blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Транспорт в Германии. Вторая часть.

Первая часть

Многие жители Германии со стабильным доходом берут машину в кредит. Но мне никто бы в то время кредита не дал. Для таких есть другой вариант, самый дешевый. Покупается дряхлый ржавый Росинант с двухлетним ТО. И на нем ездят до тех пор, пока из-под капота не пойдет дым… или до следующего ТО, на котором обнаруживается, что платить за ремонт нужно более 1000 евро, и дешевле сдать эту машину на металлолом и купить новую такую же – но со сделанным ТО.

Чего только у меня не было! У меня были опели – Астра, Корса, Кадетт, у меня была Мазда (хорошая машинка, жалко прямо – только дорогой налог, так как мотор был достаточно мощный, ну так зато и ездить приятно), был Рено Твинго (7 месяцев с трудом продержался), наконец, фольксваген гольф и за ним еще две корсы.
Я как миллионер меняла машины ежегодно, коллеги надо мной ржали. А что поделаешь? Конечно, я научилась проверять и доливать масло, разобралась, где там аккумулятор, где вода, куда какие проводки ведут, как заводить, если не заводится…

Строгая финансовая дисциплина: купила машину – немедленно начинаю откладывать все побочные доходы, чтобы тысяча всегда была в запасе. На тот момент я много подрабатывала переводами, и эти доходы иногда бывали. Да, это было трудно, но машина для меня была – как лошадь для крестьянина, без нее вообще загнемся.
С фольксвагеном мне наконец повезло. Если держать машину по тому же принципу, что держала я (а для малоимущих это единственный вариант), то лучше всего покупать либо у торцговца, имеющего и мастерскую, либо у мастера-автомеханика, приторговывающего машинами. Я такого нашла, и он продал мне второй Гольф. На кузов я наклеила цветочки, и мы прозвали машинку Хиппи-ваген. Сначала я опасалась брать за тысячу евро машину 20-летнего возраста, для Германии это фантастический возраст. Но блин, этот старичок пробегал у меня два года, прошел ТО, напоследок свозил меня с детьми в поездку по Восточной Германии (несколько тысяч км), и даже не сломался, а я отдала его тому же мастеру, потому что тяжело очень стал заводиться. Мастер высказался, что мол, женщины и техника – но зато продал мне отличную малиновую Корсу, которая проходила аж 4 года! Она тоже была очень старая, но владела ей до тех пор старушка, которая практически никуда не ездила. Словом, повезло.

Вангую отзывы в стиле «да вы там зажрались, вот мы по 30 лет одну машину чиним». Дело не в том, что машину нельзя починить – а в том, что это все очень дорого. А подержанные машины дешевы. И если у вас есть выбор: починить машину за 1000 евро (а на эту сумму поломки очень легко набираются, например, только разобрать мотор – уже 500 евро, а починить что-то в нем – намного дороже) – или же купить старую, но гарантированно рабочую (ТО все же проводится независимыми экспертами и что-то хотя бы гарантирует, хотя имхо, и не всегда)...  я думаю, что провести самостоятельно арифметическое сравнение может каждый.

Естественно, автолюбители со своим гаражом (а где можно заниматься починкой машины? Просто во дворе у нас нельзя даже машину мыть!) и технически одаренные могут чинить сколько угодно. Пример тому – мой гольф, который прожил минимум 22 года, и потом еще ходил. Простые же граждане всем этим не занимаются, и дела у них обстоят так, как я описала.

И вот наконец я переехала в крупный город, что было моей мечтой с самого начала – но сначала муж этого не хотел, а потом было просто очень трудно куда-то переехать.
Город достаточно крупный для Германии – полмиллиона жителей. Есть метро (гибрид метро и трамвая, я бы сказала). Я ехала с мечтой… отказаться от машины.

Ведь машина – это не только ценный мех, это еще и очень большой геморрой.
К «автолюбителям» я не отношусь. Да, приятно ездить на новой, мощной, роскошной машине – я в свое время покаталась на фирменных машинках мужа (там были ауди, зафира и еще что-то такое – в машинах класса Мерса и БМВ я сидела пару раз в жизни, и то рядом с водителем). Машинки с электронными примочками, с места набирающие мгновенно 100 км/ч… А вот на дребезжащем одре, где надо с усилием вдавливать педаль в пол, чтобы вообще разогнаться; каждую минуту надо с тревогой прислушиваться, а не кранты ли машинке наступили; две последние колымаги у меня были вообще без гидроусилителя руля, и любой поворот требовал недюжинных физических усилий… Здесь уже такого счастья от машины как-то нет.

Приятно ездить, когда поездка не обязательна – можно и на метро/трамвае, но на машинке лучше. Ты сам выбираешь вид транспорта.
А когда ездишь в любую погоду, в 5 утра, в 10 вечера, по снегу с матюками, по темноте с проливным ливнем, граду, всемирному потопу – это очень мало радует. Да, пешком и на велосипеде хуже – но вот дойти под зонтиком до остановки (неподалеку) и спокойно ехать в теплом трамвае все-таки лучше. И главное – безопаснее.

Да, после большой аварии на автобане, после того, как мою машину двадцать раз заносило на снегу, и я еле выруливала, я стала как-то переживать за безопасность. Старею, наверное.

Но это еще все ерунда.
Самое худшее – это деньги. По сути, машина мне всегда была не по карману. Купить ее – это даже не полдела, а гораздо меньше. Как уже сказано, первую машинку я купила за 500 евро, а вот страховка за нее составляла чуть ли не половину этой суммы (квартальный взнос)! Почему? Потому что у меня не было стажа автовладельца – я уже к этому времени давно водила машину, но принадлежали все эти авто мужу. На меня ни одна машинка записана не была. И я стала платить страховку с каким-то (не помню уже) огромным процентом. Лишь с годами безаварийного стажа эта страховка постепенно снижалась.

В Германии обязательно страхование, которое кажется, по-русски называется ОСАГО (Haftpflicht) – в смысле, на тот случай, если ты нанесешь повреждения другой машине, предметам или людям.
Есть и каско, но раньше я его никогда не делала, совершенно нет смысла в каско для металлолома под девизом «пока ТО не разлучит нас».

Мне и ОСАГО хватало. Плюс еще налог раз в год. Плюс ремонт; раз в два года несколько сот евро за ТО, ну и по ходу там что сломается…
Ну и конечно же, сам бензин – его стоимость в Германии уже много лет колеблется где-то между 1.30-1.60 евро за литр (это 95-й).
То есть машина малоимущему не по карману, держать ее нельзя… но не  держать тоже нельзя, потому что см. рассказ выше.

Итак, я надеялась, что в крупном городе откажусь от машины, буду ездить на ОТ и экономить гигантские деньги.
Увы!
Да, метро есть, причем у меня остановка рядом с домом (у нас на окраине это уже не метро, а трамвай). Но сеть метро далека не только от Московской, но даже и от Питерской. От меня можно на метро удобно уехать в центр города – это да. И все.
Во все остальные места – автобус, который ходит раз в полчаса, надо знать расписание, составлять маршрут, который может продлится (с учетом ожидания на остановках) неизвестно сколько…

Но это еще ладно. Вначале я поработала в учреждении неподалеку от дома. Теперь у меня совершенно нет проблемы найти работу, и меня с радостью взяли в первый же приглянувшийся дом престарелых.
Через полгода работы в этом учреждении (об этом пойдет еще речь в другой теме) мне стало ясно, что или я продолжаю – или вскорости попадаю в психушку или прямиком на кладбище. Такой жести я не видела еще ни разу. В общем, я уволилась… и нашла новую работу, внезапно, за 10 км от дома.
Менять шило на мыло не хотелось, хотелось иметь хоть надежду, что новая работа будет получше – и да, она однозначно оказалась получше.
Но 10 км.

Причем даже не в самом городе, а в городе-спутнике.
Конечно, это не 25, как раньше, и добираться – когда у меня окончательно крякнула Корса – до работы все-таки было как-то можно.
Гораздо проще, чем раньше, до старой работы, в старом городе.
До этого города-спутника проще всего доехать на поезде. Можно на автобусе, но это реально очень долго, сложно и дорого.
Поезд ходит прямиком (одну станцию) от нашего пригорода – до этого городка.

Значит, ситуация такая: встаешь в 4 утра, собираешься, идешь пешком 1,5 км (я пробовала на самокате – чем сильно смешила встречных детей – но на самокате оказалось банально тяжело, это бОльшая физическая нагрузка, чем ходить). Именно за 1,5 км расположен вокзал в пригороде, и никакой транспорт туда не ходит вообще, ну вот совершенно.
Едешь одну остановку на поезде (стоит удовольствие 5 евро).
Вылезаешь, идешь еще 1,5 км пешком (тоже – никакого транспорта с утра, а днем, в урочное время, есть маршрутное такси, которое нужно заранее вызвать по телефону, и тоже достаточно дорого, и много геморроя. Гораздо проще дойти пешком). И вот уже она, работа!
То есть всего 3 км пешком. Ну нормально в принципе!
И еще ждать поезда на обратном пути.

Так я поездила на работу месяц и поняла, что скоро умру. Дело в том, что работа у меня, мягко говоря, не офисная. Наши девочки носили на работу шагомеры, и я как-то попробовала, так вот, за день на работе мы проходим 8-10 км, быстрым шагом.
А тут прошла 3 км – и начинай работать. Честно говоря, когда я добиралась до фирмы, мне хотелось уже сразу лечь спать, а не работать.
А у меня давно уже шпоры, хроническое воспаление связок, и… ну короче говоря, сильно-сильно тяжело.
У меня был выбор: менять работу или все-таки покупать следующую машину…
Менять – так этой работой я была довольна, только успела вжиться в коллектив… и не хотелось уходить из сети, где такие хорошие социальные условия, тарифный договор и все дела.

Посоветовалась с коллегой, а она говорит:
- Ну вот как ты без машины? Ты же одна. Ладно – если есть муж с машиной, брат, дядя, который поедет и все привезет в случае чего. Даже купить какие-нибудь цветочные горшки без машины – проблема.

А у меня еще и запросы по жизни, посерьезнее цветочных горшков. Родственников с машинами нет – наоборот, это мне приходится помогать сыну, который без машины. Есть собака, это вообще геморрой еще тот. На общественном транспорте собак можно здесь возить бесплатно, и никаких намордников – ну только если собака в самом деле опасная – но ведь на ОТ не доедешь даже до ветеринара, а мы еще спортом занимаемся, а это вообще далеко и сложно.

 И наконец, у меня есть Партия, и очень часто надо ехать на мероприятия именно на машине, в которую можно погрузить стол, знамена, листовки, газеты, все, что угодно. И еще пару товарищей прихватить бесплатно.

У нас, кстати, в партии многие ребята молодые безмашинно живут. Просто нет денег. Живут спартански, устраиваются так, чтобы учеба\работа в прямой доступности на ОТ… сложно, в общем, так жить. Очень часто приходится таким товарищам оплачивать общественный транспорт до места мероприятия – из партийной кассы, которая у нас очень небольшая…
Короче говоря, я плюнула и купила машину.

На этот раз решила – раз теперь нормальная зарплата – взять в кредит. И действительно, взяла в кредит двухлетку Сузуки Селерио, за 7 тысяч, и пока что абсолютно довольна. Да, деньги уходят, ведь пришлось делать и Каско (а вдруг машину разобьешь, а кредит еще надо выплачивать?) Но… зато перестала нервничать. Не надо каждый раз дрожать – заведется – не заведется?

Задымился мотор или показалось? Нет, машина не роскошная – кондиционера практически нет (как бы есть, но не работает, все равно окна открываю); никаких специальных удобств, разгон медленный. Но уже то, что она не грозит превратить мою жизнь в катастрофу ежечасно – многого стоит. К тому же экономичная – расход всего 4 литра на 100 км. Налог минимальный – так как малый объем мотора и экологичность высокая.

Но страховка – тоже очень экономичная, со скидками – обходится мне в 180 евро в квартал (напоминаю, с полной каско). Плюс инспекция 300 евро в год (и раз в два года пока 100 евро за ТО – пока машинка не начала ломаться). Плюс выплата кредита – за машину это где-то 120 евро в месяц, кредит на 6 лет. При обычном объеме поездок (работа и разные мелочи) хватает двух заправок бензина в месяц по 40 евро. Если еду куда-то далеко, это еще 1-2 заправки.
Обычно еще есть смена шин, после того, как купишь отдельно колеса, это относительно недорого – но я сейчас и не меняю, езжу на универсальных.


Да, машина – это дорого.
А во сколько обходится общественный транспорт?
Если не брать проездной, то ОТ будет дороже машины при любых раскладах. Метро/автобус/поезд у нас стоят примерно одинаково. Дорога до работы и обратно обходится мне в 10 евро (это при учете того, что я 3 км иду пешком!)
Стоимость проезда вообще зависит от длины пути, распределяется скачками по «зонам». Ближняя зона (несколько остановок) – на данный момент 1 евро 60 центов. Вторая зона (дальняя) – 2.90. От меня до центра уже 2.90 (туда и обратно – 5.80). Еще дальше – соответственно, еще дороже.
 Я пишу «на данный момент», потому что рост цен на ОТ виден невооруженным глазом: растет где-то на 10 центов в год.

Конечно, все, кто ездит на ОТ, покупают проездной. Цена на обычный проездной, при условии подписки на год – 75 евро в месяц (это в нашем городе, в других может отличаться, но не думаю, что очень значительно). Такой проездной покрывает поездки внутри города. Если география поездок шире – то соответственно, и дороже месячная плата (там есть разные варианты).
Едва не забыла, есть еще проездные «от 9 утра», для тех, кто не ездит утром на работу. Они прилично дешевле.

У «социально слабых» (например, безработных) во многих городах имеется специальный льготный проездной. Раньше, например, у нас он стоил всего 17 евро в месяц, сейчас, внезапно, уже 34. Это к вопросу сокращения социальных благ – само-то пособие не уменьшилось…
А в некоторых городах и такого нет – например, в Арнсберге, где мы жили раньше, и я там платила полную цену за поездки на ОТ, будучи безработной.

Да, это дешевле машины. Но только если не учитывать дальние поездки. Поезда довольно дороги. Есть междугородные автобусы, они дешевле, но цена на них в последнее время тоже растет, так как весь этот рынок захватила одна монополия – Фликсбус (и она же уже подобралась и к железной дороге).
Если стараться брать билеты со скидками, все равно, например, поездка в Берлин из западной Германии и обратно – это минимум 100 евро (а если нормально брать, то и 160-200 может быть). И скидки – это если повезет, и обычно в самое неудобное время.

В пределах каждой федеральной земли есть свои скидки, например, в Вестфалии можно взять за 30 евро однодневный билет и кататься на нем в пределах земли сколько угодно. Аналогичные билеты есть и в других землях. Но это все-таки тоже 30 евро, и там надо прикидывать, выгоден ли он, или можно взять билет за 20 до конкретного города (туда и обратно, конечно).
Бензин тоже стоит денег, но в среднем бензин – это раза в два дешевле, чем стоимость ж/д билетов.

А если еще учитывать, что в дальние поездки ты едешь не в одиночестве – то машина вообще однозначно дешевле. Разве что хуже то, что на машине ехать тяжело, устаешь, выматываешься, машина опять же изнашивается.

Но зато можно взять с собой «безлошадных» родственников и друзей, а если нет – то предложить место за деньги через «бла-бла-кар».

Меня спрашивали о самом дешевом способе путешествия, кстати – конечно, это «бла-бла-кар», но по многим причинам он не всегда надежен. Другой дешевый вариант – автобус,  но и он становится все дороже. Однако может повезти, и вдруг вы ухватите билет евро за 20 на расстояние 300-500 км. Не знаю, возможно ли это сейчас, я на автобусе последний раз ездила год назад, а цены быстро растут.

То есть да, общественный транспорт в целом дешевле содержания собственной машины (особенно если машина взята в кредит, а в основном люди так и покупают). Но это не так уж однозначно во всех случаях.

Самое дешевое – это вообще никуда не ездить, не отходить далеко от дома, закупаться ходить в один и тот же магазин неподалеку (если он есть неподалеку!), ничем не заниматься, не интересоваться, не болеть всерьез, не иметь детей и собак, престарелых родственников, в общем, не пользоваться транспортом совсем. Работу искать только в пешей доступности – что, конечно, почти нереально и возможно только для самых низкооплачиваемых работ, и то, исходя из моего опыта, далеко не всегда.

Словом, все в Германии устроено так, чтобы люди покупали машины. Оно и понятно – поддержка местного автопрома. Эта поддержка доходит до того, что в каком-то недавнем кризисном году гражданам даже выплачивались премии от государства, если они выбрасывали старую машину и покупали новую.
Машину в Германии держать удобно. Сервисы, заправки – все это хорошо развито. Пробки – ну да, есть, но далеко не везде и не всегда даже в крупных городах. Есть города, менее приспособленные под автотранспорт, но в других ездить довольно удобно. Скажем, в нашем полумиллионнике я совершенно не испытываю проблем с любыми поездками, пробки даже в час пик бывают лишь там, где перекопаны дороги, то есть ограниченное время. И это совершенно терпимые пробки.

Что касается парковок, то в городах надо настроиться на то, что за парковку практически всегда надо платить. И все равно в центре города найти место очень трудно – разве что в одной из многоэтажных парковок (как оно по-русски даже не знаю). Стоимость места – приблизительно 1 евро в час (но например, в парковке под крышей цена начинается от 1.50), плюс-минус, конечно. На окраинах можно иногда найти бесплатное место парковки, но надо очень аккуратно смотреть вокруг – нет ли запрещающих знаков. Иногда их может даже не быть, но внезапно, вы по незнанию остановились в какой-то особой зоне, где на самом деле парковаться нельзя (я так во Франкфурте однажды влетела на 30 евро). Рассчитывать, что не проверят – нельзя, проверки очень частые, постоянно кто-нибудь ходит и переписывает номера нарушителей. Потом вам приходит штраф. Проще заплатить и не париться. Штрафы, конечно, не безумные – примерно 15-20 евро за неправильную парковку, но зачем оно нужно?

Есть специальные стоянки Park&Ride, они бесплатные, но не факт, что вы там сможете найти место в горячее время. В интернете есть сайты, где перечислены бесплатные стоянки для каждого города – я обычно этим пользуюсь, когда еду в другой город на пару дней. А на несколько часов – проще заплатить.

Дороги в Германии очень неплохие. Хорошие дороги. Потому что их все время чинят! Летом и особенно осенью перекопано буквально все и везде. В нашем городе вообще творится что-то странное: например, все три года, что я здесь живу, у нас в районе перекрыта «на ремонт» одна улица (как раз удобно соединяющая разные магистрали). Что там делают? Просто загадка. Может, просто пилят деньги из городского бюджета…

Но зато то, что уже починено, очень и очень неплохого качества, прямо скажем. Ездить удобно. Водители в Германии тоже относительно вежливые, хотя встречаются и редкостные мудаки. Ну это дело обычное.

Превышать скорость не рекомендуется, так как всегда можно случайно «сфотографироваться». О заряженных камерах предупреждает радио, предупреждают специальные приложения к мобильнику… но камера может располагаться в неприметной машине у обочины, сидит такой дядечка и фотографирует, и от этого нет защиты. Я уже привыкла просто платить в год 2-3 раза штрафы, потому что невозможно совсем никогда не превышать. Главное – не превышать более, чем на 20 км/ч. Если больше – и штраф может быть чувствительный, и пункты поставят, в итоге могут и права отобрать. Мой рекорд – превышение на 80 км/ч (по невнимательности, не заметила знак на автобане, где внезапно, по неясной причине было резкое ограничение), три пункта. Но обычно укладываюсь в двадцатку и плачУ максимум 10-20 евро.
Все это, в общем, не страшно, с этим можно жить.

 То есть с машиной проблем нет. Проблемы есть без машины.
Ну и конечно, есть большие проблемы у тех, кто на машину не имеет средств, но вынужден ее держать – так, как это было у меня долгое время.

Что будет, когда в результате климатической истерии введут налог на выбросы углекислого газа, и ездить на машине станет слишком дорого? Честно говоря, даже не представляю. Машина – это основа жизни в Германии. Да, можно и без нее, но уровень жизни совершенно другой, а многим вообще придется расставаться с работой.
Возможно, все начнут вынужденно переходить на электромобили – если, конечно, производство позволит.
Tags: записки ушельца
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 115 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →