blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Досуг как явление

Практически каждый человек стремится получить "больше свободного времени" - свободного от зарабатывания хлеба насущного и всяческих забот. Стремление к досугу кажется одной из основополагающих мотиваций, интересно же то, что само это явление как массовое благо появилось совсем недавно по историческим меркам. Возникло оно как следствие борьбы рабочего класса за 8-часовой рабочий день, создания СССР с гарантированной нормой рабочего времени, отпуска, благодаря чему и борьба рабочих в других странах за такие гарантии увенчалась успехом. А ведь еще в 19-м веке моралисты доказывали, что мол, сокращение рабочего дня губительно для нравственности рабочих - чем они будут заниматься в свободное время, пить в кабаках? Странно, что неограниченное свободное время правящих классов, по мнению этих моралистов, не приводило последние к этическому падению.

Понятно, высвободившийся таким образом досуг (8 часов сна и 8 часов "отдыха") по большей части, особенно для женщин, никаким личным "отдыхом" не являлся,  а лишь давал возможность хоть как-то сносно организовать свой быт. Но у мужчин все же высвободилось какое-то время, и уже здесь возникла проблема массового неумения чем-то этот досуг занять (чем-то кроме пития, разумеется).

В деревне досуг создавался, во-первых, за счет сезонности сельскохозяйственных работ, во-вторых, за счет множества церковных праздников. И здесь он по большей части тратился на домашние хлопоты, а тот досуг, что возникал все же - проводился не в одиночестве и не по усмотрению владельца свободного времени (да и возможностей для одиночества при крайне скученном проживании было мало), а в каких-то общественно одобряемых и массовых формах - гулянья молодежи, посиделки; причем в этих формах человек тоже был принужден выполнять какую-то общественную роль, хотя и "легкую и приятную" (в отличие от трудовой), и времяпрепровождение было по сути регламентировано.

То есть буквально до совсем недавних пор человек и не имел свободного времени (все, что свободно от труда вне дома - уходило на труд внутри дома, на быт), и что особенно интересно, собственно, и не умел это время как-то особенно занимать. Дети с младенчества подражали родителям в труду и досуге, и никаких новых занятий в свободное время у них не появлялось (хотя у маленьких детей еще допускалась игра как проведение досуга - но чем ребенок был старше, тем больше эти игры становились массовыми и принимали форму тех же "гуляний", с флиртом и прицелом на будущую семейную жизнь).

Меня поразила у Харламенко такая мысль:
"...сами трудящиеся в своей массе связывали свое социальное освобождение не столько со свободным временем и внерабочей сферой жизнедеятельности (как ожидали классики марксизма), сколько с изменением человеческих отношений непосредственно на рабочем месте. В условиях еще не завершившегося промышленного переворота и еще не разрушенной крестьянской общины русский рабочий не был еще вполне отчужден от трудового процесса и воспринимал труд на заводе, фабрике по аналогии с трудом на земле — как необходимое условие человеческого существования вообще и собственного существования в частности....
По всему этому крепло не столько стремление увеличить общественное свободное время за счет рабочего времени, сколько превратить труд чуть ли не в свободную жизнедеятельность, удовлетворяющую основные интеллектуальные и личностные потребности человека.
"

Вот же вам свободное время, говорили марксисты. Вот есть же 8-часовой рабочий день, клубы и библиотеки, кружки и театры, и даже женщин мы немножко уже освободим от монотонной гигантской бытовой нагрузки, создав ясли для малышей... Неграмотность? - ликвидирована. Давайте, создавайте общественные организации, участвуйте в советах, решайте, как строить новую счастливую жизнь... Но все это не особенно интересовало российского рабочего и крестьянина - а интересовала, как ни странно, больше организация жизни на рабочем месте; в книге Михаэля Куби "Советская демократия и Сталин" как раз показано, что именно на рабочих местах, на заводах шло развитие подлинной народной демократии, что люди вносили тысячи рацпредложений, предложений по организации производства, горячо относились к участию в собранию, к соцсоревнованию. То есть похоже, что Харламенко прав. Свободное время даже не считалось какой-то особой ценностью и не использовалось для улучшения коллективной и индивидуальной жизни.

Нельзя сказать, что коммунистов не заботил этот вопрос - как уже сказано, условия для полноценного проведения досуга и развития личности в свободное время создавались. Если мы посмотрим на ту же колонию Макаренко, помимо труда и учебы, дети там активно занимались внешкольной досуговой деятельностью - театральный кружок. множество кружков по интересам.

Умение структурировать досуг - не дано каждому человеку от рождения, и просто наличие свободного времени еще не достаточно. Как ни странно, но даже и высшее образование совершенно не обязательно дает и умение индивидуально заполнять свое нерабочее время.

Впервые оно стало актуальным в СССР после войны - когда быт все же (несмотря на неурядицы) значительно упростился, благодаря распространению центрального отопления и водоснабжения, отказу многих горожан от приусадебных участков. Речь здесь, конечно, идет в основном о городах. И вот выяснилось, что даже наличие массового высшего или среднетехнического образования, наличие доступных народу театров, кинотеатров, библиотек, спортивных баз, домов культуры и иных способов культурного досуга - все это еще только условия для формирования культуры досуга, условия, которые не обязательно будут претворены в жизнь.

Оказалось, что довольно значительная часть людей продолжает рассматривать свою жизнь как исключительно борьбу за существование - зарабатывание денег, а в свободное от этого времени - организацию личного и семейного быта. Быт упростился, уже не нужно таскать воду из колодца и заготавливать дрова? Не беда, мы придумаем что-то еще, например, есть же дача, и там можно все это делать, заодно выращивать картошку и овощи. Женщины могут шить-вязать, мужчины - что-то мастерить по хозяйству, словом, быт - сфера бездонная, где всегда можно приложить силы. И главное, при этом человек ничем не отличается от своих родителей и дедов-прадедов, которые были вынуждены все силы тратить на выживание. Если и образуется при этом немного досуга - его стал заполнять появившийся в каждом доме телевизор, и то женщины умудрялись перед телевизором еще и обшивать-обвязывать семью. Здесь же проблема массового мужского алкоголизма (и кстати, отсюда же вытекает и пресловутая сверхсмертность мужчин в постсоветское время - алкоголики дожили до своих циррозов и инфарктов) - мужчине и вовсе нечем было себя занять, помимо "соображения на троих" за гаражами с пассивным сопротивлением "стерве-жене", хлопотливо занятой организацией быта (специально для обиженок: разумеется, речь идет не обо всех 100% мужчин, и даже не о половине. Но об ощутимой, значительной части - иначе никто бы не беспокоился о проблеме алкоголизма).

Где-то в 60-70-е годы началось колоссальное массовое изменение городской психологии (деревенская так и запаздывала по вполне объективным причинам - в деревнях часто еще и быт был на примитивном уровне). В особенности речь шла об изменении детской психологии. Детей в городах довольно массово отдавали в кружки и секции, детей поощряли читать, то есть учили с толком и смыслом проводить свободное время, досуг.

Но однако это было не во всех семьях. Например, у моих знакомых дочь дома было принято шпынять, если она уселась почитать книжку. "А что это наша принцесса расселась?" - вопрошала бабушка, - "Дома что, все дела переделаны?" Девочка, если хотела почитать беллетристику, вынуждена была надевать на книгу обложку от учебника - делала вид, что занята уроками. Несмотря на высокий интеллект и высшее образование, подобное воспитание создало у нее вполне определенные жизненные ценности: в первую очередь деньги и создание идеального быта, а если уж остается чуть-чуть свободного времени - оно, как правило, проводится в кругу семьи перед телевизором. Иначе же скучно. "Одной быть скучно" - как говорит одна моя коллега, и это искренне удивляет меня. Скучно может быть только со скучными людьми - а как может быть скучно в одиночестве, тем более, в наше время, когда есть смартфоны, компьютеры и интернет?! Да и без них собственно было очень даже неплохо - были же книги, музыка, фильмы и наконец, ура, просто чистая бумага и ручка (помню, в студенческие годы я как-то застряла на два дня в аэропорту на пути домой из Крыма, все, что у меня было с собой - блокнот и карандаш, и это помогло мне сохранить эпизод в памяти как интересный, прекрасный и значительный: сидя в кресле аэропорта, я написала какую-то очередную повесть).
Но очень многие люди, включая и мою старшую родню, например, просто не знают, что со всем этим делать, и как можно занять себя без непрерывного перемалывания с окружающими каких-то мелких сплетен, быта, без непрерывных разговоров с кем-то.

Может быть, кто-то подумает, что все описанное - свойство исключительно русских или советских людей. Вовсе нет. В других странах процессы шли примерно аналогично. Отсюда, кстати, этот бросающийся в глаза роскошный быт американских предместий или пресловутые немецкие "особняки с павлинами". Обретя свободное время и средства (причем средства были - в течение нескольких десятилетий - очень неплохие) западный рабочий вкладывал их в то, во что был научен вкладывать родителями - в быт и "выживание". Пусть теперь "выживание" заключалось в постройке бассейна во дворе, пошиве роскошных штор и облизывание собственного Фольксвагена или даже Мерседеса, но это все еще были занятия того же плана, что и у дедов и прадедов (пусть у тех был 14-часовой рабочий день и комнатушка на семью). У старшего поколения западных немцев, по моим наблюдениям, даже хуже с понятием досуга, чем у наших людей.

И лишь подросшее уже следующее поколение, второе и третье поколение жителей "безопасного мира" относится к досугу совершенно иначе.
Оно ценит досуг, скажем так, даже больше, чем "выживание" (они знают, что выживут в любом случае) и ценности устроенного быта. Молодежь готова работать за низкую плату, но вот свободное время ей совершенно необходимо, за каждый час личного свободного времени идет напряженная борьба. Создание семьи, детей? Это может быть разве что интересно как новый веер возможностей по созданию досуга - например, ребенок - это прикольно, его можно чему-то учить, с ним можно ездить в места, которые иначе не посетишь, с ним можно еще раз пережить восторг перед игрушками, которые теперь достигли новых технических возможностей. Но ребенок не является необходимостью.

Причем разница здесь не в более высоком культурном уровне - наоборот, культурный уровень падает. Досуг молодежь проводит за теми же смартфонами и на ютубе - а не в театрах и музеях. Разница в том, что досуг сам по себе стал великой ценностью и вытеснил традиционные инстинкты - "выжить и размножиться". Жизнь предков кажется молодым людям ужасающей: трудиться без просвета на производстве (да еще монотонном и тяжелом), а затем прийти домой, и в особенности для женщин - отрабатывать вторую смену дома, обслуживая детей, выпекая пироги и наглаживая белье. Причем не сказать, что молодые люди всего этого не делают - работать и им приходится, и какой-то быт все равно нужно поддерживать. Но в этом быте нет излишеств, и к ним совершенно не стремятся. Работа же рассматривается не как смысл жизни, а как зарабатывание денег минимально неприятным способом (работа подыскивается по принципу "чтобы не было совсем уж тошнотворно"). Главное же - именно в досуге, в свободном времени, вот там счастье и основа личности.

С одной стороны, старшее поколение пугает такая "беспечность" и отталкивает эта ориентация на досуг и свободное время. Кажется, что эта молодежь не способна ни на что серьезное, и случись что - она и выжить-то не сумеет (возможно даже, что в этом что-то есть).

С другой - может быть, тут мы и подходим к той ситуации, которую ожидали классики марксизма: люди научились уже ценить личную жизнь и свободное время, и когда у них появится к этому возможность - может быть, они начнут понимать, за что бороться и с чем связывать свое социальное освобождение. Тем более, что кризис капитализма в любом случае заставляет людей - умеют они ценить досуг или нет - тупо бороться за выживание. И это никому не понравится, а в особенности тем, кто дорожит своей индивидуальностью и своим свободным временем.
Tags: гуманизм, общество, прошлое, социально-психологическое
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →