blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Дефект мышления. Я, Другие, Общество.

Давайте сначала по кирпичикам учиться думать. Мы все время говорим о каких-то суперсложных категориях, все требуют  немедленно "объяснить всю историю СССР" и "покаяться в недостатках", масштаб тем буквально всепланетный и космический (и с космической же глупостью, как заметил классик), но за всеми недоразумениями и разногласиями стоит простой факт: люди не понимают категорий, о которых идет речь.

Первая категория: Я. Даже не "человек вообще", не "отдельный человек", а просто Я. Вы лично. Это достаточно важная тема, ваш жизненный опыт важен и интересен, вы нуждаетесь в какой-то поддержке и помощи, возможно. Вами лично может заниматься врач, психолог, адвокат, финансовый консультант, парикмахер и так далее. В принципе, нет ничего плохого, если вы что-то рассказываете о себе в интернете. А вот я лично не хочу иметь детей/имею детей/работаю там-то/имею много денег/имею мало денег - и так далее. Это нормально. У вас есть свои субъективные представления, планы на жизнь и так далее.
Но этот свой опыт нельзя механически переносить ни на других, ни на все общество. Иногда ваш опыт может являться типичным - иногда нет. Иногда можно сказать "личное - это политическое", а иногда - нельзя. Является ли ваш опыт типичным, можно ли распространить его на какие-то еще группы,можно уточнить, справившись с исследованиями и статистикой.

Вторая категория: Другие. Удивительно, но есть люди (при этом обладающие Высшим Образованием), которые вообще не просекают, что другие люди от них отличаются. Опытом, способностями, мотивацией .возможностями.
Про мотивацию, кстати, понять особенно трудно - я это поняла лишь во взрослом возрасте после ознакомления с лженаукой соционикой. Можно к ней относиться как угодно, я здесь лишь о том, что вот тут-то меня и осенило: оказывается, другие люди имеют совершенно другие установки, желания и мотивации, чем те, что казались мне "естественными и всеобщими". Кто-то оказывается, может стремиться контролировать все и вся вокруг, для кого-то неопределенное будущее - как острый нож, кто-то в принципе не понимает других людей, они для него - как черные ящики. И это врожденное, и это не моральные категории, просто люди вот настолько разные. Вау! До тех пор мне было ясно лишь то. что люди различны по интеллекту, интересам, склонностям, моральным качествам, гендеру, возрасту, национальности, воспитанию и материальному положению. Но некоторые не просекают даже этого!

Некоторые автоматически переносят свою психологию на всех остальных. Я люблю и хочу детей - значит, все женщины должны хотеть и любить детей. Меня обманула жена - значит, все бабы сволочи. Мне неприятна мысль о гомо-сексе - значит, гомики извращенцы, они же любят то, что "всем" неприятно.
Для того, чтобы признавать существование и отличие других людей, не нужно даже обладать эмпатией. Это можно просто знать и понимать. Другие люди - другая категория. Вы не любите собак - а другие любят. Вы не водите машину - а другие водят. Вы с удовольствием работаете за компьютером - а есть такие, кто терпеть этого не может. Вроде, просто - но вот многие в спорах вообще не различают категории "меня" и "других". Отказываются посмотреть на ситуацию глазами других.

Категория третья. Общество.
Это уже сложно, и некоторые просто отказываются от восприятия этой категории. "Меня интересуют только мои близкие". В принципе, вся современная кинопродукция, искусство и СМИ рассчитаны именно на такую установку: общества не существует, есть только я, семья, друзья. То есть только то, что мы можем воспринять непосредственно. Позитивные герои действуют во имя семьи или друзей, вместе с семьей или друзьями - общество представляет из себя просто фон, его как бы нет, рассуждения о нем невозможны; любые попытки действовать исходя из блага ОБЩЕСТВА, ведут к чему-то подозрительному, вроде тоталитаризма.

Хуже обстоит с теми, кто эту категорию не понимает, но кидается смело о ней рассуждать.
Типичный пример тут - давний известный рассказик Якобинца, талантливо написанный, но увы, построенный именно на смешении категорий. Речь в нем идет о рабочем Сидорове (ЕМНИП, извините, если что!), который стал "диктатором страны", и понятно, что речь идет о диктатуре пролетариата. Но выясняется, что Сидоров при ней абсолютно бесправен - в Кремль его не пускают, как жить, диктуют сверху, и вообще его интересы выражает какой-то Сухокрюков, которого положено еще и любить. Очень смешной антикоммунистический рассказец. Построенный на простой подмене: пролетариат и отдельный пролетарий - это совершенно разные категории. Диктатура пролетариата не является диктатурой отдельного пролетария, это так же нелепо, как и подменять ее диктатурой некоего Сухокрюкова.

Категории "отдельный человек" и "общество", конечно, имеют друг к другу некоторое отношение. Я уже недавно об этом писала, сравнивая это, например, с понятиями "отдельная клетка" и "многоклеточный организм" (хотя с обществом все еще сложнее, надо сказать). Но они не только не идентичны, они в принципе разные объекты. Живут они по совершенно разным законам, показатели их благополучия и здоровья - тоже совершенно разные. По жизни одного отдельного человека невозможно судить о жизни всего общества (и наоборот, кстати). Вернее - как-то можно, но это не простая прямая связь: мне хорошо - хорошее общество, мне плохо - плохое. Эта связь намного сложнее и извилистее, требует учета тенденций, развития во времени, причинно-следственных связей.

Вероятно, для понимания категории общества начинать нужно с коллектива.
Это понимание интуитивное, вырабатывается с детства. У большинства советских людей  (не у всех) оно есть, потому что как правило, они ходили в тот самый детский садик, где становились частью детской группы, и эта группа вместе усаживалась за столы, чтобы поесть или позаниматься, вместе шла на сончас, на экскурсии, держась за ручки. Даже элементарные совместные организованные действия вырабатывают понимание, чем отличается отдельный человек от коллектива, и как эти понятия взаимосвязаны.

Дальше в школе у советского человека даже вырабатывались какие-то зачатки коллективного творчества, детей обязательно вовлекали в пионерскую и октябрятскую организации, делили на звездочки, отряды, звенья, внутри каждого звена велась какая-то совместная работа. Интуитивное представление "это я - а это коллектив" еще больше укреплялось.

Кстати, замечу, что похоже, у мужчин с понятием общества лучше. Не всегда, нет - но в целом они понимают эту категорию лучше, чем женщины. Это нетрудно объяснить наличием армии. Армия - яркий пример организованных коллективных действий, здесь солдат вообще теряет значительную долю своей индивидуальности, теоретически (практически только в боевых действиях, в которых мало кто бывал) он должен быть готов даже пожертвовать жизнью во имя согласованных действий армии. Даже те мужчины, кто в армии не служил, чаще интересуются военным делом и поэтому имеют хорошее представление о таких согласованных действиях и разносят мысленно понятия отдельного солдата (который может быть героем или трусом, которому можно сочувствовать или восхищаться) - и взвода, роты, батальона, армии. Солдат погиб, но батальон одержал победу и занял нужную позицию - нормальная ситуация. Женщины по понятным социальным причинам интересуются этим гораздо реже, и поэтому с пониманием категории общества у них намного хуже.

И тут мы подходим - ага! - к тому самому понятию пролетариата как революционного класса. Несмотря на то, что пролетарием действительно является всякий человек, не имеющий средств производства и продающий свою рабочую силу (руки, мозг) - революционным может быть только пролетарий, объединенный с другими в общий организованный коллектив. Умеющий в составе коллектива отстаивать права, добиваться повышения зарплаты и т.д. Разумеется, чаще такое можно встретить на промышленных предприятиях, организованных чуть ли не по военному принципу - но по правде говоря, сегодня и многие предприятия сферы услуг, той же медицины, организованы примерно так же. Не знаю, кто там более революционен, но что для роли могильщика буржуазии необходимо интуитивно понимать различие индивидуума и общества - совершенно очевидно. И никакая "услуга не товар", и никакие волшебные свойства "производителя реальных предметов" тут вообще ни при чем. Значение имеет только организованность.

Для понимания категории "общества" не нужно быть философом и даже особенно умным человеком.
Но последние события ясно показывают, что у нас эта категория теперь вообще отсутствует. Мы отупели. У нас на месте понятия "общество" слепое пятно, мы не умеем различать категории.
Очень хорошо это видно как раз на примере эпидемии ковида - ведь с эпидемией можно бороться только в масштабах общества, только учитывая эту категорию.

Вот для примера покажу видео, где китайская девушка рассказывает о борьбе с эпидемией в Китае. Это было год назад! И она уже говорит о том, что "нам разрешают уже снимать маски". А в гипериндивидуалистических странах, как Германия и Россия, конца-краю эпидемии до сих пор не видно.




Китай не является социалистической страной. Но совершенно очевидно, что и по историческим причинам, и по причине, возможно, национальных традиций там очень сильно понимание вот этих категорий: я, коллектив, общество. Девушка говорит о "солидарности", проявленной всеми китайцами, о том .что помощь тем, кто на карантине, волонтерство, даже просто ношение маски - это и есть проявление солидарности.

У нас же люди беснуются: а-а-а, как это я, свободная личность, буду носить маску, а-а-а! Я лично смерти не боюсь, а ты что, боишься? Почему это я должен носить маску из-за каких-то старперов, которые и так помрут, не от ковида, так от рака? Здесь гражданин уже переходит в категорию "Я и Другие" - это уже прогресс. Он уже размышляет о том, что ценнее - его Свобода и Достоинство (выражающееся в том, что он не хочет носить "намордник") или же жизнь каких-то там стариков, которые "и так уже пожили". И приходит обычно к выводу, что его неудобство гораздо важнее, чем жизнь этих стариков. Указание на то, что болеют сплошь и рядом и люди средних лет, и остаются тяжелые последствия. и даже у детей уже нашли тяжелые последствия - не помогает. "Свобода важнее, чем какая-то там жизнь!" - возглашает такой гражданин, не думая уточнять: ЧЬЯ свобода и ЧЬЯ жизнь.
Своей жизнью ради своей же свободы жертвовать - это одно. Жертвовать ради СВОЕЙ свободы ЧУЖИМИ жизнями - немножко другое.

В категориях же общества люди вообще рассуждать не способны. "Заболеваемость", "суперносители", "частота", "смертность" - это для них недоступные категории. Пустые слова. Все их размышления сводятся к одному: ты что, смерти боишься? Ну так надень противогаз! То есть они думают, что это они мне лично чем-то мешают, и я лично чего-то боюсь. Есть только "я" и "другие". И все это люди, имеющие Высшее Образование, наверное, и трудящиеся на каких-то заметных постах. Или нет - не знаю. Меня они во всяком случае презирают за мой "недостойный" труд.

Это говорит о том, что общество находится в состоянии глубокой умственной недостаточности, глубокой индивидуалистической шизофрении. Которая закончится лишь тогда, когда нам вынужденно придется - ничего приятного в этом нет - действовать коллективно, чтобы выжить.
Но лучше все-таки научиться работать головой немножко раньше, чтобы предупредить те самые нежелательные обстоятельства, из которых придется уже спасаться.
Tags: вирус, информационная среда, общество, ошибки мышления, социально-психологическое
Subscribe

  • Откуда страх перед вакцинами?

    Вот действительно - откуда такой безумный страх? Если представить аналогичную ситуацию в СССР, ничего подобного не произошло бы. Скорее всего,…

  • Про этику

    В последнее время очень удручает и ужасает многое из того, что я читаю в рунете. И у себя в комментариях, и в различных видео, и в постах. Возможно,…

  • Все пишут про вакцинацию

    и я напишу. В ФРГ принудительной вакцинации нет, но идут разговоры о введении таковой среди медицинских работников. В институте мы на занятиях по…

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 2
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 160 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Откуда страх перед вакцинами?

    Вот действительно - откуда такой безумный страх? Если представить аналогичную ситуацию в СССР, ничего подобного не произошло бы. Скорее всего,…

  • Про этику

    В последнее время очень удручает и ужасает многое из того, что я читаю в рунете. И у себя в комментариях, и в различных видео, и в постах. Возможно,…

  • Все пишут про вакцинацию

    и я напишу. В ФРГ принудительной вакцинации нет, но идут разговоры о введении таковой среди медицинских работников. В институте мы на занятиях по…