blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Германия: о транспорте

Прежде чем я перейду к самой тяжелой для меня теме рынка труда, хотелось бы осветить вопрос транспорта в Германии - потому что иначе многое будет неясно.

Основной вид транспорта в Германии: личная автомашина. Стремление к комфорту, эгоизм, любовь к технике – все это здесь совершенно ни при чем. Просто это основной вид транспорта, а иногда – и единственный помимо «11-го номера» или «своих двоих».
В Берлине общественный транспорт неплохой, его даже можно сравнить с московским. Только маршруток нет (удивляюсь, почему «невидимая рука рынка» в России вызвала к жизни столь необходимые маршрутки, а в ФРГ – не вызвала). Но есть две сети рельсового транспорта – U-Bahn (типа метро) и S-Bahn (типа городского поезда, впрочем, иногда тоже едет по тоннелям). Кроме этого, еще трамвай и автобус. В Берлине можно жить без машины, из одной точки практически всегда (насколько я могу судить) можно доехать в другую. Правда, не знаю, как насчет неурочного времени – ночью или рано утром.

Сравнимый общественный транспорт есть в Гамбурге, Мюнхене, возможно, где-то еще. В этих городах я бывала лишь наездами, и туризм не надо путать с эмиграцией – возможно, жители этих городов могут меня поправить. Но мне показалось, что там неплохо развит транспорт, и я знаю там людей, которые имеют возможность купить машину, но не покупают.

Во всех остальных местах основной вид транспорта – см. выше.
Конечно, повсюду есть люди, машины не имеющие, и они тоже как-то выкручиваются. Обычно с помощью родственников с машинами. Некоторым повезло – работа рядом с домом (редкое исключение). Но это выкручивание, а не нормальная жизнь.

Я уже рассказывала о поездках с больным ребенком – сорок минут на автобусе. Но пока он был один, с этим еще как-то можно было жить. Я была домохозяйкой. В магазин мы ездили раз в неделю на машине мужа. Он сразу же имел права, и родственники помогли купить первую машину, а дальше мы уже сами копили и заботились об этом вопросе.

Когда родился второй ребенок, дочь, мы жили в городе Падерборн; это не «дыра» и не «мелкий город» - так на всякий случай, для желающих сравнить с российской деревней. Это не деревня (в деревне мы тоже потом жили). Это город на 150 тысяч населения, имеется свой университет, известные компьютерные фирмы.

Из транспорта там имелся автобус. Все.
Автобусы ходят по расписанию. В России в городе можно встать на остановку и через 5-10 минут уехать куда нужно. В Германии – все по плану. Это означает, что расписание висит, и автобус приходит по нему ровно раз в полчаса. «Немецкая точность» - это миф: автобус может опоздать, иногда может вообще не прийти, но так, в целом более-менее все соблюдается.
Чтобы ездить на автобусе, надо помнить или иметь у себя расписание.
В принципе, так-то не страшно.

Но автобус ходит еще и по определенному маршруту. Значит, если вам нужно попасть из точки А в точку Б, вы рассчитываете маршрут с пересадками (сейчас через мобильник, тогда надо было поехать на автобусную станцию и попросить распечатку).  А учитывая, что автобус приходит раз в полчаса, маршрут получается долгим и сложным.

На тот момент у меня была дочь-грудничок и старший, которого наконец начали активно лечить. Это значит, каждый день после садика надо было с ним ездить в разные места: логопед, эрготерапевт, еще мы ходили на раннее музыкальное развитие и в бассейн. Все это были не просто «какие-то кружки», а из-за его болезни жизненно необходимые занятия. То есть кровь из носу, ездить надо. Дочь, естественно, надо брать с собой. В кенгурушке 2 часа таскать тяжело, ездили с коляской.

Выглядело это так. У дома (точка А, причем даже не у дома, а в 500 метрах) загружаемся с коляской и активным, но не понимающим речи, пятилеткой в автобус. Едем до точки Б, вылезаем. Ждем 20 минут следующего по расписанию автобуса. Загружаемся, едем до точки С. Выгружаемся, ждем еще 15 минут очередного транспорта. Все это время пятилетка прыгает, бегает, играет – на автобусной остановке, где рядом машины, дочь в коляске тоже не всегда спит. Загружаемся, едем еще 8 остановок, и вот мы в точке Д, где у нас занятия. Старший идет на занятия, я с дочерью гуляю, потом забираю – и обратно тем же макаром. Путь на эрготерапию – два с лишним часа, к логопеду – час (на машине 15 и 10 минут соответственно). И так каждый день.

В результате купили первую машину для меня. Да, ужасающий эгоизм, потребительство и наплевательское отношение к окружающей среде!  Две машины на семью! Зажрались. У мужа была машина от фирмы, на ней он ездил на работу. Купили для меня специально старенькую, чтобы возить детей. Права мне удалось сделать еще раньше. И с тех пор проблема решилась. Да, возможно, мы зажрались, и «наши бабки в поле рожали, ходили по 10 км, и ничего». Но не только для меня все эти ежедневные поездки были каторгой, вставал вопрос, так ли ценны занятия для ребенка, если из-за этого он ежедневно по 4-5 часов проводит в дороге, вместо того, чтобы спокойно играть дома, в те же развивающие игры... Про малышку, проводящую жизнь в коляске, я уже не говорю, она, бедная, и так у нас всегда была «вторым номером» из-за колоссального объема работы со старшим.

Если бы можно было доехать куда угодно без пересадок или хотя бы с одной пересадкой, но чтобы транспорт приходил в течение 5 минут, как в метро – о машине и речь бы не зашла.

Потом мы жили в деревне, ну здесь вполне понятно – автобус раз в час, и все. Ближайший нормальный магазин – в 20 км, в деревне только киоск.

Далее переезд в Арнсберг, город еще меньше Падерборна. Ситуация та же: автобус раз в полчаса. Только линий меньше, так что в некоторые места надо добираться так: сначала на автобусе, а потом на «одиннадцатом номере», например, километр или даже три километра. Велосипед – да. Только в Арнсберге сплошные горки, и половину времени приходится велосипед вести «в поводу».

После развода мы с детьми одно время жили без машины. Ну а что, машина же записана на бывшего, так что принадлежит ему, какой вопрос. У него сначала была своя, другая, но она «крякнула», он пришел и забрал ту, которая досталась нам.

Мы жили пару лет без машины. Ну что сказать… в принципе, жить можно. Поездка в магазин – на автобусе, берешь большую сумку на колесиках и едешь. Я была на тот момент как раз безработной и отчаянно искала работу. И вот мне стало ясно, что без машины-то как раз найти ее не удастся. Звонишь по объявлению «ищем уборщицу». Тебе первым делом задают вопрос: а машина у вас есть? Нет? А как вы собираетесь к нам ездить – у нас отель на вершине горы? В некоторые места мне действительно приходилось идти пешком пару километров – не переломлюсь, конечно, но каждый день вот так – не знаю…
Собственно, туда, куда я устроилась в итоге, без машины как раз попасть было и невозможно. Но об этом позже.

Кроме того, встал вопрос опять с сыном. Я выбила ему занятия в Дортмунде. Ездить за 60 км. Можно на поезде. До вокзала в нашем городе 5 км, варианты: идти пешком, подъехать на автобусе, и потом полкилометра пешком (но автобус ходит сложно, и это должно сочетаться с расписанием поезда). Такси 8 евро, что для нашей семьи вообще неподъемно.

Мы поездили какое-то время на поезде, но поездка в один конец занимала часа три, с учетом пути на вокзал, а ведь это в школьный день, надо еще сделать уроки, да и усталость растет, количество раздражителей по пути для аутиста большое…
То есть сидеть дома-то можно и без машины, а вот как-то жить, искать работу, растить детей… как?

Но – все требуют от меня позитива, есть и позитив.
Например, да, без машины в некоторых (многих) ситуациях жить нельзя.
Но зато машины в общем-то доступны.

Конечно, на пособие – нет. Но на тот момент я периодически нагло занималась нарушением законов и подрабатывала в России литературным трудом. Так что временами (1-2 раза в год) у меня появлялись некие маленькие суммы денег (даже месяц не прожить, но терять все равно жалко).
Свою первую собственную (не мужа) машинку, Опель Корсу, я купила за 500 евро на Еbay. Не глядя вообще! Нажала «купить» - и все. Потом поехала смотреть.
Почему так? Я знала, что совсем уж обмануть – подсунуть машину без ТО, когда обещали ТО – так все-таки не принято, это вряд ли. А самой посмотреть сначала машину – ну что я пойму? Я в машинах разбиралась на уровне «ой, красненькая!»

Корса была на самом деле красненькая, документы на двухлетнее ТО.
Техосмотр – это самое главное, без ТО ездить в Германии нельзя, а он бывает раз в два года. Некоторые старые рыдваны ездят с наклейками «…Пока ТО не разлучит нас». Основной фактор цены на старую машину – наличие двухлетнего ТО. И да, вот мне удалось найти такую машину даже за 500.

Но естественно, качество соответствующее. Сразу же пришлось заниматься починкой, на что опять уходили деньги – которых не было.
Через некоторое время ночью на мокрой дороге мы влетели в жуткую аварию. Какой-то козел выскочил прямо передо мной на полосу, а тормоз вдруг «просел», я с перепугу нажала резко, машина затормозила, но из-за мокрой дороги ее понесло вкривь и вкось. Врезались в планку у дороги, машина вдребезги, но к счастью,  дети, собака и я – как огурчики.

Вскоре я еще немного заработала и смогла купить другую машинку, она уже была нормальная, кажется, за 800 евро. Тоже красненькая «Астра». На ней я начала ездить на работу, когда работа наконец нашлась.

Работа нашлась в 25 км от дома. Казалось бы, у нас в городе полно домов престарелых, и во все эти дома я писала – но там, видите ли, мест не было, а вот нашлось у черта на куличках. Соответственно, в тех домах, которые располагались в нашем городе, трудились женщины из совершенно других мест, и многие из них тоже ехали 20-30 км на работу. Это вариант низкооплачиваемого труда – высокооплачиваемые граждане ездят и по 100-150 км каждый день.
Рынок, господа!

Итак, на мою работу дорога на машине занимала 25-30 минут. Без машины варианты были такие:
5 км до вокзала пешком – поезд 5 минут – 3 км до автовокзала в другом городе – автобус 15 минут.
Или: 1 час на автобусе до соседнего города, пересадка, еще 15 минут. Этот вариант кажется проще, но он не всегда был доступен, поезда начинали ходить раньше автобусов и заканчивали позже.
Всего дорога длилась примерно 2-2,5 часа в один конец и стоила 7 (примерно) евро. В два конца – могут посчитать даже выпускники хауптшуле.

Но! Это еще не все. Работа в уходе начинается обычно в 6-6.30 утра в первую смену. Во вторую же смену она заканчивается в 9 вечера. И в это время (с 5 утра и после 9 вечера) вообще автобусы из деревни, где я работала, уже не ходили. А до ближайшего крупного города по полевой дороге 8 км. Я уже ходила и пешком тоже! И на попутках, причем один раз едва отбилась от предложения оплатить проезд натурой.

В смысле, конечно, я не была настолько безумна и рассчитывала ездить на машине. Но старые железяки, которые я покупала, периодически ломались. И вот в это время наступала катастрофа. Я чудом добиралась до работы и чудом возвращалась, и длилось это, вместе с собственно рабочим днем, 15-16 часов в сутки, а в оставшееся время мне надо было решить вопрос с починкой старой машины или приобретением новой.

Конечно, нормальные люди просят подвезти родственников или соседей. Но родственников у меня не было (хотя тут надо сказать, пару раз меня подвозил даже БМ! То есть я уже пала от отчаяния так низко, что даже обратилась к нему). А соседей как напрячь встать в 5 утра? Я не знаю.

С коллегами я ездить не могла, так как в нашем городе никто не жил. Иногда кто-то из коллег подбрасывал до соседнего городка, откуда уже шел поезд.
Если после этого кто-то еще скажет, что наличие у меня машины было «эгоизмом, наплевательским отношением к окружающей среде и любовью к комфорту», я точно забаню навсегда.

Да, еще есть варианты двухколесного транспорта. 25 км на велосипеде – это точно не мое, я даже не пробовала (особенно зимой, в нашей местности снег лежал подолгу, по месяцу иногда). Мотороллер я как-то купила. Стоил он новый как подержанная машина. Ездить на нем было прикольно, но в два раза дольше. И тоже не по снегу. Но летом я с удовольствием на нем каталась, экономила бензин.

Потом его сперли. Дело в том, что не имея гаража, обезопасить мопед от кражи практически невозможно. Он же легкий – закинули в багажник и увезли. Приковать цепью не получится, как велосипед – велосипедная цепь не налезет (да и велосипеды прикованные прут только так. У сына, например, сперли два велосипеда).

Я решила, что овчинка выделки не стоит, и если уж покупать за тысячу евро – то машину.
(продолжение следует)
Tags: записки ушельца
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →