blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Учеба в Германии: секспросвет, внешкольные занятия и профессиональное образование.

Немного о пресловутом «секспросвещении» в немецких школах, поскольку в России об этом ходят легенды. Оно, разумеется, есть. У моих было два раза, один раз в начальной школе и один раз в шестом классе (11-12 лет). Пугаться не надо! В начальной школе в 8-летнем возрасте это были просто уроки естествознания с объяснением на детском уровне «откуда берутся дети», и очень много про уход за младенцем. «Про секс» как таковой речи не вели. И вообще знания о физиологии дали весьма поверхностные, например, о менструациях я позже просвещала дочь самостоятельно. В шестом классе уже было именно про секс, предохранение и т.д. Рано ли это? Для моих да, было рано, им было неприятно каждый раз, они морщились и не хотели ходить на эти уроки. Но есть дети, которым в 12 лет уже не рано, а в самый раз. То есть вопрос сложный – нельзя же, к сожалению, для каждого ребенка индивидуально подобрать возраст просвещения.

С другой стороны, чего-то ужасного тоже не произошло. Собственно, не знаю, что именно должно было произойти ужасного. По моим впечатлениям, немецкие подростки начинают «встречаться» примерно тогда же, когда это было принято и у нас (и так же, как и в России), люди есть разные – кто с 14 лет того, а кто и к тридцати еще девственник. То есть что ужасного – неясно.

Еще здесь же надо рассказать о системе внешкольных занятий детей (именно детей, взрослых здесь не касаемся). С одной стороны если посмотреть и перечислить – то есть как бы практически все, что было у детей в СССР (ну чего-то нет – так зато есть что-то другое, карате, к примеру – его в Союзе не преподавали).

То есть фактически как бы «все есть». Там, где мы жили – было очень мало чего, но я, конечно, учитываю, что это небольшой город: в Союзе в небольшом городе тоже мало чего было.

Поэтому когда я пишу, что вот именно отсутствие системы внешкольных занятий навело меня на очень серьезные размышления о благости образования в ФРГ – тут же набегает толпа с воплями «вывсеврети!» - их дети занимаются фигурным катанием, теннисом, плаванием, музыкой и чем угодно. И даже целых два раза в неделю!
Причем да, я верю, что занимаются.

Чтобы объяснить это противоречие, просто расскажу о своем опыте.Я постоянно пыталась убедить детей заниматься каким-нибудь спортом, здоровья ради.

Тут есть варианты: занятия в спортивном обществе (Verein), где это почти бесплатно, ну только оборудование-форму самим покупать и небольшой взнос (несколько евро в месяц). Обычно занятия в таком «ферайне» раз в неделю (например, волейбол, теннис и т.д.) Много ли эффекта от занятий раз в неделю, судите сами. Правда, у нас было одно исключение – футбол, там занятия были два раза в неделю. Дочь туда походила несколько месяцев и больше не захотела, ну не ее это.

Можно заниматься за приличные деньги (40-50 евро в месяц) в спортивном клубе. Ради развития детей денег не жалко! Я отдала сына на занятия таэквондо в спортивный клуб, возить можно было 3-4 раза в неделю, и я так и делала. Все-таки 4 тренировки в неделю – уже более-менее серьезно.
Через два года (!) этих занятий врач, который осматривал ребенка, сказал - «он что-то слабенький у вас. Может, ему каким-нибудь спортом позаниматься?»

Я подобрала упавшую челюсть и мысленно спросила себя, а куда же уходят 50 евро в месяц?! Стала присматриваться к тренировкам. Небольшая разминка на уровне школьной физзарядки, все немного побегали по кругу, а потом стоят в очереди к груше и по очереди ее бьют. Все. Пять минут стояния в очереди – один удар.

В общем, забрала оттуда сына. Все подробности неинтересны, но в общем, все наши попытки заниматься спортом заканчивались примерно тем же: да, занятия вроде бы и есть, можно писать в интернете (как эти возмущенные граждане): а мои сын/дочь занимаются… Но как бы их и нет, этих занятий.

Дело в том, что мне очень есть с чем сравнивать. Я сама в Союзе в 12 лет, будучи абсолютно больным, неспортивным ребенком, которому оценку по физ-ре натягивали только за посещаемость (а не натягивали бы – мне не составило бы труда взять освобождение на всю жизнь), которому врачи обещали лет через 5 «не сможешь встать с табуретки без одышки» - пошла заниматься спортивным ориентированием. 4 тренировки в неделю плюс выезд почти каждую неделю в воскресенье. 2 лагеря – летний и зимний, плюс сборы с жизнью в палатках. Через года три я бегала 10 км довольно неплохо на время, защищала честь школы на районных лыжных соревнованиях, а уж про туристические вообще молчу. Ну и здоровье, конечно… И это я - неспортивная, а что уж говорить об окружающих детях, у которых еще и способности хоть какие-то были.

То есть я знала, что если заниматься и регулярно ходить – то результат нормальных занятий совершенно не сравним с тем, что был у моих детей.

Теперь о музыке. Дочь ходила в музшколу, по желанию, сама выбрала инструмент – аккордеон. Стоило удовольствие 50 евро в месяц. ОДНО занятие в неделю. То есть более 12 евро за занятие. Дочь занималась 6 лет. Результат – ноль. Ну ладно, ноль целых, две десятых: какие-то песенки научилась играть и забыла через полгода. И не надо думать, что она не занималась дома – то, что задавали, делала. Никакой музтеории, сольфеджио – ничего подобного не было, что на уроке учитель покажет, то и ладно.

И опять же, для сравнения. Я проучилась в музыкалке 5 лет (закончила вечернюю, пианино). Играю на примитивном уровне, но любой песенке могу двумя руками подыграть; легкие вещи читаю с листа, более сложные могу и сейчас разобрать, если надо (и разбирала к школьной вечеринке). В старших классах дочь попросила позаниматься с ее подругой, у той денег нет, а хочется. Я сказала – ты с ума сошла, где я, а где музыка? Дочь: я же знаю, как ты играешь. Ну ладно, позанималась. Только не так, как в здешних музыкалках, а дала девочке гаммы, построение аккордов, теорию – насколько знаю, этюды для техники (даже руку как-то там, как умею, поставила – здесь не ставят, брякай как хочешь). Девочка внезапно через год начала играть, а главное – овладела клавиатурой и могла подобрать то, что хотела.

То есть результат налицо. И где у моей дочери был этот результат за 50 евро в месяц? Сама она у меня учиться не хотела, обычное явление – мама не авторитет.

Поэтому да. Занятия внешкольные как бы и есть. Но их как бы и нет.
Не случайно в крупных городах можно встретить, например, «русскую музыкальную школу», где учат, видимо, по тем же принципам, что и в России: два урока специальности в неделю, домашние занятия по 1-2 часа с гаммами и классикой, один урок сольфеджио, один хора (умение петь входит в музыкальную культуру), один музлитературы. Такие занятия дают результат.

Может быть, в восточных землях сохранились нормальные социалистические занятия с детьми – этого я сказать не могу, как-то не обсуждали со знакомыми. Но в ФРГ занятий фактически нет. Рассчитывать на них нельзя. Может, где-то и есть настоящие серьезные занятия – но найти их крайне трудно. Или рассчитаны они только на суперспособных и желающих детей, то есть буквально на единицы.

В заключение я немножко расскажу о профессиональном образовании. Высшее в Германии вообще распространено гораздо менее, чем в России. Например, логопед – это не высшее образование, спец по лечебной физкультуре (физиотерапевт называется) – не высшее, а трехлетнее, эрготерапевт – невысшее трехлетнее, медсестры разных видов – то же самое (в других странах все медсестры имеют высшее). Программисты очень часто не имеют высшего образования, а делают трехлетнее невысшее (называется «Информатик-ассистент», по факту нормальные программисты и зарабатывать могут очень неплохо – все зависит от того, что человек может и куда устроится).

С высшим образованием программист уже трудится каким-нибудь начальником отдела, а медсестра – преподает или руководит учреждением по уходу.
Высшее образование редко, получить его довольно сложно и муторно, и оно дает сразу неплохой доход. Не всегда, конечно, очень высокий – например, соцработники и с в/о получают не так много.

Бытие студентом довольно сложно. Высшее образование само по себе по большей части бесплатно (платны лишь некоторые вузы и специальности, а также в некоторых землях еще не отменили плату за образование в принципе. В СРВ ее отменили в 2013 году). Но ведь надо на что-то жить – пособия же тебе не дадут, раз ты студент, а не безработный. Есть кредит на обучение – государственный (Bafög), но жить на него полностью нельзя, он маленький, и дают его только тем, чьи родители зарабатывают меньше определенной суммы. Есть еще частные кредиты, но там свои заморочки. Многие студенты, конечно, подрабатывают. Есть общежития, но в них довольно трудно попасть, большие очереди, да и платить все равно 200-300 евро нужно.

 Но тем не менее, бытие студентом несет и определенные плюсы: дешевый проездной (платишь 300 евро в семестр и катаешься на всех видах транспорта, еще и за город бесплатно); различные льготы; если еще ни разу не работал на сумму свыше 450 евро – можно сохранять семейную медстраховку (быть записанным на мамину или папину).

У меня есть знакомый в Берлине, который получил бакалавра по славянской филологии (сам немец), почти закончил магистерское – но говорит, что не хочет пока сдавать экзамены и получать магистрат, потому что ему удобнее числиться студентом. Он давно работает экскурсоводом, ведет научную работу, а студентом он еще и на многом экономит…

В университете можно числиться сколько угодно, хоть десять лет. Ходишь ты туда, не ходишь, сдаешь экзамены, не сдаешь – вообще никого не волнует. Так же как и то, на что ты живешь все это время. Многие и числятся подолгу, не получая диплома.

Даже и после гимназии многие предпочитают просто трехлетнее профобразование, невысшее.

Такое образование чаще всего привязано к определенному предприятию. У медсестры это больница или дом престарелых, у программиста – соответственно, производственное предприятие или фирма по программированию, у кровельщика – строительная фирма, у повара – ресторан, и так далее, и тому подобное. Это предприятие оплачивает обучение, платит стипендию, и вся учеба представляет собой комбинацию из школьных занятий и собственно работы на предприятии по специальности. В принципе, это неплохая идея, в конце получается специалист, который подготовлен не только теоретически, но и практически, и может сразу, без переобучения и притирания приступать к работе, едва получив диплом. Я, помнится, 31 июля получила диплом, 1 августа уже работала как медсестра с коллегой вместе, а 2-го – совершенно одна, и никаких проблем это у меня не вызвало.

Заочное в/о в принципе есть, но отношение к нему у работодателей несерьезное, то есть оно не равно дневному. Оно может пригодиться, ну например, если вы уже работаете зам. директора каким-нибудь, а вышки нет – ну вот можно ее получить заочно и работать официально на том же месте. Но не факт, что вас потом с таким образованием возьмут на другое, в случае надобности. Или получить заочное и открыть свою фирму по данному предмету. То есть заочное в/о – это больше «для себя».

Вот примерно так это все устроено.
Tags: записки ушельца
Subscribe
promo blau_kraehe декабрь 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →