А вот интересно, разного рода "детские площадки" - строятся по тому же принципу?
Детей вообще спрашивали, как и где они хотят играть? Что их привлекает? Я уже не говорю - педагогической мыслью проанализировать их развитие и решить, что для него наиболее полезно? Но хотя бы просто спросить?
Фото отсюда: Ребята с нашего двора. :: Владимир Помазан – Социальная сеть ФотоКто (fotokto.ru)
Почему я задаю такой вопрос. Я была ребенком в то счастливое время, когда детей еще выпускали гулять во дворе. Просто одних. И ребенок сам мог принять решение - где, с кем и как он будет играть. Гуляла я во дворе где-то до 11-12 лет, после этого интересы изменились, и я уже занималась другими вещами. Одну начали выпускать, наверное, года в 4 (Собственно, не то, что прямо "одну". У нас было так, что старшие дети во дворе вовлекали в игры и присматривали за совсем маленькими - все спонтанно, заметим, никто ничего не организовывал).
Так вот, у нас тогда был именно выбор - мы могли играть на заботливо построенной взрослыми детской площадке во дворе. Там все атрибуты - песочница, домики и снаряды для лазания, беседка, всякие бумы и горки, и все это заботливо обнесено веселеньким заборчиком. Чтобы малыши не выбегали (а то малыши - они такие).
Или мы могли играть где угодно вне этой площадки.
Повторюсь, что речь идет о детях от 4 до 11 лет. Разновозрастная компания. Но в основном, заметим, девочки - у нас во дворе мало было мальчиков. То есть у нас все было довольно мягко, наверное, по сравнению с мальчиками, мы редко дрались (если - то с соседним двором), и были сравнительно послушными.
Нельзя сказать, что на площадке мы не бывали, почему же... помню, мы там в углу играли в запрещенные "ножички", да. Или закапывали секретики. Еще мы там постоянно проводили время зимой - но не на "официальной горке". а на построенной своими руками из снега и залитой родителями. Специальные снаряды для игр и лазания простаивали, или ими пользовались малыши до 3х лет под присмотром бабушек.
Но вот в основном мы выбирали не площадку. Самым привлекательным для игр был пересеченный сложный рельеф - рядом был пустырек, с перепадами по высоте, с кустарниками, разнотравьем (и собачьим дерьмом, да, кстати, что нам не мешало), раскидистыми деревьями - на которые так классно лазить. Вот это было основное место игр. Рядом у помойки мы любили разводить костер, печь картошку - праздник души (на что родители пренебрежительно замечали - "костер у помойки, как романтично!") Интересно было путешествовать толпой по округе - лазить в детский садик за ранетками, лазать по крышам, кататься на лифте, ну а ближайшая стройка (на которую, конечно же, тоже запрещалось ходить) вообще была источником полного восторга. Там даже можно было в котловане покататься весной на плотах.
В общем, родители, конечно, были счастливы, когда мы играли просто во дворе во всякие штуки с мячом или без - во все эти "коликоло" и "вышибалы"; уже прятки означали, что кто-нибудь обязательно выйдет за предел двора, и искать его потом будут всей толпой по всему кварталу. Впрочем, родители не особенно беспокоились - главное, чтобы мы вовремя вернулись домой.
Иногда получалось так, что я гуляла одна, и мне совершенно хватало для работы воображения этого пустыря с деревьями и травами, с неровными тропинками, грязью, песком и зарослями - целый мир в миниатюре.
При этом мы не были какой-то уличной шантрапой - я же говорю, приличные девочки, в "кружках и секциях" занимались все, правда, не в десяти сразу, как сейчас принято, и "развивалок" (жуткое слово) тоже не было, развитием детей занимались детский сад и школа в массовом порядке, а одна секция (будь то спорт или музыкальная школа) нагружала так, что на десять времени бы не хватило. Выросли все нормальными, удачными.
Опять же наблюдения за моими детьми. Сын в силу своих особенностей вообще не гулял (только организованно с семьей), а вот дочь гуляла с детишками, и они точно так же обживали весь район, лазали по неухоженной местности. забирались даже в лес. На площадку зайдут, на качельках покачаются - и дальше вперед, к неизведанному.
То есть вообще-то, если спросить детей, то может быть, окажется, что ровная хорошо просматриваемая, гигиенически чистая площадка, без - боже упаси! - домашних или бездомных животных, с ярко раскрашенными снарядами - это совсем не то, что им нужно для жизни?
Кстати, животные во дворе у нас вызывали особый ажиотаж. Собаку завести никому не разрешали. Но тогда были стайки бездомных собак, в основном они жили при каких-то предприятиях (даже функцию "звонков" там выполняли), столовых и т.д. - так вот, мы как-то прикормили такую стаю. Пока чьи-то озабоченные родители не вызвали отлов - нет, собаки не были агрессивными вообще нисколько, но ведь это негигиенично, неприлично и нехорошо! Особый бум начинался, когда к нам во двор приезжал зачем-то мужик на телеге с лошадью. Все немедленно кидались бедную скотину кормить и гладить.
А эти площадки... по-моему, их придумывал человек без малейшего чувства эмпатии. Даже не пытающийся понять желания и склонности ребенка. Конечно, можно сказать, что животные переносят болезни, что прыгать по крышам - чревато травмами, а играть на каких-то заросших пустырях - это моветон. И поэтому - внимание - играть ты будешь только на огороженной площадке с тщательно выверенными по технике безопасности снарядами, и так, чтобы око надзирающего взрослого могло охватить всю площадку.
Непонятно только, кого таким образом хотят вырастить - человека, способного принимать решения и жить самостоятельно - или вечного заключенного, привыкшего к тому, что другие нормируют его жизнь и диктуют даже то, о чем он должен думать.
Ведь если первое - то неплохо было бы прислушиваться к его потребностям с самого раннего детства и находить какой-то компромисс между этими желаниями и требованиями взрослых к безопасности и развитию.
Да, у бродячих животных могут оказаться лишай и глисты. Кто мешает организовать общение детей с животными, проверенными по здоровью? Так нет же! Любая собака на расстоянии 200 метров от детской площадки вызывает бурные эмоции и визг озабоченных граждан (Это не художественное преувеличение. На меня с кавайнейшим, пахнущим свежей косметикой карликовым пуделем орали на расстоянии 200 метров от детской площадки за то, что "вы что ходите рядом с детской площадкой, там же ДЕТИ!" Притом, что у малышей во дворе песик вызывает прилив восторга и желание затискать насмерть, в результате чего он от детей бегает).
Да, лазание по стройкам и пустырям чревато. Ну так постройте детскую площадку, соответствующую потребностям детей - заросшую подлеском, с раскидистыми деревьями (на деревья лазать интересно - на гигиенические крашеные снаряды - нет), с перепадами по рельефу, ямками, горками, старыми сараями, кустами и крапивой (крапива для здоровья не опасна). Чтобы там все выглядело как настоящее. Чтобы там можно было где-то спрятаться от неусыпного надзора взрослых и хоть в пупсиков поиграть - но в собственном детском мире. Чтобы можно было обжечься крапивой и разбить коленку - а как вы собираетесь учить преодолевать именно физические трудности? Да вообще чтобы там можно было спрятаться - а как вы в прятки предлагаете играть? Как трехлетним - прятаться за углом песочницы?
Я уже не говорю о том, что дети вообще-то жаждут дела, жаждут настоящей жизни. Помню, с каким удовольствием мы участвовали в общедомовых субботниках. И подкинуть детской компании какую-нибудь идейку - неважно даже, полезную для общества или нет - да хоть пиратский корабль самим построить, да еще и поруководить ненавязчиво ее воплощением - вот это и был бы очень неплохой вклад в детское развитие.
Хотя возможно, современные дети уже ничего этого не хотят и сами себя от всего берегут. Потому что привыкли к этому с рождения. Я же маленький, я ничего не могу. Но поверьте, при нормальном развитии это бывает не так. Ребенок не сам это придумал "я ничего не могу" - это его научили.
Кто-то, может быть, скажет: но зачем ребенку вообще гулять в каком-то дворе? Пусть сидит дома, учится, ходит на какие-нибудь тренировки (и там учится преодолевать трудности!), играет на приставке тоже один. А зачем были нужны эти дворы? Чему он там научится во дворе?
А научится он - коммуникации и умению работать в группе. Которые настолько важны на самом деле в современном мире, что вот в Европе это умение специально отрабатывается при любом профессиональном обучении.
Ну конечно, двор - это лишь один из вариантов, идеальным был бы вариант общественного воспитания, где групповая коммуникация происходила бы не совсем спонтанно, и взрослые вмешивались бы, например, в случаях моббинга. И вообще осторожно, с умом регулировали этот процесс - как пример, можно назвать детские клубы в позднем СССР, вроде крапивинской "Каравеллы".
Но это все пока отдаленные, приблизительные идеи. Пока мы можем лишь задуматься - что мы даем детям, чего бы им хотелось, и что им действительно нужно.
Journal information