Вначале прочитав о нем много хорошего. И да, могу подтвердить, чо уж там, хороший фильм.
Про шахматы я ничего сказать не могу, так как крайне от них далека. Но вот о сериале можно сказать, что он сделан по всем коммерческим канонам современного кино.
- Это сериал о супервумен. Супермены - обязательная часть американского развлекательного дискурса. Об этом я уже писала ("Супермены Америки"). Да, у героини только один скилл - она гениальная шахматистка, но это - сверхспособность; она связана с мистической способностью двигать фигуры в воображении на потолке, девушка никогда никому не проигрывает, лишь два раза (иначе было бы уж совсем скучно) - чемпиону Америки (и потом его бьет), а затем чемпиону мира. Боргов (чемпион мира) является заменителем Главного Злодея в суперменском каноне (хотя он и не злодей, а просто соперник), которого супермен в финале обязан победить.
Супервумен не появляется в результате работы отлаженной системы образования, отбора и пестования талантов, хотя бы родительской заботы. Она селфмейд, она природное чудо, ее сверхспособности мистичны. Она удовлетворяет острой потребности современного зрителя - верить в сказку.
- Это сериал о человеке с психическими отклонениями. И об этом я уже тоже писала: фильмы об инфантильных (= зависимых от "настоящих взрослых") героях с аутичными чертами сегодня наиболее популярны.
Правда, Элизабет никак не аутистка, да и в жизни ориентируется прекрасно, она не зациклена только на шахматах, у нее случается нормальная дружба и любовь. Но и у нее есть зависимости - алкоголизм, транквилизаторы - которые делают ее симпатичной и как бы "своей" для зрителя.
- Ну и до кучи можно сказать, что это - фильм о Золушке, это и вовсе самый популярный сюжет не только на Западе, а практически везде. Героиня вышла из таких социальных низов, что хуже этого разве что еще быть черной - этот момент оттеняет ее черная подруга, которая тоже вышла из полных низов и "чего-то добилась".
Согласитесь, как скучно было бы, если бы у героини были любящие родители, которые платили бы за ее образование, возили в шахматную школу, подбадривали и утешали, мотивировали заниматься и т.д. А так - даже управдом, научивший ее играть в шахматы, вовсе не был в ней как-то заинтересован, это она его уговорила хоть что-нибудь ей показать. Королева селф-мейд с нуля.
Конечно, я не хочу сказать, что в этом есть что-то плохое. Мы смотрим фильм с удовольствием - чего еще нужно?
Политическая составляющая здесь, в отличие от большинства современных сериалов, не вызывает никаких возражений. Авторы сосредоточены на критике собственного общества, а не изображении "адского СССР". Не то, что СССР показан хорошо - там много смешных моментов, вроде стюардессы в буденовке и френче, ну и обычный канон вроде вездесущего "кей-джи-би" и присмотра за шахматистами, "чтобы они не сбежали", тоже соблюдается.
Но дело в том, что и государство США приставляет к Элизабет агента ФБР "для присмотра", однако, в отличие от СССР, финансово шахматистку не поддерживает. Если за советскими спортсменами следит "кей-джи-би", то по крайней мере, им покупают красивые костюмы, и им не приходится изыскивать средства, чтобы поехать на соревнования. Подчеркивается и то, что советская шахматная школа сильна именно потому, что ее поддерживает государство, ищет таланты, развивает их. Хотя бОльший упор делается на то, что мол, советские шахматисты решают задачи вместе, а "мы с нашим индивидуализмом" так не можем. В итоге Элизабет помогает победить дружба американских шахматистов, осознавших силу коллектива :)
Очень приятно смотреть, как Элизабет пытаются купить как средство борьбы с адским коммунизмом/атеизмом, но она упорно отказывается "высказать свою христианскую позицию" и выступить в "крестовый поход"; в конце она снова не позволяет себя инструментализировать как "победителя над коммунистами в их же собственной игре", выходит из машины и отправляется гулять по Москве. За заключительную сцену сценаристов хочется просто расцеловать. Невероятно трогательно, как Элизабет начинает играть со стариками-любителями на бульваре. Все это напоминает наивные светлые времена, когда еще верилось в неких "людей доброй воли", в то, что "простые американцы не хотят войны", и что "спорт - это мир". Кроме того, финал - это ответ на вопрос "а что ты будешь делать, когда всех победишь?" Да ничего. Смысл шахмат (и вообще спорта, игр, досуга) - не в каких-то победах. Смысл - просто в том, чтобы играть.
Естественно, в этих ваших интернетах пролилось много яда по поводу "женщины не могут" и адского феминизма сериала. Да, ТАК женщины не могут. Это, я же говорю, сказка. Не может девочка-сирота из детдома с нуля вдруг стать шахматной королевой среди мужчин. Для этого нужно особое многолетнее воспитание, а лучше - государственная, общественная система, позволяющая девочкам раскрыть свои способности, не тормозящая развитие их мозга уже с рождения. В случае Юдит Полгар это были единичные усилия отца-педагога, воспитавшего в определенном стиле трех дочерей, из которых у двух оказались обычные способности к шахматам, а у третьей - выдающиеся. И этот случай показывает, что да, ничего невозможного в принципе, "от природы" тут для женщины нет - чистый феномен внушения. Когда-то вот казалось невозможным, чтобы девушки прыгали четверные прыжки в фигурном катании, а теперь ничего, прыгают. Шахматы же вообще не нужно делить на мужские и женские, в этом делении нет ни малейшего смысла, и оно само по себе несет мощный внушающий эффект.
В общем, смотреть можно и нужно, однозначно, отличная вещь!
Journal information