blau_kraehe

15 минут на прочтение Золотой пост

ЖЖ рекомендует
Категории:

Как учатся в Германии. Часть 2. Школьная программа.

Первая часть

Первые два года в гимназии (5й и 6й класс) считаются пробными, и если ребенок не справляется с учебой, его переводят в реальную школу.

В гимназии учатся 8 лет (то есть всего 12, а раньше было даже 9 лет в гимназии – то есть всего 13 лет в школе). Заканчивают 12й класс, сдают экзамены и получают «абитур» - право на поступление в вуз. Причем это «общий абитур» - то есть можно поступать в любой желаемый вуз с этими оценками (а вот вуз уже будет решать, принимать ли с такими оценками – ну это тот же принцип, что и с ЕГЭ).

В реальной школе учатся 6 лет. После чего в принципе можно пойти в 11-й класс гимназии и закончить ее, получив абитур. На практике это очень тяжело, потому что реальная школа по сравнению с гимназией – расслабуха, и тут вдруг надо очень сильно напрягаться.

Но после реальной школы можно просто пойти и получить какую-то (увы, не каждую) профессию без в/о. Гимназию можно закончить и позже – вечернюю, например. Существует еще такая вещь, как «профессиональный абитур»: надо закончить только 11-й класс, а затем один год практики в выбранной области, либо же 11-й класс и трехлетнее профессиональное образование: и вот уже у тебя есть «профабитур» (fachabitur), и ты можешь поступить и в вуз, но только в этой конкретной области, например, социальной или технической, а отнюдь не в любой вуз.

В хауптшуле тоже учатся 6 лет, но качество образования несколько другое, чем в реальной. И после нее тоже теоретически можно закончить даже и гимназию,  но это еще тяжелее. Список профессий, куда принимают после хауптшуле, достаточно ограниченный.

То есть непреодолимых препятствий, конечно, не создает даже хауптшуле.
Но я лично не хотела бы, чтобы мои дети попали туда. Потому что хотя по закону препятствий к дальнейшему образованию и нет – но если в течение шести лет вообще не напрягать головной мозг, то этому можно и никогда не научиться. Конечно, мне хотелось, чтобы дети в школе работали, напрягались, старались, чтобы они учились работать головой.

Да, особенно честолюбивые и практичные детки могут «пробиться» и после хауптшуле, не вопрос. Но если есть возможность дать детям образование получше, надо за нее держаться.
Конечно, я не настаивала и даже сама предлагала пойти в реальную, если что-то не ладилось, но в общем, они закончили гимназию.

В начальной школе у нас были обязательные уроки религии. Раз в неделю, а одно время даже два раза в неделю (подготовка к первому причастию). Мусульманским детям от них можно отказываться. Детям атеистов теоретически тоже, надо писать специальное заявление, в общем, выбивать это как-то. Но я на тот момент была сама католичкой, так что мои ходили. В передовых местах уже заменяют религию этикой, но у нас была строго католическая консервативная местность. Два урока религии в неделю – но при этом лишь один урок естествознания.

В гимназии в более старшем возрасте (кажется, с 8го класса) можно было от религии отказаться.

Вообще охват католическими мероприятиями мне напомнил нашу позднесоветскую пионерскую организацию.А что? В возрасте 9 лет у нас детей принимали в пионеры – а тут первое причастие (к нему готовятся чуть ли не год, специальные занятия, катехизис). Для желающих есть разные католические группы, которые занимаются благотворительными делами или просто приятным времяпрепровождением. Сына я, кстати, даже возила в такую группу (возила потому, что в нашем городе в аналогичной группе его просто травили); и для него это была единственная возможность какого-то общения, социализации. Есть скауты (Pfadfinder). В возрасте 14 лет (когда у нас принимали в комсомол) дети могут пройти миропомазание (у протестантов – Конфирмация), но это уже только для желающих, и делают это уже не так много детей. Тоже с соответствующей подготовкой и мероприятиями. Я даже подозреваю, что эти принципы работы с детьми и подростками, возможно, и были переняты у католиков или конкретно у скаутских организаций.

Школьная программа в гимназии меня очень удивляла.  И вас сейчас удивит.
Сразу скажу о том, что преподают в Германии очень хорошо – английский язык. Обычный выпускник гимназии владеет английским на уровне где-то С1, то есть понимает, говорит бегло, смотрит фильмы на английском без напряжения. Это без всяких дополнительных занятий, репетиторов. Возможно, играет роль, что все-таки немецкий и английский – языки одной группы, с немецкого базового учить его легче, чем с русского. Но еще и то, что английский преподается по 4 и более часов в неделю начиная с 5-го класса (а сейчас уже и с начальной школы).
Но выпускник реальной школы владеет английским сильно похуже, не свободно. О хауптшуле молчу.

 Немецкий – тут я не копенгаген, но по дилетантскому впечатлению, преподают нормально.

Литература – как предмет отсутствует в принципе. Нет такого предмета. Вернее, он есть – в высшей ступени (11-12 класс) по выбору, но и там нет систематического, как мы привыкли, хронологического изучения немецких (или других) авторов, там учитель самостоятельно выбирает одну книгу из классики, одну современную – и ее разбирают.

История – понятное дело, страшно идеологизированная. Это вполне естественно, но удивительно, что многие убеждены, что это «объективность». Интереса к истории в ширнармассах нет совершенно. Я уверена, что в школе все как-то изучали обе мировые войны (особенно вторую), но например, у нас в профшколе годы начала и конца и первой и второй мировой войны могли назвать только два человека. Я и полячка моего возраста. Остальные реально не знали.
Дочь открыла мне глаза на причины отсутствия интереса к истории, в частности, особенно фашизма и второй мировой. «Да просто невозможно уже слушать, что все мы, немцы – какие-то сволочи уже по факту рождения!» - «Неужели вам такое говорят в школе?» - «Так прямо не говорят, но все время так получается, что виноваты немцы, потому что они немцы, и конкретно виноваты прямо мы. И об этом говорят постоянно, каждый год». Моя дочь, разумеется, наполовину русская, а наполовину – русская немка, то есть она даже никак не происходит от «виноватых» народов; но ассоциирует себя, естественно, с окружением.

Поскольку это, разумеется, бред, причем бред националистический (это тот случай, когда фашизм порождает ответный фашизм) – то молодежь со здравым смыслом просто вытесняет этот предмет из сознания (да плевать на всю эту историю, политику, даже слышать не хочу!) Особенно глупые в качестве противовеса сами становятся неонацистами («нам внушали, что немцы – дерьмо, а на самом деле мы и есть высшая раса»); особенно умные иногда находят коммунистическую идеологию, но это редко.

Сын интересовался историей через меня и через партию, и постоянно выдавал неполиткорретные версии про ГДР и т.д. – но в связи с его особенностями, никто его всерьез не принимал.

Математика – не копенгаген, но по отзывам знающих людей, в России она до сих пор изучается значительно более глубоко и серьезно, чем даже в гимназии в ФРГ. Например, здесь нет разделения на геометрию и алгебру (а мы-то мучились – два урока геометрии в неделю, четыре алгебры…) – геометрию проходят время от времени, то один раздел, то другой. Но все же математика хотя бы остается обязательным предметом и в высшей ступени гимназии, сдают ее все.

Физика – позорище страшное, преподается года три по разу в неделю, крайне поверхностно. Задачи по физике? – а это что вообще такое? Формулы? Какие еще формулы? Стыдно признаться, но мои после школы не знали элементарной поверхностной модели атомного ядра, я им рассказывала. Желающие могут изучать в высшей ступени более углубленно.

Химия – позорище еще более ужасное. Тоже года два или три преподавалась по разу в неделю. И как? Я посмотрела в восьмом классе учебник дочери – не то, что таблица Менделеева (здесь она, разумеется, политкорректно называется без упоминания автора – таблица периодических элементов), а вообще нет ни одной химической формулы, вернее, формулы элементов еще появляются где-то в конце, а вот реакции записывать – это как? Весь учебник – описание свойств элементов, типа «Калий – металл с такими-то свойствами, белый порошок, щелочная реакция, если его добавить туда-то – то получится то-то», и опытов с этими элементами (в плане – туда-то добавить и посмотреть что получится).
Позже, конечно, появляются формулы и даже таблица элементов – но задачи по химии? Это как вообще?

И это, напоминаю, гимназия, что происходит с физикой и химией в других формах школ, даже боюсь представить.
Об астрономии, понятно, и заикаться нечего.

Биология. Тут я хоть немножко копенгаген, и вот это меня с самого начала удивляло. В советской (и наверное, все еще в российской) школе биология преподавалась системно. Едва ученик входил в класс, он видел обязательно учебное пособие – эволюционное древо, где была показана эволюция и растений, и животных. В пятом и шестом классе изучали только ботанику, причем от простого – к сложному, в шестом (половина) и седьмом – только зоологию, начиная от простейших, заканчивая приматами. Можно было прослеживать, как меняется организм, как нарастает сложность по ходу эволюции, можно было сразу, еще не проходя «общей биологии», заметить какие-то системные закономерности. В восьмом классе изучали анатомию и физиологию человека на школьном уровне, в девятом и десятом – общую биологию, теорию эволюции, генетику.

В немецкой гимназии – настоящая чехарда. Две недели изучаем «дерево» вообще. Следующие две недели – кошку. Потом четверть посвящена теме «человек», затем внезапно переходим к коровам, а от них – к охране окружающей среды…

Выработка системного мышления? Нет, ни разу не слышали. Впрочем, конечно, слышали, и конечно, это не потому, что немцы глупые. Тут все делается совершенно правильно: представьте, если ученик выработает системное мышление в осмыслении биологии или физики – этак он еще начнет искать закономерности в строении общества и Маркса читать…
Ну еще есть спорт (физкультура), искусство (рисование) и музыка (пение), которые мало отличаются от российских.

Так что да, я-таки все-таки с моей дилетантской позиции считаю советское образование именно «лучшим в мире», не потому, что оно было замечательным и идеальным – а потому что иной вариант – вот такой. Вообще без выработки системного мышления по какому-то предмету. С таким преподаванием, что молодежь вообще теряет интерес к чему бы то ни было, кроме потребительства и поп-музыки. Как можно интересоваться набором разрозненных фактов? Никто и не интересуется. Разговариваешь с коллегами – к примеру, никто не знает, что такое Чернобыль (а казалось бы!)  Перл от дамы с абитуром: «Нацистов называли нацистами, потому что Гитлер был нарцисс!» (про нарциссическое расстройство личности она услышала по телевизору). То есть вообще как-то у людей нет бэкграунда общих фактов, общей эрудиции, хотя бы самой элементарной. И интереса никакого к реальному миру, науке – ни к чему вообще нет.

Первое место в моем личном рейтинге занимает девочка, выпускница хауптшуле, которая не знала, что живые организмы состоят из клеток. У них биологии не было, учителя все время болели.

Хотя зря я так на нее наезжаю – ведь в нашем же классе профшколы была другая девочка, которая просто все время молчала (точнее, играла на телефоне), кстати – дочь российских эмигрантов (они, предполагаю, тоже хвастаются в интернете какими-то успехами и достижениями, а не «ноют»). И эта девочка, тоже выпускница хауптшуле, читала буквально по слогам. Трудно ей было читать. Конечно, она и экзамены не сдала – тяжело ей слишком. Справедливости ради надо сказать, что выпускники хауптшуле, которые учили и старались, все-таки смогли сдать экзамены.

У наших, даже самых неумных людей, картина все-таки другая. Насчет молодежи не знаю – я о людях моего поколения. Они могут многого не знать, но самые элементарные даты и понятия у них все равно в памяти есть. Они знают, что Земля вращается вокруг Солнца, и что Гитлер напал на Польшу в 1939 году. Аналогичные знания есть у поляков и чехов моего поколения, у восточных немцев.

Так что да, «лучшее в мире» образование – не нравится? Ну вот это и есть лучшее, просто все остальное еще хуже.

11-й и 12й классы гимназии – это «высшая ступень». В ней материал резко усложняется. В Союзе на первых курсах институтов было много общеобразовательных предметов. Например, у нас в медицинском изучали на первом курсе физику (даже интегралы какие-то, немного математики), химию неорганическую и органическую, биологию. О марксизме я уже вообще молчу – это целый набор гуманитарных дисциплин.

Так вот, в Германии в вузах никаких подготовительных и побочных предметов нет, учат только специальность и то, что с ней связано – а все эти общеобразовательные предметы на углубленном уровне вынесены в высшую ступень гимназии (именно поэтому для поступления в вуз необходим абитур).

Если брать ту же биологию, то там в высшей ступени молодые люди учат уже очень сложные вещи, подробно молекулярную биологию, например, синаптическую передачу во всех подробностях, ну естественно, механизм трансляции белка и так далее. Вероятно, что-то подобное и с математикой и немецким. Мои писали, например, анализ литературного произведения на английском языке (произведение можно было выбрать). Но в основном там так углубленно берется математика, биология, немецкий и английский, остальное – по выбору. Да и из этих предметов можно выбрать два углубленных, а остальные изучать более поверхностно.

Получение абитура считается большим успехом и очень хорошим трамплином во взрослую жизнь.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт

Автор записи увидит Ваш IP адрес