Если вкратце пересказать содержание статьи: не надо гордиться и рассказывать, что вот какая-то женщина - математик, хороший программист, служит в армии или еще что-то в этом роде. Или какой-нибудь темнокожий - известный ученый. Те, кто все это рассказывают - считают на самом деле женщин или темнокожих какими-то слабыми, неспособными людьми, и поэтому если те чего-то добились - это надо превозносить и восхищаться. Как будто это трехлетние дети, которых поставили на табуретку стишок рассказывать. Это неправильный феминизм/интернационализм, правильный - это не обращать на данных личностей никакого внимания. Подумаешь, ничего особенного.
Если вдуматься, содержание этой статьи можно свести к вечной проблеме озабоченных: можно ли дать женщине в морду, если она феминистка.
Ну правда же! Она же "считает себя равной". А равному можно и дать в морду, правильно?
Аналогично нет и никакой разницы, является ли ученым/летчиком/профессором математики женщина или мужчина (аналогично - белый или негр).
Они же начали с совершенно равных стартовых условий, правда? Они совершенно одинаковые усилия приложили для реализации своего таланта.
С мордой все достаточно просто. ОК, женщина может быть феминисткой. Но стала она ею уже в очень взрослом и солидном возрасте. А ее уже в год начали наряжать в платьица, и весь детский сад долбили "тыжедевочка". Если она проявляла агрессивность и пыталась подраться с окружающими - "тыжедевочка какможно". Потом она пошла в какую-нибудь модную ныне частную школу, где девочек наряжали как невест, а мальчиков - как солдат. Да и в любом случае на всяких праздниках она была нежной, слабой и красивой снежинкой, принцессой или какой-нибудь дюймовочкой в длинном, стесняющем движения платье, а мальчик - мушкетером, человеком-пауком или еще каким-нибудь суперниндзей.
Ее отдали в художественную гимнастику, мальчика - в секцию борьбы. Исключения возможны, но они бывают редко. О проблемах девочек в секциях борьбы могут многое рассказать сами эти девочки.
Драки между мальчиками в д/с и школе воспринимались как что-то естественное. Драки между девочками - как невероятный ужас.
Книги и фильмы рассказывали ей опять же о том, что ее роль - пассивно сидеть и ждать, пока рыцари ее защитят. Мальчику - прямо противоположное.
Может быть, она уже даже успела родить ребенка и попасть в экономическую зависимость.
И вот теперь со всей этой хренью
По-моему, путать равенство и одинаковость - это уже как-то смешно в наше время, нет? Вроде бы уже столько раз проговаривали: равные - не значит, одинаковые. Обладающие равными возможностями от природы - не значит, обладающие ими же на деле. На деле играет роль еще и господствующая социализация, социальные факторы.
Которые у нас до сих пор разные у женщин и мужчин, у белых и негров.
Чтобы еще раз пояснить, возьмем и пример Кравецкого. Девочка, придя в класс, видит в основном портреты великих ученых - мужчин. Ей из каждого утюга рассказывают, что женское предназначение - это вы сами знаете, что. Точно не математика. В интернете ей еще пояснят, что даже Софья Ковалевская была посредственным, а не великим ученым. В коридоре ей расскажут анекдот о том, в чем сходство женщины-математика и морской свинки.
Кроме того, ей еще просто будут регулярно ломать самооценку самыми разными способами - ибо нечего. Дома будут требовать помощи по хозяйству, молчел, если таковой появится - обслуживания.
В институте она столкнется с прямым сексизмом. А возможно, какой-нибудь профессор еще и за коленки начнет хватать.
Но девочка, предположим, все это каким-то образом пережила и стала успешным ученым-математиком.
Если же способности к точным наукам проявляет мальчик, все будет строго наоборот, и в семье, и в школе, и в институте. Мама с бабушкой будут усиленно кормить и обслуживать будущего гения, папа с гордостью рассказывать друзьям, и даже если мальчик будет лениться, о нем скажут - "он невероятно талантливый, но внутренне свободный и не может тупо заучивать, как эти девочки-зубрилки". Впрочем, если он будет лениться, то математиком все же не станет. Но кроме собственной лени, преодолевать ему ничего не придется.
И да, между этой девочкой и этим мальчиком есть разница. И это действительно невероятно круто, что девочка, в таких условиях, умудрилась все-таки стать математиком. Да, это повод для гордости. И даже если она где-то недотягивает, это ей пока можно простить именно потому, что женщина.
Так же, как выйти из нищих условий гетто, преодолеть всеобщее "черные ни к чему не способны", подрабатывать все время учебы - совсем не то же, что из приличной семьи среднего класса поступить в колледж, пользуясь всемерной поддержкой мамы, папы (не бедных чаще всего), одобрением всех окружающих, и без сучка, без задоринки, гоняя в бейсбол по ходу, сделать карьерку.
Пока сексизм и расизм не преодолены на общественном уровне, на уровне изначальных условиях, социальных заданностей, стереотипов - таки да, гордиться теми, кто "достиг" - это правильный феминизм и правильный интернационализм.
Помните, в "Старике Хоттабыче" незадачливый джинн дарит советскому мальчику Вольке четырех рабов, а тот немедленно их освобождает и выговаривает старику:
- Какие могут быть рабы! А это еще и негры, угнетенная нация, к ним надо относиться особенно чутко!
В СССР это понимание присутствовало. И хотя по факту нет никакой разницы между тем, кто на войне совершил подвиг - мужчина или женщина, подвиги женщин воспевались особенно, и женщина-летчица, к примеру - это было невероятно круто.
В светлом будущем, когда девочки будут воспитываться совершенно так же, как и мальчики, и перед ними так же будут открыты все пути, и на уровне детского сада уже не будет различий между детьми разных наций и рас - вот тогда и не надо будет особенно гордиться капитаном корабля - женщиной или негром, и тогда даже, в случае чего, женщине можно будет дать и в нос - правда, это будет настолько же рискованно, как и дать в нос мужчине.
Хотя я надеюсь, что в светлом будущем люди все-таки перестанут решать проблемы с помощью насилия.
Journal information