Не могу не дать ссылку сразу на освещение важного для меня вопроса о работниках сферы услуг.
Важной частью трудящихся по найму являются работники по найму на предприятиях по обслуживанию населения.
Рост доли занятых в "сфере услуг" в противоположность промышленности зачастую выдается за свидетельство "исчезновения пролетариата" (см., например: "Результатом становится фактическое исчезновение рабочего класса в том его понимании, какое вкладывали в это понятие К.Маркс и его последователи" у известного в России популяризатора теории "постиндустриального" общества Иноземцева).
В рассуждениях такого рода обычно смешивают производство потребительных стоимостей, которое и делит экономику на сектора по виду производимой потребительной стоимости - т.е. производство и обслуживание в их материальных формах, с производственными отношениями, возникающими при производстве и определяющими в конечном счете и классовое положение его участников.
(кстати, очередной раз думаю, как хорошо было бы все-таки в выражении "потребительная стоимость" заменить слово "стоимость" на "ценность", более точно соответствующее немецкому Wert).
Journal information