blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Сериалы и пропаганда

Все помнят недавно нашумевший сериал "Чернобыль" и возмущение вокруг него. Практически все окололевые и патриотические блогеры высказались по поводу, вполне справедливо - действительно, наврали с три короба, опорочили не только советский строй, но и память героев, представили академиков страдальцами под пятой всесильного КГБ и так далее. А вот Егор Яковлев в очередном таком разборе заметил интересную вещь.

Цитирую, конечно, по памяти. Сказал он, что для американского кинематографа в таком сюжете нет ничего необычного. Простые хорошие люди борются с аварией (стихией, инопланетянами), а зловещее правительство вставляет им палки в колеса и вообще предлагает ужасные якобы безальтернативные людоедские варианты. Американцы не только про советских такие фильмы снимают - они и про своих так же.

А ведь действительно - так оно и есть. Пытаюсь вспомнить хоть один американский сериал, где позитивную роль играло бы правительство - и не могу. Бывает еще относительно позитивная роль ФБР или каких-то еще силовых структур (например, "Фринж", "Старгейт СГ  1"), но и в этом случае небольшая группа хороших парней и девушек внутри этих структур борется против в целом косной и зловещей Системы. Которая вставляет в палки в колеса, коррумпирована, предает и так далее.


"Фринж"

Конечно, я не бог весь какой специалист, возможно, сериалы с позитивной ролью правительства есть - но то, что они в очень-очень незначительном меньшинстве, совершенно очевидно.

То есть вот ситуация "нашей" пропаганды - когда правительство в целом хорошее, ведет правильную линию, и советские люди под чутким руководством партии и руководителей, организованно совершают немыслимые подвиги - такое у них практически невозможно. Правительство у них ведет себя так, что поражаешься - почему ни одному смелому герою сериалов не пришло в голову таких сволочей свергнуть или хотя бы переизбрать.

Впрочем, ответ на этот вопрос тоже дается: потому что все другие правительства еще хуже. То есть согласно мнению массовой культуры, американцы свое правительство терпят, потому что все остальное просто ужасно.
Надо сказать, что при этом президента страны иногда позиционируют как благородного и честного человека, который "просто до сих пор ничего не знал". Но это сути не меняет.

Казалось бы, проигрышная стратегия пропаганды - внушать патриотизм только "от противного" как-то странно. Но нет, видимо, как раз наоборот.
Если герои фильмов и сериалов опираются не на родное правительство и строй - то на что?
А на собственные силы. На себя самих. Плюс семья и максимум трое-четверо друзей.


"Странные дела"

Вопреки любой логике, в любом американском сериале/фильме с напастями (инопланетное вторжение, стихия, астероид, еще что-то) справляются не официальные хорошо экипированные и организованные структуры, войска, спецслужбы - а обязательно тройка-четверка верных испытанных друзей. Или вообще горстка детей. В общем, побеждает всегда дружба! Ну и что, что в жизни это немного не так. Мы же о фантастике...

При этом надежды на официальные структуры не только нет - эти структуры умудряются еще и колоссально усложнить задачу спасителям человечества. То есть им приходится одновременно бороться против очередной катастрофы - и против бюрократов и негодяев во власти.
Сюда же относятся и многочисленные супергерои - здесь тоже речь об одном-двух людях, которые спасают всех. Впрочем, у супергероя тоже, как правило, есть какой-то друг.

"Надейтесь только на себя и на свои силы в любой ситуации" - этот мессидж прочесть очень легко. Это то, что после  многолетней пропаганды должно было впитаться в плоть и кровь.

Отдельный разговор - семейные ценности. ОК, надеемся на свои силы - но чего ради? Зачем вообще герою тратить силы на спасение человечества, как-то напрягаться - если "ради себя" и даже "ради друзей", то не проще ли с друзьями пойти выпить пива? В чем смысл жизни такого героя?

А смысл жизни - конечно же, в семье. В любом западном сериале семья - это абсолютно святое, кровные связи решают абсолютно все, мать, отец, сестра, брат, и уж точно собственный ребенок - это величайшая ценность, ради которой можно убить и умереть. Даже разведенные отцы преодолевают нечеловеческие препятствия, чтобы завоевать авторитет в глазах ребенка, с которым уже и не живут, а иногда и чтобы вопреки всему воссоединиться с матерью этих детей. Понятно, что в жизни это, мягко говоря, совершенно не так. И не потому, что люди, как правило, не являются героями - а потому, что люди и к семье чаще всего относятся далеко не так ответственно, и статистика и разводов, и семейного насилия, а уж тем более, отношение к другим кровным родственникам - все это говорит нам о другом. Ну кто в реальной жизни будет преодолевать невероятные препятствия ради даже не ребенка - а какой-нибудь потерянной сводной сестры? А в сериалах случается...

В идеале, конечно - когда семья одновременно играет роль и "смысла жизни", и партнеров-друзей (из последних - "Дион", "Lost in Space").



Lost in Space

То есть это не реальная ценность - а скажем так, желаемое (кем-то) состояние, это то, во что американцы должны в принципе верить. Ну и не только американцы - ведь эту продукцию потребляет весь мир.

Кто тебе поможет в жизни? Никто. Верь только в свои силы и в возможную помощь двух-трех самых близких друзей - последнее тоже не наверняка, может, это тебе придется их спасать.
Ради чего жить? Ради семьи. Детей, а если их нет - надо любой ценой жениться/выйти замуж и их завести; в крайнем случае - ради матери, отца, брата, сестры, тети, дедушки. Семья самодостаточна, семья - это бог, это в любом случае и обязательно счастье, жизнь без семьи - ад, жизнь с семьей - рай.

И в принципе, это работает. Такую мотивацию люди в любой стране мира понимают автоматически. Даже если к ним лично это не относится, к своим детям они, к примеру, могут быть равнодушны, партнера вообще ненавидят, с родителями не разговаривают - но в сериале это прокатит. Как и идею "опоры на собственные силы" - она вдохновляет, если герой сериала с парой друзей справляется с немыслимыми ужасами и катастрофами, кажется, что мелкие перипетии собственной жизни-то уж преодолеть как-то можно.

С другой стороны. столкновения с плохими парнями из правительства, спецслужб и других организованных структур - тоже вполне жизненны. В особенности, жители других стран не имеют никаких причин любить американскую армию и спецслужзбы - но пропаганда и не предлагает их любить. ОК, наша армия плохая, у нас работают злобные бюрократы, а наши политики вообще-то морально-этические чудовища - мы это знаем, но ведь и среди американцев есть отличные ребята, это-то вы отрицать не будете!

Как, исходя из этого, должна была бы работать правильная, коммунистическая пропаганда?
А примерно так же. Но с той разницей, что опору на свои личные силы следовало бы заменить опорой на трудовой коллектив и совет. Наверху могут оказаться злобные бюрократы, они могут ошибиться - но трудовой коллектив, как правило, верно видит ситуацию и все разрешает правильно. Пару-тройку друзей можно даже оставить, но неплохо расширить до небольшой боевой единицы - скажем, полувзвода. Потому что когда три человека спасают весь мир - это все еще логика супергероя. А вот когда их хотя бы 10-15 - это уже именно коллектив.

Трудность в том, что современный человек вообще не представляет, что такое коллективное действие. Опыт личного и семейного преодоления трудностей у него есть, пара друзей, которые ему когда-то помогали, тоже. может быть, найдется. А вот силы трудового коллектива человек не знает. Впрочем - кто как, но я говорю о среднем потребителе фантастики, который, скорее всего, является офисным работником с так называемым "высшим образованием", а работа его представляет собой гадюшник с девизом "война всех против всех".

Но тем не менее, направление должно быть примерно таким.
Что же касается смысла жизни, здесь исторический материализм, конечно, может предложить гораздо больше. Выживание всего человечества, светлое будущее, в котором понадобятся и дети, и новые открытия, и технологии, и в первую очередь, социальное переустройство. Более того, и сам источник властного злодейства - тех самых нехороших бюрократов - в итоге, возможно, удастся как-то от власти удалить. Впрочем, кто-то сейчас, наверное. уже и вовсе не способен постичь такой смысл - но это не значит, что его не нужно продвигать. Уж на что неграмотными и темными были русские рабочие и крестьяне в 1917 году, и то у достаточно большой части из них возникло это понимание "новой эры", изменения всего человечества, пути к светлому будущему.



Так что тактически пропаганда сериалов, конечно, выигрывает. Но вот ценности и опоры эти уже набили оскомину, не соответствуют жизненным реалиям. И думается, скоро эта пропаганда свою привлекательность потеряет, люди уже сейчас ищут чего-то другого.
Tags: информационная среда, сериалы, фантастика, фильмы
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →