Если резюмировать вкратце, то основа тоталитарного строя по Арендт - это коллективизм и единство, которые противопоставляются буржуазному индивидуализму и ценности отдельной личности. Ну вы понимаете - для фашистов это расовое единство, для коммунистов - классовое (как бы).
И в принципе, многие либералы "интуитивно понимают" эту концепцию, и их самих тоже можно "интуитивно понять".
В самом деле, капитализму единство и коллективизм выгодны только в одном смысле - единство угнетателей с угнетенными, но такое единство с успехом поддерживается и демократически-буржуазным строем, фашизм для этого нужен лишь в тех обстоятельствах, когда уже реально угрожает разрыв дивного союза эксплуатируемых с эксплуататорами и реальная рабочая солидарность.
Какие общественные ценности наиболее оптимальны для поддержания и роста рынка сбыта? Ведь этот рост для капиталиста является прямо-таки священной коровой, сверхцелью, и общество само по себе имеет ценность постольку, поскольку обеспечивает рынок сбыта (есть и другие функции, но эта - одна из важнейших).
Уж конечно, не коллективизм. Скажем, остатки традиционного общества не способствуют росту рынка сбыта - в крепкой семье экономят продукты, готовя на всех, младшие дети донашивают вещи за старшими, женщины бесплатно осуществляют уход за детьми и престарелыми, машина - одна на семью, а не на каждого по отдельности. Конечно, такая ситуация экономит зато расходы на рабочую силу (можно зарплаты снижать) - но в развитых странах проблема рынка сбыта едва ли не важнее. Производство можно в конце концов куда-нибудь вывезти, а вот потребление сосредоточено именно здесь.
Поэтому выгодно, чтобы люди жили обособленно, не делили общее хозяйство, квартиры снимали или покупали каждый по отдельности, а не в складчину, машина - на каждую человеческую единицу, ну словом, чтобы каждая человеческая единица потребляла по полной. Более того, развитие у нее, единицы, потребностей еще и стимулируется. Выясняется, что человек уже не может жить без компьютерных игр, без различных приставок, без новых моделей телефонов, без кондиционера в машине, без модной сумочки. В общем, что выпускается промышленностью (с целью получения прибыли) - без того современный потребитель сразу же не может жить. Все это считается "развитием индивидуальности" и "ценностью человеческой личности".
Общество не тоталитарно, оно состоит из множества разрозненных индивидуумов и группок.Как пишут иногда либералы, "общества не существует, это выдуманная концепция, есть только отдельные маленькие группы и круги". Единственная и высшая цель индивидуума - потреблять, ну и как рекомендуют идеологически выверенные фильмы, наслаждаться любовными и семейными связями (которые, о радость, могут повлечь за собой еще бОльший рост потребления в семье современного типа). Процесс потребления не требует больших армий и массовых организаций - ему нужны маленькие выверенные "прекрасные союзы" друзей и единомышленников, компании байкеров, клубы ролевиков, в общем - маленькие замкнутые коллективы, объединеные общим хобби. Это идеал.
Идеологическая функция государства заключается лишь в том, чтобы не давать никаким группам приблизиться к "экстремизму". Общества как бы и нет, оно как бы и не ощущается (хотя на самом деле в экономическом и физическом смысле оно не только есть, но даже серьезно угнетает - но мы на это не обращаем внимания, а живем отношениями в маленьких, легко создающихся и распадающихся группах).
Это, кстати, не плохо на самом деле, необходимый этап развития человечества и просто вот такой вот факт.
Но что дальше?
Предположим, произошла революция, миновал этап диктатуры пролетариата, и перед нами раннее более-менее коммунистическое общество (при современной науке и технике этого можно добиться сравнительно быстро).
Предположим, с производством проблем больше нет, автоматизация, изобилие.
(Все эти предположения необходимы для того, чтобы рассмотреть, будет ли такое общество "тоталитарным" и вообще нужен ли "тоталитаризм").
Проблема трудовой мотивации (кому--то все равно надо поддерживать систему производства, лечить, учить и так далее) может быть решена предложенным способом. Так что мы ее здесь рассматривать не будем.
Я уже писала, что при коммунизме у нас возникают две проблемы 1. индивидуализация массы людей. Конечно, искусственно созданные потребности навязываться не будут, но удовлетворение вполне естественных потребностей - это процесс, который может занять всю жизнь. И опять-таки, идеологически общество как единое целое может просто исчезнуть. Даже функцию исполнительной власти с успехом могут осуществлять машины. А законодательная вроде как и ни к чему в этих условиях.
Но это еще полбеды. В самом деле, кто сказал, что человечество должно непременно быть объединенным, и дружно, в едином порыве стремиться к каким-то космическим целям? Вполне возможно, основная цель - это именно распад на индивидуальности и максимальный уровень наслаждения каждой личности.
Однако тут возникает неприятная проблема номер 2.
А именно - необходимость поддержания всего этого хозяйства. То есть необходимо достаточно большое число инженеров, врачей, учителей (предположим, собственно, рабочего класса уже не будет, так как автоматизировано буквально все, и каждый работник на производстве должен являться техником высокого уровня или инженером). Кроме этого, без космической экспансии, исследований своей планеты и космоса, принятия серьезных мер для собственной защиты, такое довольное и сытое человечество вполне рискует через пару поколений стать жертвой очередного конца света в виде землетрясений и цунами, какого-нибудь приблудного астероида. То есть потребность в безопасности удовлетворена не будет.
А для того, чтобы все-таки существовала наука, а производство поддерживалось на должном уровне, нужно значительное количество людей, готовых забить себе голову всей этой галиматьей, сопроматом, строением височной кости и прочей молекулярной генетикой. И не только несколько лет забивать себе этим голову, но еще и потом много лет серьезно работать. И предложенная система мотивации труда этот вопрос тоже не решает, так как стимулирует человека не к квалифицированному, а к любому труду вообще. Потребуется же большое количество квалифицированного труда.
И наконец возникает третья проблема - управления обществом. Оно должно быть максимально демократическим. Но для подлинной демократии, подлинного участия каждого в общественных дискуссиях по важным вопросам, огромного числа способных быть депутатами советов, способных к управлению, нужно как раз массовое системное и очень хорошее образование, а также подлинный интерес каждой личности к проблемам общества. Хорошо, некоторые исключения допустимы, пусть будут сотни тысяч и даже несколько миллионов по всему миру людей, которым общество безразлично, и они интересуются вообще только ежиками, где их купить и почем. Но для того, чтобы добиться именно коммунистической демократии, нужно активное, заинтересованное и образованное большинство.
В любых других случаях это будет власть элиты. Власть элиты мы имеем и сейчас. При слабых социальных лифтах при капитализме ребенок из бедной семьи даже и не заинтересован в том, чтобы хорошо учиться и чего-то добиваться - его место в жизни все равно запрограммировано заранее, и оно будет невысоким, гораздо важнее научиться получать от такой жизни кайф, и хорошо бы без наркотиков и алкоголя. Однако детки из "хороших семей" упорно учатся (тоже не все, но по крайней мере, честолюбивые из их числа), заканчивают приличные университеты и вливаются в ряды управляющей элиты. Так это все работает: у будущей элиты есть мотивация, остальные выполняют роль разрозненных потребителей и пролетариев, с отвращением выполняющих долю повседневного труда ради того, чтобы иметь возможность хоть что-то потреблять.
Предположим, при коммунизме тоже будет небольшое число подростков и молодых людей, честолюбивых, охваченных жаждой власти и/или умеющих воспринимать общественные проблемы. В отличие от других, они будут учиться с интересом, проявлять активность, и войдут в элиту.
Поскольку у этих людей будут свои дети, а воспрепятствовать в продвижении родственников инертные массы никак не помешают, через одно поколение разрыв между этой элитой и народом неизбежно вырастет. А вскоре человечество расколется на крайне незначительное число принимающих решения - и массу, которая радостно плещется на пляжиках, получает удовольствия и, пока эти удовольствия обеспечены, абсолютно инертна. Информированность элиты абсолютна - информированность масс стремится к нулю, массы знают лишь то, что элиты сочтут нужным им сообщить.
Но это будет не тоталитарное общество! Ведь никакого единства там не будет, каждая человеческая личность будет абсолютно ценной, ее желания и любые капризы будут выполняться, насилие вообще невозможно.
Интересно, что такое общество изобразил довольно точно В. Рыбаков в своей ранней повести (написанной еще при СССР, там даже Ленин цитируется) "Доверие". Повесть несколько схематическая, но в данном случае и нужна схема. Там вообще есть буквально один человек, один-единственный элитарий, принимающий за общество все решения. Ну еще может быть, очень узкий круг информированных. Никакого культа личности, правитель даже не особо известен, при встрече люди совершенно не стесняются с ним спорить и ругаться. Только разный уровень информированности. В повести такое общество вполне естественно кончает полной катастрофой.
Но что-то подсказывает, что представления о коммунизме В. Рыбакова вряд ли были верными (иначе не родились бы потом все остальные его произведения, уже совсем ни к селу, ни к городу в плане общественной науки).
Все-таки коммунизм представляется не как власть ограниченной маленькой элиты, а именно как власть образованного и заинтересованного большинства народа.
Но внезапно, для этого необходим... "тоталитаризм".
Для этого необходимо воспитывать всех детей по одним и тем же учебным программам, дающим максимальное развитие каждой личности, заставлять или убеждать каждого ребенка учить массу предметов, вроде бы не нужных в повседневной жизни, но дающих широту системного мышления. А воспитание уже само по себе - "тоталитаризм". Ребенка тоталитарно учат сидеть на горшке, а не писать где попало - а ведь это общественное табу, это опять все те же "общие ценности" тоталитарного общества. Так же тоталитарно придется учить его математике, языку, физике и биологии - хотя свободная личность предпочла бы, скорее всего, игрушки на компьютере.
Для взрослых совершенно необходимо понимание проблем общества. В комментариях кто-то жаловался, что в Советском СОюзе его все время грузили по телевизору упоминанием "битвы за урожай". Да, это тоталитарно: вынуждать каждого человека интересоваться проблемами выплавки стали, роботостроения, производства сельскохозяйственных продуктов, медицины. Личность хочет расслабиться и посмотреть на экране на голые задницы звезд эстрады. А ее заставляют глотать неинтересную и сухую информацию про какую-то "битву за урожай". То есть да, грузить при коммунизме скучными общественными проблемами - будут.
А если не будут - то см. повесть "Доверие", только еще хуже. Распад общества на все понимающую и управляющую элиту - и массы тупых баранов, увлеченных наслаждениями. И катастрофа.
Собственно, хотя я пишу о пока невероятно далеком от нас коммунизме, можно сделать из этого выводы и для сегодняшнего дня. И сегодня вам никто не запрещает интересоваться проблемами общества и быть "тоталитарием".
(Кстати при фашизме пресловутый "тоталитаризм" лишь декларировался, по факту же как раз и была финансово-политическая элита - и масса тупых баранов, которых можно заставить затоптать других баранов, а можно погнать на убой).
И сегодня каждый может встать и сказать: мне есть дело до того, что происхоит в этом мире, и я хочу на это влиять. Пусть потихоньку, маленькими шажками - но влиять, высказывать свое мнение, объединяться с единомышленниками. Ну и конечно же, формировать это мнение, а для этого - учиться, учиться, учиться (с). И это - путь к коммунизму.
Journal information