В принципе, экономическую суть этого явления уже прекрасно изложил Анлазз. В самой развитой-преразвитой капиталистической экономике той же ФРГ каждый год мы наблюдаем одну и ту же картину: крестьянская страта, составляющая всего 2 с чем-то процента населения страны, внезапно резко распухает. За счет, разумеется, сезонных рабочих - автобаны забиты поляками, едущими на сезон подзаработать, платят им какие-то смешные деньги, живут они неизвестно где и как, на койках, но ведь это ненадолго - потом обратно в Польшу. Пока что никакое суперсовременное сельское хозяйство не научилось обходить эту проблему: в период уборки урожая ему остро необходимо множество рук, выполняющих самые простые, монотонные и не слишком приятные работы. Собирающих картошку (комбайн не всегда справляется), клубнику, другие ягоды, помидоры. То есть важно понять: так делалось в СССР не потому, что "что-то не так было в деревне" или "деревенские сами работать не хотели", или "плановая экономика неэффективна", или что-то еще - а потому что нынешний уровень развития производительных сил в сельском хозяйстве везде и повсюду такой, что без сезонного труда не обойтись.
Но разница, конечно, в том, что при капитализме, как выразился известный антисоветчик в комментах к упомянутому посту:
"...обычный естественный капитализм справляется с этим очень легко - фермер-капиталист нанимает за деньги на сезонные работы людей, желающих заработать деньги, совершенно добровольно, обеспечивает им условия, обучает, как убирать, и сохранять урожай".
Если перевести эту агитку на человеческий язык: фермер нанимает за смешные копейки нищих, если это развитая богатая страна - то мигрантов или вообще сезонных мигрантов; пользуясь разницей в жизненном уровне и тем, что людям рядом с ним вообще жрать нечего; обеспечивает им койку в вагончике или набитом помещении и наказывает - выкидывает на хрен или штрафует, если рабочий трудится недостаточно быстро, подъедает урожай, в общем, "неправильно убирает и сохраняет".
И это все мы должны считать прекрасным и легким способом справляться с проблемой, а главное - высокоэтичным, ведь никого не заставляют, все добровольно и с песней, как та кошка со скипидаром!
Но вернемся к СССР. Понятно, что описанный способ "легкого и прекрасного" решения проблемы там никак не работал. По самой простой причине: ну не было там достаточного количества людей, готовых выполнять в сезон довольно тяжелую работу за смешные деньги (деньги, кстати, платили. Я ездила на картошку только студенткой, так для студентов это был вполне нормальный приработок). Не было там безработных, готовых схватиться за что угодно, не было "дешевых мигрантов", которых можно откуда-то завезти - и они будут "добровольно" работать; вообще вот не было такого рода ресурсов.
Были студенты, солдаты; были городские труженики, которые, впрочем, ограничивались (по крайней мере, так было в наше время в наших местах) довольно краткими выездами, иногда однодневными - им же по своему месту работы трудиться тоже надо.
Причем какой-то трагедии все это совершенно не представляло. И я, и вообще все, кого я знаю, вспоминают картошку с ностальгией. Ну что здесь трагичного? Поработали. Попели песни под гитару. Ну кто-то напился (я тогда была еще очень наивна и невинна, да :) Вот недавно вспоминалось мне, как у нас в "колхозе" полетел комбайн (точнее, он просто не мог работать из-за страшной слякоти), и нам выдали вилы для самостоятельной копки картошки, так наши ребята по этому поводу сочинили прикольную песню про бригадира, который сидит и страдает, а почему? Потому что вилы выдали.
Ну а как я теперь безоружный
Буду с бригадою воевать?
Вообще острот "колхозных" очень много было, прямо в любой спальне можно собрать клуб веселых и находчивых.
Свежий воздух, парни и девчонки, веселая, дружная атмосфера. Не слышала я и чтобы более взрослые как-то страдали по этому поводу - ну съездили и съездили, все какое-то разнообразие, не все же сидеть в душном учреждении.
В чем же заключаются претензии антисоветчиков по поводу такой сезонной работы?
1. Недобровольность,"рабство", заставляли.
2. Почему заставляли трудиться на земле высокообразованную интеллигенцию, когда она могла бы работать в это время по своей невероятно важной специальности?
1. По поводу недобровольности.
Думаю, здесь разница в понимании значения слов. Ведь для процитированного выше антисоветчика реально наниматься на тяжелую и неприятную работу за гроши - это "добровольность" и "свобода". Трудиться в быстром темпе, в страхе, что хозяину что-то не понравится, надрываться, не сметь даже пикнуть - это свобода. Короче говоря, рабство - это свобода, правильно писал Оруэлл, хоть и нехороший человек, но талантливый писатель.
Что же касается недобровольности работ в СССР, то здесь все далеко не так просто.
Да, отдельный индивидуум практически был принужден к таким работам (если, конечно, желал сохранить свое рабочее или студенческое место).
Выезд городских тружеников на с/х работы предписывался постановлениями Совмина; вот, например, как это формулируется в постановлении совета министров СССР 1981 года:
Разрешить Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам и облисполкомам привлекать в 1981 году в наиболее
напряженные периоды работы в колхозах и совхозах на
сельскохозяйственные работы и для работы на хлебоприемных предприятиях
и свеклоприемных пунктах трудоспособное население городов, рабочих
поселков и сельских населенных пунктов, а также рабочих,
трактористов-машинистов и других механизаторов и водителей автомобилей
с промышленных, транспортных и других предприятий, из учреждений и
организаций без ущерба для выполнения установленных им плановых
заданий
Надо учесть, что плановая экономика превращает страну в одну огромную корпорацию, которая занимается всем - от производства зерна и картофеля до воспитания детей. Этой корпорацией руководит в деловом, менеджерском отношении, как раз Совет министров, под ним - отдельные министерства. Вас не устраивают постановления Совмина? Совмин подчиняется Верховному Совету СССР. Становитесь депутатом, общественником; вступайте в партию и делайте карьеру в партии; наконец, просто напишите в газету - и вас услышат. То есть по сравнению с любой капиталистической фирмой, где работника вообще никто слушать не станет - это была достаточно демократичная корпорация.
Но если вы работаете программистом, а вас посылают таскать мебель - вы же таскаете, не так ли? И зачастую даже понимаете, что ну вот некому, надо помочь родной фирме. И даже если ворчите, что "надо нанять грузчиков", то ведь вряд ли назовете это "рабством". Обычная рабочая ситуация, дисциплина.
Вот и здесь была та же ситуация: все трудящиеся СССР - работают в одной гигантской корпорации; она создает довольно неплохие условия труда и отдыха, но определенная дисциплина в ней все же присутствует, в частности, если необходимо на какое-то время работать не по своей специальности, а помочь убрать урожай - то придется это сделать. Такова жизнь без розовых пони и единорогов. Рабство ли это? Не более, чем любая работа в любой капиталистической фирме. Как программист, вы можете сменить фирму, но что-то подсказывает мне, что и на любом другом месте вам иногда придется таскать мебель...
То есть все эти громкие эпитеты типа "рабство", "недобровольность" и все вот это - чистой воды агитация и пропаганда. На самом деле - общественный договор: трудишься в СССР - изволь выполнять распоряжения Совмина.
Что в те времена, повторяю, ни у кого особого возмущения и не вызывало, это было нормальной частью нашей жизни.
Не спорю, если бы наше руководство было покреативнее и обращало больше внимания на извивы общественной психологии - оно бы могло придумать варианты позатейливее, скажем, ввести выбор для граждан, где именно они хотят трудиться в "колхозе", индивидуальный учет отработанного с освобождением от этой обязанности после определенного количества дней, ввести какие-нибудь баллы и пункты за с\х работы. Но так или иначе, эту сезонную проблему рабочей силы все равно пришлось бы решать, и решать без того, чтобы обрекать часть советских граждан на жизнь в постоянной нищете и "добровольную" готовность заработать хоть что-нибудь.
2. Социальное чванство.
Не утихают споры: правильно ли было, что в Сталинские времена зарплата интеллигенции была заметно выше зарплаты рабочих, учеба в итоге окупалась материально? Да и у рабочих по мере повышения квалификации росли доходы. То есть создавалась материальная заинтересованность расти, повышать квалификацию, учиться. Но это создавало и материальное расслоение общества - заметно большее, чем в брежневские времена.
Некоторые считают, что это совершенно недопустимо, как это в социалистическом обществе может быть материальное расслоение, а материальная заинтересованность - вот она-то уж точно вызывает сразу мелкобуржуазное сознание!
И можно даже подумать, что это так и есть, но очень интересно получается, если обратиться к опыту СССР брежневского, где царила уравниловка, где повышение разряда рабочего давало ему прибавку лишь в несколько рублей, инженер мог получать меньше рабочего, вообще учиться в ВУЗе в материальном отношении как бы и смысла не было - получать потом будешь гроши.
И что, это вот социальное равенство (и даже возвышение рабочего класса, казалось бы) привело к развитию подлинно коммунистического мировоззрения? Пресловутой, как тогда говорили, "духовности"?
Увы и ах, совершенно нет.
Это привело к совершенно парадоксальной ситуации.
1. Интеллигенция (назовем здесь так людей. закончивших ВУЗы) считала себя однозначно выше и лучше пролетариата. Считала себя элитой. Сознание было насквозь иерархическим. Детей запугивали ПТУ ("Помоги Тупому Устроиться"), "будешь слесарем", "тебя замуж возьмет только слесарь, будет напиваться и тебя бить" (угу, ведь пьют исключительно представители рабочих специальностей, да и насилие в семье бывает только у них - по статистике отнюдь нет).
2. Но при этом у данной прослойки совершенно отсутствовали материальные признаки такой элитарности. Зарплата - низкая, шофер автобуса зарабатывает в два раза больше учительницы. Приходится точно так же ездить на дачный участок (вот, кстати, где реальный ужас с реальной "картошкой", о котором почему-то никто не вспоминает - видимо, это-то делалось добровольно и с песней!), трястись в тех же троллейбусах, смотреть то же кино и слушать те же песни, что и пролетарии.
И наконец, ездить на картошку!
Почему-то я не слышу стенаний о том, что на картошку посылали слесарей или санитарок! (хотя посылали - я когда работала в каникулы санитаркой, ездила от нашего отделения, это логичнее, чем врачей посылать). ЭТо ведь нормально. У них и все остальное время в принципе работа достаточно нелегкая и монотонная - ну какая разница, то в цеху повкалываешь, то на грядках. Ни они сами, ни антисоветчики никакой трагедии тут не видят.
Нет, стенания относятся именно к факту присутствия на "картошке" Интеллигенции! Ведь как же: люди же пять лет просиживали в ВУЗе, напрягали серое вещество - и все только с одной целью: чтобы работа была "чистенькая", за столом, чтобы не надрывать жилы и не уравнивать себя на низких неблагородных работах с какими-то пролетариями и колхозниками.
А тут им такую подлянку! Как можно!
Кстати, именно это несоответствие Статуса его материальному отражению в виде зарплаты и всегда абсолютно чистенького умственного труда и привело к перманентному недовольству интеллигенции и тому, что именно она стала ведущей силой катастройки...
Тут еще можно упомянуть о той части интеллигенции, которая-таки была элитой и в материальном отношении, но попасть в которую было сложно - не просто 5 лет отучиться, а делать карьеру, либо же иметь хорошие связи. Директора, писатели, композиторы, главврачи, профессора... Эта часть интеллигенции имела иные основания для недовольства - и она же задавала тон для всей остальной, массовой интеллигенции. Но здесь мы, пожалуй, уклонимся от темы.
Таким образом, недовольство советской интеллигенции "картошкой" имеет довольно глубокие корни и далеко к одной только "картошке" не сводится.
Это - лишь частное проявление начинающегося, причем добровольного классового и социального расслоения, которое окончательно состоялось в 90-е. Правда, массовая интеллигенция при этом оказалась фактически в положении пролетариев, и теперь учителя и врачи не ездят на картошку - они бастуют из-за своего отчаянного положения или увольняются в знак протеста.
Но зато добровольно и с песней.
Journal information