То, что это чепуха, в целом понятно. Например, в России существует еще Лиза Туктамышева, нынешняя серебряная призерка ЧМ, которая прыгает ультра-си, и которой 24 года. И выглядит она как женщина, простите, а не как подросток. Но дело даже не в этом: если это "задержка развития", то мы наблюдали бы во всем мире юниорок, девочек 12-13 лет, которые прыгают ультра-си (пусть не огромное число - но хоть кто-то бы прыгал) - а потом перестают с связи с половым созреванием. Однако нет в мире такого явления, но есть в России, США и Японии девочки, которые прыгают ультра-си независимо от возраста. И в 12 лет, и в 15, и даже еще в 24. То есть видимо, причина вовсе не в "безобразном применении допинга российскими спортсменами".
Но в самом деле, было бы интересно разобраться, в чем тут причина. И не только в фигурном катании: если взять, к примеру, художественную гимнастику, то здесь российские спортсменки вообще находятся на недосягаемой для других высоте. Или синхронное плавание.
Конечно, в той же фигурке есть государственная поддержка, она выше, чем в тех же США - но однако намного ниже, чем была, к примеру, в советские времена. В те времена у нас были отличные пары, но вот в одиночном катании таких звезд не было. А ведь финансовых проблем с обучением ребенка фигурному катанию тогда не существовало в принципе, от семьи почти никаких расходов не требовалось, вопрос был лишь в способностях и желании ребенка.
Сейчас это себе могут позволить лишь небедные семьи, часто семья вкладывает просто все силы и средства в подготовку дочери или сына.
Жизненные наблюдения показывают, что в России, собственно говоря, есть не только фантастические чемпионки, прыгающие ультра-си. В России вообще очень много юных фигуристок и фигуристов, гимнасток, борцов, юных спортсменов в самых различных видах спорта; понятно, что мировых вершин при этом могут достичь лишь единицы, но очень многие семьи стараются, выкладываются и ради соревнований областного/российского масштаба.
А еще дети зачастую неплохо владеют иностранными языками, занимаются музыкой и так далее.
В "приличных семьях" считается хорошим тоном начинать обучать ребенка всему, что возможно, как можно раньше. Секции и кружки начинаются с трех. с четырех лет, а еще обязательно посещение "школ раннего развития" и курсов по подготовке к школе. Читать до школы? - практически обязательно, ведь в школе уже сократили часы на обучение чтению.
Наверное, сотни тысяч, если не миллионы девочек танцуют в балетных школах, учатся гимнастике, хореографии, катаются на коньках - и действительно в этом значительно превосходят даже среднего советского ребенка (которому все это было еще более доступно), а заканчивается все это подготовкой таких ярких мировых звезд, как Щербакова или Валиева.
Как я уже писала, в Европе нет ничего подобного. Просто нет такого настроя. Ребенок не должен трудиться, у него должно быть детство, ребенка нельзя заставлять, убеждать, пробуждать честолюбие. Соответственно, и спортивные результаты совсем другие.
Вот по поводу художественной гимнастики обвинения раздаются куда более близкие к истине: действительно, трудно представить, чтобы где-то в Европе кто-то позволил делать маленькой девочке пассивную растяжку, а она бы рыдала от боли. А в России в порядке вещей. Ну а что? Зато же результаты. Сама же спасибо скажет.
Было бы интересно действительно понять: отчего все это, откуда?
Откуда такой массовый настрой на создание некоего совершенства из собственного ребенка?
Заметим, что такого настроя совершенно еще не было во времена моего детства, да еще и в 80-е, наверное, не было. Да, секции были доступны, и если было кому ребенка водить (лет с 8-10, конечно, ходили уже сами) - то детей водили заниматься, но такого бурного честолюбия среди родителей все равно не наблюдалось. Скорее детей поощряли заниматься, "чтобы не болтались после школы". Лучше пусть мальчик поиграет в хоккей, или девочка покатается на коньках, чем шастать по дворам - да и для здоровья оно полезно.
Мне кажется. что я понимаю происхождение этого бурного энтузиазма по созданию из собственных детей сверхличностей.
Как это ни странно, но это - остатки представлений постсоветских людей о коммунизме.
То есть что такое коммунизм и зачем - эти люди уже почти не понимают. Даже считают чем-то явно плохим.
Но был в этом общем представлении о светлом коммунистическом будущем один компонент, который вполне понятен и постсоветскому человеку. И это - совершенство личности.
Практически все, кто сейчас растит юных суперменов и супервуменов, в детстве смотрели фильм "Гостья из будущего". Причем не как я, в момент выхода (мне тогда было 14 вроде бы лет), а позже, его же постоянно повторяли - и эти люди смотрели фильм еще в детстве. Я не говорю, что сам фильм повлиял и сформировал, для этого одного фильма явно мало. Он скорее лишь выразил тенденции, характерные для этого времени.
В фильме, собственно, никак не раскрывается общественная сущность коммунизма. Вместо этого мы видим одну-единственную девочку - но девочку-мечту. Которая прыгает в длину на 6 метров и свободно говорит на 8 языках.
Более ранние поколения воспринимали это адекватно. Само собой разумеется, что при коммунизме раскроются все таланты и способности каждого человека, что справедливое общественное устройство, изобилие создадут возможности для полного раскрытия, реализации любых способностей. Да еще в этом помогут новые методы обучения. Так что ребенок, который говорит на множестве языков, занимается наукой, и к тому же спортсмен высшего класса - будет обыкновенным (Алиса и сама подтверждает, что она для своего времени - самая обыкновенная). И те дети, что растут сейчас - не супермены, но они не становятся от этого чем-то хуже: просто у нас сейчас другое время и другие возможности.
Но затем коммунизм из восприятия был исключен, и вместо этого осталась одна лишь Алиса. Единственная светлая мечта, доступная постсоветским поколениям.
Еще раз: конечно же, дело не в фильме и не в книге Булычева - но этот фильм особенно ярко выразил идеалы поколения.
Именно это поколение и стало мамами и папами новых "Алис" - которых, казалось, можно и без всякого коммунизма вырастить сверхлюдьми, способными выполнять сложнейшие гимнастические элементы и свободно говорить по-английски. Где-то с применением насилия, где-то манипуляцией, где-то - пробуждая и пестуя собственное честолюбие. Внушая ребенку свои идеалы. И вкладывая огромное количество с трудом заработанных денег...
Понятно, что подобные "Алисы" встречались и до того (можно назвать, например, Полину Осетинскую, юную пианистку), и будут вообще встречаться всегда. Но кажется, лишь в этом поколении подготовка гениальных деток поставлена на поток.
Я наблюдаю это и у своих родственников и знакомых. У меня всегда возникало чувство неловкости - у всех дети какие-то супергениальные, талантливые, акробаты, музыканты, победители всего и вся... а у меня дети самые обыкновенные. Но вот дети выросли. В чем разница между обыкновенным и "супер"? Да в общем-то ни в чем. И тот. и другой находят какую-то работу и крутятся в капиталистическом беличьем колесе. Единицы становятся олимпийскими чемпионами - это да. А как быть с теми, кто не стал? Еще раз задаю вопрос: как быть с нелучшими?
И стоили ли титанические усилия родителей, отказ себе во всем, посвящение всей своей жизни гениальному ребенку - вот этого всего? Вопрос, конечно, не простой.
Думается, что как ни печально, но долго триумф российского фигурного катания и гимнастики не продержится. Следующее поколение поймет, что подобный родительский подвиг не стоит свеч - ребенок, не ставший чемпионом (а это почти все дети) - просто вырастет и будет жить как все.
К тому же, если мы посмотрим на российских великих тренеров: Москвиной и Мишину по 80 лет, Тарасовой немногим меньше. То есть вопрос их ухода из профессии - несколько лет. Уже не десятилетий. Звезда Тутберидзе возникла как ответ на мощный родительский запрос на чемпионов, она может гореть еще какое-то время. Но вот будет ли продолжаться этот запрос? Может быть, вопрос пары десятилетий.
Предупреждаю, что конечно же, не являюсь неким "специалистом" в области фигурного катания, у меня могут быть неточности, я просто иногда смотрю фигурку с удовольствием - и на этом мой интерес заканчивается. Прошу тапками не кидаться. А обсуждать желательно высказанный здесь тезис о родительском настрое на получение гениальных детей.
Возможно, конечно, что и это лишь мое впечатление. Но контраст с воспитанием детей в Европе довольно хорошо заметен.
Journal information