Первая часть
Вторая часть
Почему они получились, на мой взгляд, удачными? Потому что Егор Яковлев - сочувствующий, но не коммунист (ну по крайней мере, в роликах он явно выступает не как коммунист, а как историк).
Это кажется парадоксальным, я понимаю. Но дело в том, что когда коммунисты сами пишут что-то о Ленине - очень трудно нам, практически невозможно не свалиться в какой-то щенячий восторг и возвышенные фразы.
Я тоже не могу. Я написала статью к юбилею, но на немецком - на русский переводить смысла нет, на русском там нет ничего особенно оригинального, немцы же, даже коммунисты, не знают многих вещей, которые мы заучили с детства, с которыми мы прямо-таки выросли - так что для них это интересно.
Почему так получается? Потому что коммунист в любом случае, хоть немного понимает, что это за фантастическая личность, и какой у нее масштаб. Когда задумываешься, что он написал, что он сделал - причем и написал, открыв совершенно новое понимание общества во многих моментах, и сделал. Практически стал акушером при рождении новой эры - одно неверное движение этого человека, или просто не будь его - и все, ребенок мертворожденный, и ждать эры социализма еще десятки или сотни лет. Вот когда это понимаешь, то практически невозможно удержаться от такой оценки, таких фраз и восклицаний, что посторонний человек, не знающий и не понимающий ситуации, неизбежно обвинит коммунистов в "вождизме", "поклонении", "культе личности" и подобных вещах.
Хотя на самом деле это все здесь ни при чем - просто мы все понимаем о нем. "Поклоняться" кому-либо глупо, но неверная оценка масштаба личности - это тоже ошибка. Мы оцениваем, думаю, правильно. Это сознательная позиция, вовсе не связанная с какими-то эмоциями или, тем более, "поклонением".
Вот некоммунист, не ленинист, прекрасно может о Ленине что-то написать, "просто как о человеке", красиво и оригинально. Например, написал же Лев Данилкин (Ленин - Пантократор солнечных пылинок); многие коммунисты от этой книги возмущенно плюются, но признаем честно, это великолепная литература. Идеологически так себе, а литература - великолепная. И это интересно. Автор увидел в Ленине просто человека. Велосипедиста, любителя прогулок, гения со склочным характером. Мы - уже не можем. Такой взгляд полезен. Он с точки зрения высокой Истины неверен - великого человека не определяют бытовые привычки или пищеварение. Но чем-то такой взгляд, наверное, полезен, как говорил Маяковский - "не закрыли чтоб настоящий, мудрый, человечий Ленинский огромный лоб". Чтобы разморозить, чтобы каменный монумент, который мы давно у себя в сердце построили, на миг перестал быть каменным.
А я так, конечно, не могу. Я неизбежно свалюсь в щенячий восторг. Ничего не поделаешь.
Journal information