blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

О детях

Давно известно, что современные игрушки выпускаются не для детей, а для "внутреннего ребенка" их родителей - ведь решение о покупке будет принимать именно родитель. Значит, и игрушки надо сделать такими, чтобы они нравились родителям-покупателям.

А вот интересно, разного рода "детские площадки" - строятся по тому же принципу?
Детей вообще спрашивали, как и где они хотят играть? Что их привлекает? Я уже не говорю - педагогической мыслью проанализировать их развитие и решить, что для него наиболее полезно? Но хотя бы просто спросить?



Фото отсюда: Ребята с нашего двора. :: Владимир Помазан – Социальная сеть ФотоКто (fotokto.ru)

Почему я задаю такой вопрос. Я была ребенком в то счастливое время, когда детей еще выпускали гулять во дворе. Просто одних. И ребенок сам мог принять решение - где, с кем и как он будет играть. Гуляла я во дворе где-то до 11-12 лет, после этого интересы изменились, и я уже занималась другими вещами. Одну начали выпускать, наверное, года в 4 (Собственно, не то, что прямо "одну". У нас было так, что старшие дети во дворе вовлекали в игры и присматривали за совсем маленькими - все спонтанно, заметим, никто ничего не организовывал).

Так вот, у нас тогда был именно выбор - мы могли играть на заботливо построенной взрослыми детской площадке во дворе. Там все атрибуты - песочница, домики и снаряды для лазания, беседка, всякие бумы и горки, и все это заботливо обнесено веселеньким заборчиком. Чтобы малыши не выбегали (а то малыши - они такие).

Или мы могли играть где угодно вне этой площадки.
Повторюсь, что речь идет о детях от 4 до 11 лет. Разновозрастная компания. Но в основном, заметим, девочки - у нас во дворе мало было мальчиков. То есть у нас все было довольно мягко, наверное, по сравнению с мальчиками, мы редко дрались (если - то с соседним двором), и были сравнительно послушными.
Нельзя сказать, что на площадке мы не бывали, почему же... помню, мы там в углу играли в запрещенные "ножички", да. Или закапывали секретики. Еще мы там постоянно проводили время зимой - но не на "официальной горке". а на построенной своими руками из снега и залитой родителями. Специальные снаряды для игр и лазания простаивали, или ими пользовались малыши до 3х лет под присмотром бабушек.

Но вот в основном мы выбирали не площадку. Самым привлекательным для игр был пересеченный сложный рельеф - рядом был пустырек, с перепадами по высоте, с кустарниками, разнотравьем (и собачьим дерьмом, да, кстати, что нам не мешало), раскидистыми деревьями - на которые так классно лазить. Вот это было основное место игр. Рядом у помойки мы любили разводить костер, печь картошку - праздник души (на что родители пренебрежительно замечали - "костер у помойки, как романтично!") Интересно было путешествовать толпой по округе - лазить в детский садик за ранетками, лазать по крышам, кататься на лифте, ну а ближайшая стройка (на которую, конечно же, тоже запрещалось ходить) вообще была источником полного восторга. Там даже можно было в котловане покататься весной на плотах.
В общем, родители, конечно, были счастливы, когда мы играли просто во дворе во всякие штуки с мячом или без - во все эти "коликоло" и "вышибалы"; уже прятки означали, что кто-нибудь обязательно выйдет за предел двора, и искать его потом будут всей толпой по всему кварталу. Впрочем, родители не особенно беспокоились - главное, чтобы мы вовремя вернулись домой.
Иногда получалось так, что я гуляла одна, и мне совершенно хватало для работы воображения этого пустыря с деревьями и травами, с неровными тропинками, грязью, песком и зарослями - целый мир в миниатюре.

При этом мы не были какой-то уличной шантрапой - я же говорю, приличные девочки, в "кружках и секциях" занимались все, правда, не в десяти сразу, как сейчас принято, и "развивалок" (жуткое слово) тоже не было, развитием детей занимались детский сад и школа в массовом порядке, а одна секция (будь то спорт или музыкальная школа) нагружала так, что на десять времени бы не хватило. Выросли все нормальными, удачными. Кроме меня, разве что.

Опять же наблюдения за моими детьми. Сын в силу своих особенностей вообще не гулял (только организованно с семьей), а вот дочь гуляла с детишками, и они точно так же обживали весь район, лазали по неухоженной местности. забирались даже в лес. На площадку зайдут, на качельках покачаются - и дальше вперед, к неизведанному.

То есть вообще-то, если спросить детей, то может быть, окажется, что ровная хорошо просматриваемая, гигиенически чистая площадка, без - боже упаси! - домашних или бездомных животных, с ярко раскрашенными снарядами - это совсем не то, что им нужно для жизни?

Кстати, животные во дворе у нас вызывали особый ажиотаж. Собаку завести никому не разрешали. Но тогда были стайки бездомных собак, в основном они жили при каких-то предприятиях (даже функцию "звонков" там выполняли), столовых и т.д. - так вот, мы как-то прикормили такую стаю. Пока чьи-то озабоченные родители не вызвали отлов - нет, собаки не были агрессивными вообще нисколько, но ведь это негигиенично, неприлично и нехорошо! Особый бум начинался, когда к нам во двор приезжал зачем-то мужик на телеге с лошадью. Все немедленно кидались бедную скотину кормить и гладить.

А эти площадки... по-моему, их придумывал человек без малейшего чувства эмпатии. Даже не пытающийся понять желания и склонности ребенка. Конечно, можно сказать, что животные переносят болезни, что прыгать по крышам - чревато травмами, а играть на каких-то заросших пустырях - это моветон. И поэтому - внимание - играть ты будешь только на огороженной площадке с тщательно выверенными по технике безопасности снарядами, и так, чтобы око надзирающего взрослого могло охватить всю площадку.
Непонятно только, кого таким образом хотят вырастить - человека, способного принимать решения и жить самостоятельно - или вечного заключенного, привыкшего к тому, что другие нормируют его жизнь и диктуют даже то, о чем он должен думать.

Ведь если первое - то неплохо было бы прислушиваться к его потребностям с самого раннего детства и находить какой-то компромисс между этими желаниями и требованиями взрослых к безопасности и развитию.

Да, у бродячих животных могут оказаться лишай и глисты. Кто мешает организовать общение детей с животными, проверенными по здоровью? Так нет же! Любая собака на расстоянии 200 метров от детской площадки вызывает бурные эмоции и визг озабоченных граждан (Это не художественное преувеличение. На меня с кавайнейшим, пахнущим свежей косметикой карликовым пуделем орали на расстоянии 200 метров от детской площадки за то, что "вы что ходите рядом с детской площадкой, там же ДЕТИ!" Притом, что у малышей во дворе песик вызывает прилив восторга и желание затискать насмерть, в результате чего он от детей бегает).

Да, лазание по стройкам и пустырям чревато. Ну так постройте детскую площадку, соответствующую потребностям детей - заросшую подлеском, с раскидистыми деревьями (на деревья лазать интересно - на гигиенические крашеные снаряды - нет), с перепадами по рельефу, ямками, горками, старыми сараями, кустами и крапивой (крапива для здоровья не опасна). Чтобы там все выглядело как настоящее. Чтобы там можно было где-то спрятаться от неусыпного надзора взрослых и хоть в пупсиков поиграть - но в собственном детском мире. Чтобы можно было обжечься крапивой и разбить коленку - а как вы собираетесь учить преодолевать именно физические трудности? Да вообще чтобы там можно было спрятаться - а как вы в прятки предлагаете играть? Как трехлетним - прятаться за углом песочницы?

Я уже не говорю о том, что дети вообще-то жаждут дела, жаждут настоящей жизни. Помню, с каким удовольствием мы участвовали в общедомовых субботниках. И подкинуть детской компании какую-нибудь идейку - неважно даже, полезную для общества или нет - да хоть пиратский корабль самим построить, да еще и поруководить ненавязчиво ее воплощением - вот это и был бы очень неплохой вклад в детское развитие.

Хотя возможно, современные дети уже ничего этого не хотят и сами себя от всего берегут. Потому что привыкли к этому с рождения. Я же маленький, я ничего не могу. Но поверьте, при нормальном развитии это бывает не так. Ребенок не сам это придумал "я ничего не могу" - это его научили.

Кто-то, может быть, скажет: но зачем ребенку вообще гулять в каком-то дворе? Пусть сидит дома, учится, ходит на какие-нибудь тренировки (и там учится преодолевать трудности!), играет на приставке тоже один. А зачем были нужны эти дворы? Чему он там научится во дворе?

А научится он - коммуникации и умению работать в группе. Которые настолько важны на самом деле в современном мире, что вот в Европе это умение специально отрабатывается при любом профессиональном обучении.
Ну конечно, двор - это лишь один из вариантов, идеальным был бы вариант общественного воспитания, где групповая коммуникация происходила бы не совсем спонтанно, и взрослые вмешивались бы, например, в случаях моббинга. И вообще осторожно, с умом регулировали этот процесс - как пример, можно назвать детские клубы в позднем СССР, вроде крапивинской "Каравеллы".
Но это все пока отдаленные, приблизительные идеи. Пока мы можем лишь задуматься - что мы даем детям, чего бы им хотелось, и что им действительно нужно.
Tags: про детей
Subscribe

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →