Я понимаю, что в любой медицине встречаются как хорошие, так и совершенно убогие специалисты, врачи и другой персонал. Так вот – Германия в этом плане не является исключением.
И все же… Неужели я «требую слишком много», капризна и избалованна, если я всего лишь хотела бы нормальной профессиональной работы спецов: чтобы врач (высокооплачиваемый, а не так, как в РФ), выписывая антибиотики, интересовался аллергией, чтобы не забывал померить давление человеку, пришедшему с сосудистыми жалобами? Если я хочу, чтоб «Скорая» возила людей, которые порвали связку и не могут ходить – признак ли это моей инфантильности и незрелости? Неумения решать свои проблемы самостоятельно?
Мне тридцать лет рассказывают, как ужасна «совковая медицина» и как волшебна медицина ФРГ. И если я вижу вот такие вещи, которые в СССР, при более низком техническом уровне, все-таки решались, то у меня возникает резонный вопрос: в чем же восхитительная прелесть системы ФРГ? Где она? Да, меня справедливо возмущают такие вещи.
Тем более, меня возмущают смерти пациентов из-за того, что врач, как написал один комментатор, «был оптимистичен». Если у бабушки болит нога – это же не может быть глубокий тромбоз, это наверняка какая-нибудь нервная хроническая боль. Поэтому обследовать мы ее не повезем. Бац – и бабушки, еще не дряхлой и вполне еще с запасом жизненной энергии, больше нет. Да, симптомы тромбоза не были классическими, но коллеги-медсестры заподозрили и вызвали врача. Но увы…
Если женщина жалуется на нарастающую боль в животе, надо просто добавлять морфин в капельницу, еще жалуется – еще добавлять. А потом она умирает от кишечной непроходимости, и врачи такие: упс, надо было ее на КТ отвезти. И это в больнице, в стационаре, где КТ доступна постоянно, и никакой проблемы не было в том, чтобы выяснить причину болей.
И такие случаи я могу продолжать и продолжать рассказывать… И это только смерти, об ухудшениях здоровья мы пока не говорим. Так что - как выразилась одна из читателей, я «просто хочу на ручки, и чтобы меня качали долго-долго», если меня возмущают смерти всех этих людей, происшедшие у меня на глазах, и где я со своей позиции ничего не могла изменить? Или же может быть, эти пациенты были неэффективными, несознательными и сами во всем виноваты?
Конечно, я не наезжаю на одних только врачей, и мы, медсестры, порой бываем просто ужасными. Но мы не можем, например, забыть померить давление в сложном случае, потому что тогда у многих – нашего начальства, пришедшего врача – могут появиться к нам вопросы. Над врачом контролирующих инстанций меньше, в практике – вообще никаких (в больнице хоть коллеги и главврач присматривают).
Мифы о том, что якобы за любую ошибку врача больные немедленно подают на него в суд – не более, чем мифы. В юридическом состязании выигрывает тот, у кого более дорогие адвокаты – а профессия врача в Германии одна из самых высокооплачиваемых, если же это еще и сын/дочь врача, унаследовавшие родительскую практику, то они всегда были обеспеченными людьми. И даже если врач проиграет и будет вынужден что-то заплатить пациенту – он не разорится. Поэтому ужас врачей перед юристами, мягко говоря, преувеличен. Иное дело – врач больничный, тут пациент может и побороться. Если у него самого есть деньги, родня, которая заступится ( поэтому, кстати, к пациентам с родней, особенно могущественной, отношение несколько другое); ну или просто страсть к сутяжничеству. Такое, однако, встречается не на каждом шагу.
То же и с медсестрами – хотя по ним судебное разбирательство может больно ударить. Но за мою практику я не только не сталкивалась, но даже не слышала о случаях, когда на медсестру подали бы в суд (только читала об этом в журналах). Видимо, такие случаи очень редки. Максимум, до чего доходят пациенты и родственники обычно – это жалобы либо начальству медсестры, либо же на все учреждение – в вышестоящую инстанцию. Вот это случается нередко.
Неприятности, происшедшие по вине медсестер, в основном случаются по самой простой причине – невероятной загруженности. Медсестра – не компьютер, и при самой доброй воле и желании у нее в мозгу где-то может перещелкнуть, может случиться ошибка, она может что-то забыть. Загрузка же на рабочем месте все увеличивается – это и в больнице так, и в доме престарелых, и в мобильной службе, где сестра за смену обслуживает уже по 20-30 пациентов, объезжая их самостоятельно на машине (за рулем, конечно). А эта загруженность – не что иное, как баг системы, не способной уже поддерживать заявленные социальные обязательства. Второй источник ошибок сестер – это их некомпетентность, ибо с уровнем образования тоже не везде хорошо.
Но впрочем, об этом будет подробно в другом месте.
Journal information