blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Про фэнтези

Разговаривали с сыном.
- Я не могу писать фэнтези.
- Но почему? Это же просто. Ну вот есть мир, в нем есть какая-то сила, энергия, которой все пользуются.
- Угу. В нашем конкретно мире есть фундаментальных силы: электричество, гравитация, сильные взаимодействия и слабые. Что представляет из себя твоя энергия, какую из этих четырех сил, и если это некая пятая сила, то как она будет воздействовать на атомы, движение планет и звезд?
- (...) вотблин! Может, не надо так много думать? Мы же все равно пишем про отношения людей. Какая разница - ну магические взаимодействия! Роулинг много думала о том, какие там энергии действуют?

В самом деле я ни разу не физик, не инженер, и мне вообще не положено писать НФ. Я на самом деле в физике ни в зуб ногой.
Кстати, физики нередко пишут очень наивную НФ. В железках-то они разбираются, но зато у них с общественными отношениями полный затык.

Все, о чем я пишу - это этические задачи. Мне интересны этические задачи - я их нередко решаю в жизни, на работе, и мне безумно интересно их решать в литературе. Думаю, что я неплохо умею их решать. Могла бы быть специалистом в этом вопросе.

Но очень, очень глубоко заблуждаются те, кто полагает, что можно сформулировать этическую задачу на материале фэнтези, не особенно задумываясь - какие там взаимодействия, какие силы, какие возможности.
Как ни странно, но для того, чтобы построить этическую модель и в ее рамках решить задачу, необходимо знать даже то, как в этом мире движутся звезды и планеты!

В сущности, это легко объяснимо. Человеческий разум - это пока что высшая известная ступень развития материи. Этика - порождение даже не разума, а еще более сложной структуры - социума, состоящего из разумов. Чтобы разобраться в ней, нужно иметь представление о всех предшествующих ступенях живой и неживой материи.

Наверное, надо пояснить, что такое этическая задача. Чтобы достичь понимания, объясню на примере. Вот скажем, человек умирает от какой-то болезни. Следует ли его спасать, на какие действия можно и необходимо, а на какие нельзя идти, чтобы его спасти?
Есть те, кто думает, что этических задач не существует, и на все вопросы этики существует стандартный ответ. Ну например: спасать надо всегда и всех. Угу. Тогда я добавлю, что человеку, например, 95 лет, у него рак, операция с анестезией неминуемо приведет к смерти, химиотерапия, возможно, продлит жизнь на несколько месяцев, но качество этой жизни резко снизится; к этому надо добавить, что человек давно потерял всех родных, примирился с мыслью о смерти и хотел бы спокойно, без мучений уйти.

Причем этих вариантов - бесконечное количество, потому что переменных очень много: возраст, личная воля, наличие или отсутствие депрессии, наличие или отсутствие родственников и их отношение, степень заболевания и возможности лечения. И это только на самом простом личном плане.

Каждый пациент в одних и тех же заданных общественных условиях представляет новую этическую задачу. К счастью, обычно решение очевидно, лишь в редких ситуациях приходится размышлять.

Если же вы пишете книгу и моделируете там какую-то этическую ситуацию (не обязательно эту, этическими являются все ситуации, связанные с взаимодействием людей - будь то работа по найму, рабство, война, личная жизнь, воспитание детей, власть, любые общественные реалии) - то надо учитывать гораздо больше. Ведь вам нужно продумать все строение социума. А оно зависит во многом от физических законов данного мира.

И оказывается, что для решения этических задач в книге мы должны определить абсолютно все: общественный строй, уровень развития производительных сил, основные классы и слои общества, и в конечном итоге также и физику данного мира.

Это в узких заданных рамках именно нашего социума мы можем что-то решать, поскольку социум является неизменным, заданным условием. А в книге писатель сам это условие задает. И оно должно быть продуманным. Потому что иначе неинтересно - иначе это не этическая задача с решением, а бла-бла-бла праведьму.

Беда не в том, что неведомая "сила" как-то влияет на фундаментальные законы мира. Беда в том, что она влияет и на каждую возникающую в мире этическую ситуацию.

Каков источник этой магии? Если это некий (неважно какой) бог или боги, то это значит, что отношения данного мира с "богом" в целом - совсем иные, чем отношения с ним нашего мира (мы даже не знаем точно, есть ли он вообще и не можем в этом убедиться), что там "бог" себя проявляет, его можно ощутить и измерить его воздействие. Каждая этическая задача приобретает еще одно измерение - отношения с этим богом/богами, или с какой-то иной подобной субстанцией.

(Приведу пример этических решений в мире, где наличие Бога и дьявола не подвергается сомнению: Елена Хаецкая, "Мракобес". Герой Хаецкой абсолютно уверен в существовании дьявола и Бога, да и автор в этом уверена, то есть мы оказываемся в мире, где дьявол - реальность; и в этом мире, например, сожжение ведьмы на костре с целью спасения ее души оказывается совершенно этичным действием, безупречно правильным и высокоморальным. В нашем мире оно неэтично лишь потому, что мы не точно уверены ни в существовании дьявола и Бога, ни в том, что для спасения полезен костер).

Если это просто "энергия вообще", то почему некоторые овладевают ею, а другие - нет? Этическая составляющая усложняется наличием разных видов людей - маглов магов и немагов.

А к этому еще давайте добавим общественные отношения. Если это средневековье, скажем, то какой тип оброка/барщины там имеется в наличии? Насколько развиты ремесла? Далее - взаимодействие этих ремесел и прочих производственных сил с магией. Зачем это все нужно, когда есть магия?

Общественные отношения - в любом случае составная часть условий этической задачи. Как писал Кара-Мурза в свое время: смерть ребенка от пневмонии в начале ХХ века - трагедия, в конце ХХ века - чья-то подлость.

Как это ни странно, в НФ программировать этические задачи и разрешать их куда проще. НФ - это антураж нашего мира. Пусть даже в будущем - но там по крайней мере не вводятся такие сложные и несуществующие в нашем мире производные, как магия, маги, сверхъестественные существа, которые увеличивают сложность решения этических задач во много раз.

Вы скажете: Роулинг.
ОК, но разве Роулинг действительно видит все составляющие этических задач, которые она ставит? Она просто рассматривает то общество, в котором живет (Великобритания) как единственно возможную данность (все отклонения - это Гитлер или Вольдеморт, они могут быть только негативными). Ее волшебное сообщество - параллельный мир, который прилагает все усилия, чтобы не соприкасаться с реальным, но при этом очень на него похож. И задачи, которые в нем решаются, хотя и кажутся вычурно-волшебными (борьба со Злом), но на самом деле не выходят за рамки английских буржуазных представлений о добре и зле. Конечно, подкорректированных, политкорректных представлений, из которых тщательно вычищены упоминания о том, что именно добрые и хорошие "волшебники" английские джентельмены творили геноцид и убийство в других странах. Ведь если начать писать об этом, чего доброго, придешь к антиимпериализму, а за это уже не заплатят столько денежек (впрочем, безусловно, Роулинг писала совершенно искренне - она в самом деле так думает и просто не может выйти мыслью за предписанные ей обществом рамки).

Если придумывать "реалистичный" волшебный мир, действительно похожий на наш (а не на вычищенное буржуазное представление о нашем мире), то он окажется намного сложнее.

Вообще говоря, я понимаю, что массовому читателю, вероятно, и не особенно интересно решение каких-то там этических задач.
ЕМу, наверное, интересно просто праведьму.
Его вполне устраивает красивый, далекий от реальности антураж, который не грузит.

Но мне неинтересно про такое писать. Мне интересно только про этику.
А ставить этические задачи в рамках фэнтези исключительно сложно. ОК, НФ может не слишком отличаться от фэнтези, если писать про "бластеры и флаеры" и какие-нибудь нанотехнологии. Но все это не нарушает законов нашего реального мира и не очень сильно его усложняет.
Хотя, может быть, это только потому, что я плохо знаю физику.
Tags: про книжки, фантастика, этика
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 148 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →