Надо сказать, что явление это не имеет отношения к образованию вообще. Это какая-то ошибка.
Логически рассуждая, технически и естественнонаучно образованные советские люди не имели никаких оснований изначально, с нуля не доверять всей этой экстрасенсорике. Практически все мистики тогда подавали свою практику как естественный, вполне объяснимый наукой феномен.
Джуна? "Естественное биополе человека". Вы же ощущаете тепло, когда проводите ладонью над телом? Вот это оно и есть. То, что наука пока его не изучила, вполне естественно. Наука вообще умеет и знает пока далеко не все.
Кашпировский? Здесь и говорить не о чем:гипноз являлся давней традицией советской медицинской школы, его прекрасно применяли в санаториях как дополнительный психотерапевтический метод (например, меня в детстве лечили гипнозом от астмы); а еще был такой академик Георгий Сытин с его "настроями". Я была на выступлении Кашпировского еще тогда, когда он не был известен и лишь начинал свою карьеру публичного гипнотизера. Так вот, ни о какой мистике речи не шла, и у меня, студентки медвуза, никаких сомнений в его словах не возникло. И не потому, что я воочию видела весьма интересные результаты гипноза на сцене. А потому, что он ничего мистического не проповедовал, а объяснял вполне понятные механизмы воздействия внушения через кору мозга, гипофизарные гормоны и еще что-то там - да и что мистического во внушении, простите меня? Его вполне признает и современная психология. И НЕТ, гипноз признавала не только "совковая тупая" медицина, его же применяли и на "благословенном" Западе.
Что-то там как бы научное проповедовал и Алан Чумак, но уже не помню, что конкретно. Вообще до середины 90-х все экстрасенсы и целители старались позиционировать себя "научно", не обращались к Богу, ангелам или каким-то еще силам и в худшем случае скромно рассуждали о "биоэнергетике" или "целительных силах организма". Еще не признанные, не изученные наукой феномены - что вы имеете против? Вы ретроград, может, вы считаете, что и жизни на других планетах нет и быть не может?
Но ведь "в цивилизованных странах", скажете вы, ученые и вообще образованные люди не верят во всю эту мистику?
С одной стороны - как сказать. Например, в Германии страховые кассы уже начали оплачивать лечение гомеопатическими средствами. Не полностью, но по крайней мере, если их выписывает обычный врач - то частично оплачивают. Что говорит нам о принятии вроде бы вздорной теории гомеопатии в арсенал "школьной" медицины.
С другой стороны, люди 90х действительно отличались некоторыми особенностями. И эти особенности - вовсе не недостаток знаний по технике и естественным наукам.
Нам не хватало других знаний: знаний о самом оккультизме и экстрасенсорике. В этом же причина, например, любви И.А.Ефремова к "Агни-йоге" и восточной мистике: его сведения обо всем этом были слишком отрывочными, это был по сути запретный плод, который казался невероятно сладким и содержащим тайны, которые от нас специально скрывает КГБ.
Сейчас людям трудно вообразить, до какой степени недоступна была обычному советскому человеку литература и информация по религиям и оккультизму. Конечно, о существовании религии мы знали. Но вот пойти в магазин и купить, например, Библию - было невозможно. В церковь ходили очень немногие. Вероятно, в каких-то интеллигентских московских кругах все это было более распространено, но страна в основном состоит из провинции. Я в детстве ознакомилась с содержанием христианской религии по "Забавному Евангелию" Лео Таксиля. А собственно Библию увидела и прочитала впервые в возрасте 18 лет - я отдыхала в Ялте, и там на набережной какие-то западные миссионеры на халяву раздавали книжки. Наверное, даже люди моложе меня всего на 5-6 лет, уже представить себе не могут, как это - вырасти вообще без каких-либо представлений и даже возможности узнать об этой стороне жизни. Прочитать Библию уже взрослым, сформировавшимся человеком, с совершенно свежим взглядом.
Я не хочу сказать, что все это было запрещено или недоступно полностью. В конце концов, в стране работали церкви, духовные семинарии, все это разрешалось. Вероятно, в церкви можно было купить и Библию. Но простой обычный советский человек, тем более, школьник, тем более, если в семье даже не было верующей бабушки (да даже если и была!) - совершенно не испытывал ко всему этому интереса, и соответственно, не хотел прилагать какие-то усилия к получению религиозной информации. Зачем? Если бы книжки не давали "на халяву", я бы и в 18 лет ничего не узнала.
Наверное, сейчас это непредставимо, но да, советские люди не испытывали ни малейшей потребности в религии и прекрасно решали любые жизненные вопросы без нее.
Что же касается оккультизма, эта область была еще более закрыта, и вот как раз оккультные-то учения, включая ту же Агни-йогу, были полузапретными и диссидентскими. То есть средний гражданин СССР вообще никогда ничего об этом не слышал. Никак.
Поэтому когда на нас двинулся вал оккультной литературы, мы совершенно не были к этому готовы.
Это была новая информация, полностью неосмысленная, с нуля, у нас ничего с ней не ассоциировалось. С религией мы могли ассоциировать хотя бы занятия по научному атеизму - то есть о религии мы еще что-то слышали. А что мы знали о теософии, антропософии, необуддизме, экстрасенсорике, индийских гуру?
Впрочем, это опять же не знали мы - то есть широкие народные массы СССР, на которые все это и навалилось совершенно внезапно. В Москве и Ленинграде в определенных кругах все эти вещи были уже в начале 80-х более, чем популярны. "Гуру из Бобруйска" Майк Науменко написал в 1983 году.
...Все это было в те самые времена,
Когда Иисус Христос сказал впервые "ОМ!"
И Будда - этот тоже был из наших,
Он выпустил приказ всем всех любить.
Носить цветы, усы и бороду, и хайры подлинней,
И на войну ни в коем разе не ходить.
А щас займемся самосозерцаньем -
Те у кого с собою лотос - а ну садись в него!
Эй ты, чувак, пора б уже и знать, что лотос -
Это такой цветок, а не стиральный порошок!...
Но можно предположить, что популярность оккультизма в столичном андерграунде была связана с протестностью, с легким налетом антисоветизма. Кто-то к отцу Меню ходил молиться, а кто-то рассуждал о приходе Бодхисаттвы с юга. Главное - что-нибудь в пику этим вашим комсомольским собраниям. То есть и у этих людей собственно реальных знаний об оккультизме и его месте в мире не было.
Обычный же простой инженер из Сургута или учительница из Свердловска вообще понятия не имели обо всем этом, максимум - когда-то один раз прочитали в распечатке отрывок из "Агни-йоги". Люди со средним профобразованием имели еще меньше шансов хоть что-нибудь об этом услышать.
Сейчас "умные и образованные" люди не верят оккультистам, потому что уже все о них знают. Причем это знание многим из нас далось непростой жизненной ценой. Мой жизненный опыт - попадание в сети оккультных гуру, целителей, и затем, после нескольких лет такого увлечения, болезненное выдирание из всего этого (сначала через обычную религию, так как она все же гораздо ближе к здравому разуму) - далеко не уникален, мягко говоря. Я получала признания очень многих людей, что они прошли через похожий опыт. Если тебе обещают "помочь" в тяжелой жизненной ситуации, вылечить больного ребенка или родственника, и все это прикрывают псевдонаучными рассуждениями об "ауре", "биоэнергетике", "карме", "мудрости веков" - почему же не попробовать? Тем более, что ты знаешь, как не навредить ребенку при этом, а если обычные медики полностью равнодушны - то почему не пойти к тем, что обещает помочь, да и звучит это вроде не так уж глупо?
Кто-то, конечно, избежал всего этого или коснулся лишь частично. А кто-то извлек для себя нечто полезное. Ведь оккультисты и целители очень часто используют вполне обычные методы, которыми пользуется и психология. Йога помогает снять напряжение мышц и успокоиться, то же самое - медитация, все это помогает при нарушениях сна и стрессе. Целители часто используют методы народной медицины. Что там говорить, в Германии оккультным методом считается постановка пациенту банок! Сейчас, говорят, этот метод в обычной медицине считается недейственным и бесполезным - но в старые времена банки ставили в любой больнице; механизм их действия вполне физиологический - улучшение кровообращения в области легких. Ну и различные гипнозы, внушения - все это тоже работающие и в медицине и психологии методы. То есть в оккультизме не все совершенно бесполезно, есть и работающие методики - и это до сих пор является основой веры в оккультизм. Как будто нельзя заниматься просто медитацией или физическими упражнениями, не веря в "высшие силы" или бодхисаттв.
Теперь уже, в том числе и благодаря опыту массы таких людей, как я, оккультизм и мистика занимают в общественном сознании вполне определенное место. У книг и товаров оккультного плана есть свой вполне определенный рынок: примерно 30% людей постоянно или время от времени покупают такие книги, амулеты и т.д. - то есть в той или иной степени верят во "что-то такое". Отношение к этому в целом благожелательное: чем бы дитя не тешилось. Но не серьезное. Наука и эзотерика четко разнесены по разным нишам. Серьезные ученые не верят в оккультизм. Образованный человек прекрасно знает, сколько ерунды и шарлатанства накручено вокруг всех этих псевдовосточных учений - и поэтому никогда не сунется в эту область. За исключением чудаков с психологическими проблемами.
А вот образованный человек середины 80-х таки-нет, не знал. Его осведомленность о реальном содержании мистических и оккультных учений стремилась к нулю. Поэтому запудривание мозга псевдонаучностью срабатывало. И сейчас образованный человек очень часто верит в ту же гомеопатию. Не будучи специалистом именно в области фармацевтики, физиологии, медицины и т.д., сложно оценить бредовость гомеопатической теории. Так же, не будучи физиком, сложно оценить возможность какой-нибудь "памяти воды" или "торсионных полей". Но даже и будучи профильным специалистом, всегда можно предположить, что ну а кто его знает, может, это еще неизученный, новый природный феномен?
Сейчас у нас есть определенные маркеры, говорящие нам о том, что данное учение ничего общего с наукой не имеет, что это - шарлатанство и бред. Например, употребление слов типа "аура", "биоэнергия", ссылки на любых гуру, обращение к потусторонним силам. И все! Услышал эти слова - можно смело отходить в сторону: чепуха.
А тогда у нас таких маркеров не было. Любая информация воспринималась жадно, с интересом и вниманием: что-то новенькое, еще неизведанное, клятые коммуняки скрывали...
Занятно, что прямые идейные потомки тех диссидентов, что гораздо раньше обычных советских людей распечатывали на машинках книги по теософии и восторгались дзен-буддизомом, теперь обвиняют в безграмотности и отсутствии образования... тех же самых обычных советских людей. Очевидно, когда высокообразованный диссидент, столичный интеллигент интересуется душами умерших, целительством или Блаватской - это возвышенно и утонченно. А когда этим интересуется простой советский человек - это свидетельство его полной безграмотности и необразованности.
Все. Проехали. Больше мы этим массово интересоваться уже не будем.
Journal information