случая, а чем больше вокруг индивидуалистов – тем реже такие случаи.
Причем началось все это еще в позднем СССР – там вырастили поколение деточек-индивидуалистов, которые плохо понимали, зачем вообще социализм нужен. Однако как это в СССР получилось – уже отдельная тема.
Возможно ли другое развитие событий? Да, возможно.

Как уже говорилось, христианство впервые предложило возможность расширить «проповедь» - любовь к ближнему, единого Бога – на весь человеческий род. Но национализм и расизм по совершенно естественным причинам были неизбежны еще долгое время. И вот настал момент, когда они перестали быть неизбежными. Пролетарии всех стран должны соединиться. В коммунистической идее все пролетарии – а это в данном случае все трудящиеся наемные работники всех стран – едины. Гуманизм, любовь к ближнему распространяются на все человечество.

Отдельные мыслители и раньше могли подниматься до такого понимания человечества. Но лишь теперь эта идея смогла стать массовой. Коллективизм уже не только по отношению к членам своей общины/окружению, но по отношению ко всему человечеству. Ощущение себя как частицы огромного потока, капельки в гигантской реке движения человечества.
В позднесоветское время было принято уже с большой иронией говорить о таких категориях, как человечество. «Добрые дела» по отношению к своей семье и ближним противопоставлялись «мысли о человечестве». См. например, известное стихотворение Агнии Барто, на котором воспитывались дети в СССР:

Готов для человечества он многое свершить,
Но торопиться нечего, куда ему спешить?
Пока еще он подвига себе не приглядел,
А дома – что поделаешь – нет подходящих дел.

И дальше нехороший мальчик отказывает в помощи своему дедушке и сестре. Но стихотворение это подленькое. Не думаю, что дети, уже способные задуматься о человечестве, прямо-таки отказывали ближним в помощи. Обычно эти вещи как раз коррелируют. Это естественно – если человечество воспринимается как семья, то ведь и своя семья тоже воспринимается как часть этого гигантского потока, бесконечно ценная и прекрасная – хотя и не единственная, но именно за нее ты несешь ответственность. Скорее в этом стихотворении слышится манипуляция усталой матери – мол, рассуждаешь тут о человечестве, лучше бы по хозяйству помог! И вот только начавший распускаться цветок в душе растоптан, унижен – как ты, дерьмо такое, смеешь рассуждать о высоком, когда мать тебя еще обслуживает! Хотя это долг родителей – научить ребенка помогать по дому, дать ему поручения, проконтролировать и вообще вести себя как взрослые люди, по-деловому. А не убивать душу ребенка подобными манипуляциями, надеясь, что ребенок, уже умеющий мыслить о человечестве, и следовательно, совестливый, думающий, устыдится и станет ломовой домашней лошадкой, на которую можно перепихнуть свои обязанности.

Но гораздо больше в Союзе было создано произведений, где дети именно воспринимают человечество как единое целое, служат Родине (и не просто – а социалистической Родине, призванной освободить человечество), дети – интернационалисты, протягивающие руки своим братьям и сестрам на других континентах.

«Не белоручки детки мы, а юные бойцы»
«Дружбы дерево растет. Время движется вперед. Становись скорей, товарищ, в наш всемирный хоровод».




Кстати, и буржуазная пропаганда была просто вынуждена перенять эти образы – иначе она резко отставала бы по привлекательности от советской. Массовая культура США также предполагает заботу обо всем человечестве – бравые американские парни то и дело спасают Землю (да и армия США как бы наводит порядок на всей земле, якобы из чувства ответственности). Пришлось отменить расизм и национализм. Но беда в том, что все это очень сильно расходится с реальностью империализма, когда строится стена на границе с Мексикой, мигранты из Центральной Америки нелегально вкалывают на низкооплачиваемых работах, а капитал экспортируется в страны с дешевой рабочей силой. Поэтому сила общечеловеческого гуманизма  здесь резко ослаблена, и приходится все же больше напирать на несколько устаревшие семейные ценности.

Социализм естественным образом старается помочь, подтянуть научно-технический уровень, грамотность, образование любого народа, и здесь слова не расходятся с делом. Коммунизм – это единая жизнь человечества. Не спрашивай, по ком звонит колокол – он звонит по тебе. Боль, причиненная незнакомому трудящемуся человеку на другом конце земного шара – это твоя боль. Но и сила, и мощь объединенного человечества – это тоже твоя сила. Она бесконечна.
Правда, это практически невозможно воспринимать так, когда вокруг тебя – битва пауков в банке. Можно лишь верить, что это когда-нибудь будет так.

Но однако, знаете что? Внезапно, выход есть даже прямо сейчас. Потому что есть люди, которые думают и чувствуют так прямо сейчас. Их можно встретить, можно их почувствовать. Это настоящие коммунисты. Когда я начинала всем этим заниматься, я не думала об этом – но это оказалось прекрасным бонусом. Да, есть люди, в присутствии которых ты забываешь всю личную боль, люди, которые самим своим существованием так изменяют пространство вокруг себя, что ты на миг попадаешь в то самое светлое будущее, которое, говорят .у нас отняли.

Пусть это только кратковременные ощущения – ведь окружающей действительности никто не отменял. Но как они уже облегчают жизнь! А одиночества просто нет, его быть не может, оно перестало существовать навсегда.
Именно это и дает мне представление о возможном все-таки светлом будущем. Оно реально. Оно уже родилось, и его зачатки можно почувствовать прямо сейчас.

Там «природный» коллективизм царства необходимости (выживать вместе) будет снят подлинно человеческим коллективизмом (семья – это все человечество, и любой человек тебе – брат, сестра, мать/отец или сын/дочь); а страшное экзистенциальное одиночество индивидуализма – снято самоощущением высокоразвитой личности, соединенной с другими личностями, творящей вместе с ними и для них.





Tags: будущее-плюс, про людей, человек будущего, человечество
Subscribe

  • Откуда страх перед вакцинами?

    Вот действительно - откуда такой безумный страх? Если представить аналогичную ситуацию в СССР, ничего подобного не произошло бы. Скорее всего,…

  • Про этику

    В последнее время очень удручает и ужасает многое из того, что я читаю в рунете. И у себя в комментариях, и в различных видео, и в постах. Возможно,…

  • Все пишут про вакцинацию

    и я напишу. В ФРГ принудительной вакцинации нет, но идут разговоры о введении таковой среди медицинских работников. В институте мы на занятиях по…

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 2
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Откуда страх перед вакцинами?

    Вот действительно - откуда такой безумный страх? Если представить аналогичную ситуацию в СССР, ничего подобного не произошло бы. Скорее всего,…

  • Про этику

    В последнее время очень удручает и ужасает многое из того, что я читаю в рунете. И у себя в комментариях, и в различных видео, и в постах. Возможно,…

  • Все пишут про вакцинацию

    и я напишу. В ФРГ принудительной вакцинации нет, но идут разговоры о введении таковой среди медицинских работников. В институте мы на занятиях по…