blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Приключения товара на рынке труда-16. Расставание с иллюзиями.

предыдущие серии

В итоге я освободилась от иллюзий о том, что якобы "специалист нужен всем". Я перестала концентрироваться на себе и своих неудачах и поразмыслила внимательно обо всех своих коллегах.
И увидела ту же картину!

Да, есть люди, работающие на одной фирме долго. В старых крупных фирмах люди работают даже по 30 лет.
Но в наше время это исключение, и те, кто приходит в профессию, уже точно на одном месте 30 лет работать не будут.

К тому же, такой долгий срок работы был связан с жирными тарифными договорами, которые существовали для них – как бы над тобой ни издевались, трудно уйти, когда ты получаешь значительно больше, чем коллеги по отрасли. И сейчас у нас старики тянут до пенсии, хотя им невыносимо, потому что в любом другом месте их зарплата упадет раза в два.

Сейчас с такими договорами уже затрудненка, общего по отрасли договора нет вообще, в частных домах их некому заключать – нет стороны, представляющей интересы работников.
Средний срок работы медсестры в нашей отрасли после окончания школы – ВОСЕМЬ ЛЕТ.

То есть огромное количество, даже большинство людей бросает эту профессию, или же их оттуда выдавливают, когда они проработали лишь несколько лет. Выкинув три года учебы ни для чего (впрочем, некоторые просто переквалифицируются – идут в армию, там мы тоже сразу можем служить спецами, в бортпроводники, в фирмы по продаже медоборудования или же инспектором в страховую кассу).

Причина уходов разная. Кто-то быстро становится инвалидом, срывает навсегда спину или психику. Кто-то не справляется с возрастающими требованиями. Кого-то не устраивает зарплата и положение, и хочется чего-то большего. Но очень многих именно доводят.

Я вспомнила, скольких людей «ушли» из коллективов на моих глазах. Это было даже в моей первой фирме, и даже после того, как оттуда ушла одиозная Барбара. Были новички, которые явно не справлялись с работой, и хотя у нас все были вежливые и милые, но создавалась атмосфера скрытого моббинга... практически вынужденного, ведь если человек постоянно делает ошибки и оставляет работу другим, то понятно, что другие не будут в восторге, и возникает очень нервная ситуация. А справиться с этой работой может не каждый – и не из-за «жоп» или необходимости, как тут писали, «мило улыбаться» (такой необходимости нет), а просто из-за очень сложного менеджмента, сложных задач, мультизадачности, цейтнота.

Меня в старую фирму и взяли на место такой несправившейся – это была женщина с высшим образованием, работала преподавателем в школе ухода, но там денег было мало (на гонорарной основе), и она хотела еще работать у нас. Не справилась. Возраст, неспособность организовать время на рабочем месте. Начальница вежливо ее попросила.

Но были и люди, которые справлялись (и потом с успехом работали в другом месте) – но их просто выдавливали, потому что кому-то они не понравились. На мой взгляд, они работали приемлемо – ну делали ошибки, так кто их не делает? Я пыталась даже заступаться – пока одна такая жертва моббинга не начала наезжать на меня, пытаясь доказать, что я «еще хуже», так что это меня надо травить, а не ее. Я перестала за нее заступаться, конечно.
То есть выдавливание – дело в нашей отрасли совершенно привычное. А меня даже ведь коллеги никогда и не выдавливали, с коллегами у меня как правило все было нормально. У меня возникали конфликты с начальством.

А уж начальство всегда увольняет неугодных вообще без проблем. Тут все просто.
- Есть интересы владельцев фирмы. Получить прибыль (в случае некоммерческих организаций, как наша - свести финансовый баланс так, чтобы фирма не проиграла частным и не разорилась).

- Есть интересы бюрократической иерархии (внутри крупных фирм, как частных, так и церковных/общественных). Чтобы процесс шел, чтобы не было жалоб, чтобы проверяющие комиссии (состоящие из людей, крайне далеких от ухода вообще) были довольны, и чтобы удовлетворять требования владельцев (прибыль). Потому что иначе же выгонят и лишишься своей нехилой зарплатки и уютного места. А зачем бюрократии действительно хорошее обслуживание клиентов, действительно хорошо организованный процесс? Ей нужно только одно: соблюдать баланс денег, и чтобы жалоб не было.

- Есть интересы работников (работать поменьше, не так тяжело, получать побольше, иметь хорошо организованный рабочий процесс, удовлетворять клиентов - потому что работники находятся рядом с клиентом и от него сразу же получают фидбек, и по-любому вынуждены на него реагировать - в отличие от начальства).

- Есть интересы клиентов, которые в целом совпадают с интересами работников: им желательно, чтобы их обслуживал один и тот же человек, хороший, которого они сами выберут, ну и просто хорошее, качественное обслуживание (которое и возможно только, если человек опытный и работает долго на одном месте).

Поэтому мы, как работники, часто страдаем иллюзиями. Кажется: ну вот мы же такие опытные, так заботимся о клиентах, лучше нас же этого никто не сделает, мы незаменимы.

А начальство видит ситуацию совершенно иначе. Ему вообще все равно, кто стоит в плане – Майер, Мюллер или Завацки. Главное, чтобы план был целиком заполнен. Ему все равно, работает фрау Завацки положенные 40 или 80 часов в неделю (ну наберет сверхурочных – выплатим, все равно же эта зарплата полагалась отсутствующему человеку). Еще важно, чтобы эти винтики (фамилии в плане) не мешали, не нарушали их душевного комфорта, не требовали чего-то там переделать и изменить, это не их, винтиков дело – достаточно того, что сверху постоянно чего-то требуют. Если винтик слишком нарушает душевный комфорт начальства, слишком много болеет – словом, доставляет хлопоты, его нужно удалить и заменить на другой винтик.

Правда, проблема в том, что винтиков как-то маловато – не стоит очередь за воротами. Поэтому Начальство паникует, и во всех газетах трубят о «кризисе в уходе!» Но винтиков, хотя и не полная шкатулка, все же несколько на дне обычно валяется, из школ кого-то выпускают, приезжают специалисты из стран ЕС и можно, если не зачерпнуть горстью, то довольно быстро найти специалиста.

Поэтому для начальства очень даже благостна ситуация, когда специалисты приходят и уходят. За две недели вработали, обучали, месяца три- шесть человек поработал (иногда даже два года!) – и до свидания, можно брать нового, и это выгоднее, чем держать постоянный контингент, работающий по 20-30 лет. Новички скромны, не разобрались в ситуации, ничего не требуют, у них еще нет собственного вИдения процесса. Они не создают проблем, а если начинают создавать – их можно легко припугнуть или легко уволить. Они никак не могут организоваться и начать активное сопротивление начальственным инициативам по выжиманию их досуха. А вот со старым сработавшимся коллективом все это вполне возможно. Поэтому такие коллективы для начальства – головная боль.

То, что клиентам неприятно, что все время приходят новые люди, к которым надо опять привыкать, которым надо объяснять свои привычки, и не факт, что все вообще будут на эти привычки обращать внимания... а разница-то какая? Интересов начальства и владельцев это никак не затрагивает, а недовольство клиентов... ну а куда им, клиентам, идти? – ситуация везде похожая, бывает еще и хуже. Мест в домах престарелых не хватает, на них очереди. Если уж чем-то и надо привлекать клиентов, то снижением цен и внешним благолепием – хорошим ремонтом, дизайном, оформлением, заманчивыми предложениями.

Итак, я перестала волноваться по поводу собственного несовершенства и «непригодности». Тем более, на работе я каждый день вижу, что у меня получается, я пользуюсь уважением коллег и любовью пациентов – и мне этого совершенно достаточно, чтобы знать, что со мной все в порядке. Даже с «трудными» родственниками пациентов мне удается поговорить весьма успешно.

А вот эти события и конфликты... проблема в том, что нечто подобное бывает практически у всех. Мне один человек когда-то сказал «здесь принцип такой: постоянно давать понять работникам, что мы можем без вас обойтись, что вас тут никто не держит, и никому вы особенно не нужны». В этом он был прав. Людей увольняют (иногда по идиотским причинам), не продлевают договора, люди уходят из-за моббинга или буллинга, невыносимых условий работы. Какой бы ни была ситуация на рынке труда, как бы отчаянно предприятие не нуждалось в квалифицированных специалистов – никто за них не держится. Проще выкинуть этого спеца и нанять нового – тот хотя бы первое время будет молчать в тряпочку, покорно заменять коллег и быть лояльным. А начнет вякать – можно опять заменить.

Несколько раз я уже писала о возможности повлиять на эти «невыносимые условия». Ее нет! Даже в том случае, когда хозяин прямо нарушает закон. Формально да, есть профсоюз, есть трудовое право и адвокаты. Но как только вы идете на прямой конфликт с начальством – вы первый кандидат на вылет. Поэтому судиться имеет смысл только после увольнения – если вам недоплатили, к примеру.

После увольнения из предыдущей одиозной фирмочки мне выплатили все сверхурочные, и это было реально очень много, практически дополнительная зарплата (у меня и было более 200 часов уже). И если бы они попробовали хоть что-то зажать, я бы пошла к адвокату, тем более, что для членов профсоюза адвокат есть бесплатный. Они это понимают и даже не пытаются идти на такие нарушения.
А вот если ты хочешь сохранить рабочее место – все намного сложнее.

Итак, я начала работать в крупной некоммерческой организации. И вначале, если честно, мне показалось, что я уже умерла и попала в рай!
То есть это была прекрасная работа. Смены были длинные, и за счет этого мы имели столько же выходных и праздничных дней в году, сколько и все нормальные трудящиеся – обычно в уходе этих свободных дней гораздо меньше. Каждые вторые выходные железно свободные, это святое. Раз в неделю еще скользящий выходной (для компенсации рабочих выходных), причем график можно рассчитать на год вперед! Можно планировать, записываться к врачам, приглашать гостей... Страшно сказать, но обычному работнику ухода все это практически недоступно, в обычном доме ты даже не знаешь зачастую, в какую смену работаешь на следующей неделе.
Если ты работаешь в праздничный день, в течение 1-2 месяцев потом получаешь за него отгул. И повышенную оплату получаешь тоже!

Отпуск 31 день! Зарплата по тарифному договору – сразу немного выше, чем везде, и каждые 4 года вырастает на ступень (где-то 200 евро брутто). Тринадцатая зарплата! Отпускные и надбавки.
Сами смены, несмотря на 40 с лишним человек в отделении – вполне терпимые, даже когда мы оставались вчетвером. Из живущих в отделении стариков довольно многие обслуживали себя, а самое тяжелое – это ведь базовый уход. А еще у нас постоянно работали люди из фирмы заемного труда, они даже не только замещали больных коллег, но и приходили при обычной загруженности отделения, никто на них тогда не экономил. И каждая медсестра получала как минимум один офисный день в неделю. То есть целый день ты только сидишь и пишешь документы на своих прикрепленных пациентов. Ну может быть, еще готовишь на них же таблетки.
В обычные дни не надо с документацией мучиться.

Мало того, случилось так, что на испытательном сроке я действительно тяжело заболела, попала в больницу на 3 недели, и потом еще неделю дома. И меня не уволили, слова не сказали.

В первой фирме (частной) наш шеф поступал просто: заболела на испытательном сроке хоть ангиной на неделю? – до свидания. Все ходили на работу больные.

Все эти блага имеются благодаря наличию совета предприятия – это то, что в России называется «профсоюзом» внутри самого предприятия. В Германии профсоюзы в основном отраслевые.

Конфликты на работе? Да, были. Но в общем не выходили за рамки обычных рабочих конфликтов и как-то регулировались. Что важно, здесь были четко разнесены функции ассистенток и медсестер и установлена иерархия. Сиделки не раздавали лекарства, медсестры действительно должны были распределять работы и организовывать. Если сиделка выпендривается, можно пожаловаться вышестоящему начальству, и оно встанет на твою сторону в этой ситуации. Да они поэтому и не выпендривались, а нормально работали (выпендрежницы, видимо, ушли со временем сами). Не то, чтобы я любила иерархию, но в отсутствие официального распределения власти возникает неофициальное, и расцветают такие явления, как описанная в предыдущих главах Анна или просто крикливый, но неумный человек захватывает все. А у медсестры взгляд на ситуацию все же более комплексный, чем у сиделки.

То есть казалось бы, все было замечательно, и я наконец поняла, что нашла свое место.

Как вы догадываетесь, в следующей серии последует серьезное НО.
Tags: записки ушельца
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →