blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Коммунизм и свобода. Часть вторая.

В первой части мы говорили о том, что "в общественном сознании капитализм и рынок тесно связаны с понятием "свобода", а вот коммунизм в любом его проявлении - строго наоборот". На самом же деле это совершенно не так. Обычно под "проявлениями свободы" при капитализме понимают следующее:

1. свобода предпринимательства.
2. свобода выбора потребительских товаров и услуг.
3. свобода выбора места жительства.
4. свобода политического выражения различных мнений.

Первые две "свободы" мы рассмотрели в предыдущей части. Теперь рассмотрим пункты 3 и 4.

3. Свобода выбора места жительства.

По сути, это частный случай пункта 2 - свободы потребления. Поэтому здесь можно сказать то же самое: в принципе естественным ограничителем такой свободы являются деньги, и так будет до тех пор, пока не будет построено общество абсолютного (или стремящегося к абсолюту) изобилия.

Но здесь все обстоит более жестко, потому что при социализме жилье никогда и не было предметом торговли, предметом частной собственности (да вероятно, и не должно быть). То есть жилье всегда не продавалось, а распределялось по принципу очереди, нуждающимся. Это объясняется тем, что при реально существовавшем социализме до сих пор всегда - в связи с объективными обстоятельствами - изобилия жилья не было, а был его дефицит. При дефиците же не только социалистическое, но и разумное капиталистическое правительство старается удовлетворить жизненные потребности граждан нерыночными способами.

И как раз это - поддержка свободы, потому что свободен только тот человек, который не находится в тисках жестких биологических императивов, не боится умереть с голоду и имеет крышу над головой. Недостаток же жилья - явление временное и связанное с вполне объективными обстоятельствами.

При капитализме вопрос жилья решается рыночным способом: с одной стороны, часть более обеспеченных граждан могут взять кредиты и купить квартиру или дом (правда, вот парадокс, не случайно ипотеку называют "долговым рабством" - выходит, у человека при капитализме действительно есть "свобода" продать себя в рабство!)
С другой стороны, рынок жилья все больше захватывают и делят между собой монополии.Здесь действует тот же закон монополизации, вытеснения мелких предпринимателей крупными "акулами". Например, в Германии около 400 тысяч квартир принадлежит маклерской конторе "Воновия", продолжающей поглощать более мелких конкурентов. "Дойче Вонен" с их 160 тысячами квартир стоит далеко позади. Те, кто не может или не хочет взять ипотеку - попадают в буквальное рабство к квартиросдателям, крупным или мелким (зачастую у единичного хозяина-квартиросдателя жить еще тяжелее).

Съемная квартира - это очень сильное ограничение свободы в сравнении с пусть маленькой, но собственной. На ней нельзя вообще или можно лишь ограниченно держать животных, заводить детей или даже начинать совместную жизнь с партнером (сдавали квартиру на одного, а теперь живут двое? Непорядок!) Квартиросъемщик обязан следить за состоянием квартиры, при этом ремонт и дизайн не должен выходить за определенные "общепринятые" рамки, да что там, просверливая любую дырку в стене, квартиросъемщик должен переживать - а имел ли он на это право, и не придется ли в итоге за это дорого заплатить! ДАже чистоту и порядок в квартире он обязан поддерживать не для себя, а для "дяди". Что же касается, например, остекления балкона и прочего оформления "наружности" - здесь нет прав не только у квартиросъемщиков, но даже у владельцев собственных квартир.

Таким образом, "рынок жилья" отнюдь не увеличивает степень свободы: некоторые в результате этого "рынка" оказываются вообще на улице, другие попадают в долговое рабство, третьи -  в рабство жилищное. Степень свободы тут как раз может быть увеличена лишь одним способом и только при социализме: мощное жилищное строительство и выделение новых квартир нуждающимся.

Но кроме вопроса рынка жилья, здесь необходимо еще и рассмотреть вопросы туризма и миграции, которые при капитализме как бы - как это всем представляется - более свободны. Ведь каждому понятно, что если у мужика в Сирии разбомбили дом, то он совершенно свободен взять семью и переехать, например, в Германию, снять там жилье... это, если кто не понял - ирония. А если серьезно, то миграция отнюдь не является благом в 90% случаев. Лишь очень незначительное число людей мигрируют в другие страны из соображений "хочется посмотреть что-то новое, изменить свою жизнь". Удивительным образом, именно это незначительное число широко представлено среди мигрантов в интернете (впрочем, ничего удивительного в этом нет).

Большинство же гонит в чужие края нужда. "Дивлюсь я на небо тай думку гадаю", как и грустные песни ирландских эмигрантов - вот это точное выражение проблем народной миграции. Кроме "свободы миграции" должна быть свобода жить на Родине - а вот ее-то у нас зачастую и нет. Свобода сдохнуть на РОдине или того хуже - обременять и мучить родственников на Родине, вместо того, чтобы им помогать, посылая деньги с чужбины - вот это есть, да.

Все другие причины миграции, кроме экономических и военно-политических (разбомбили дом, преследуют за цвет кожи) - настолько слабо и мало представлены, что и акцентировать внимание на них - это все равно что переживать о мелком жемчуге в то время, когда у большинства проблемы с жидким супом.
Когда мне начинают рассказывать, что мол, из ГДР в ФРГ переезжали "ради свободы", я спрашиваю, почему же, как только в ГДР реально настала "свобода", то есть ГДР была аннексирована и стала как бы одним государством со "свободной" ФРГ - оттуда уже не то, что переезжать, а начали валить толпами на запад, вплоть до того, что города становились пустыми. Чего ради? Ведь "свобода" в ГДР уже пришла! Никто так и не нашелся пока с ответом, начинают мямлить "ну это же совсем другое!" А почему - другое? Из ГДР точно так же многие желали свалить лишь по той причине, что имея хорошее образование, надеялись в ФРГ устроиться получше экономически. И понятно, что после аннексии, зачастую потеряв работу (ведь экономика ГДР была разрушена и распродана, производство уничтожено - ни к чему западным фирмам лишние конкуренты) - люди обрели гораздо больше поводов к миграции.

Как мигрант, я могу сказать, что миграция - это бедствие, прежде всего для самих мигрантов, это жизненное препятствие, которое нужно преодолеть, это жизненная проблема. Свобода терпеть бедствия? Ну не знаю. Я предпочла бы обойтись без этого. А свобода для немногих хорошо обеспеченных, имеющих подходящую специальность, любителей приключений - увы, это именно свобода для немногих.

Разумеется, реально существовавшая система социализма была несовершенной и находилась в перманентных условиях войны - холодной или уже горячей. С этим были связаны ограничения на туризм, которые опять же не являются имманентным свойством коммунизма. Наоборот, там, где туризм (да и миграция, кстати) не были скованы военно-политическими соображениями, это явление было распространено очень широко и ничем не ограничено. Скажем, туризм в пределах Советского Союза был широк и разнообразен, если советский человек ехал отдохнуть в Крым - то недели на три, сейчас для большинства трудящихся это нереально.
Очевидно, что при всемирном коммунизме никаких ограничений ни на туризм, ни на миграцию не будет и быть не может. Более того, только коммунизм обещает нам в итоге мир без войн и экономической отсталости разных регионов - что даст людям свободу как мигрировать куда угодно, так и жить там, где они родились и выросли.

4. Свобода выражения политических мнений.
Тут опять же все кажется "очевидным". Ведь мы же знаем, что при капитализме можно быть националистом, монархистом, демократом, либералом, даже левым, а вот при коммунизме можно быть только коммунистом, а все остальное запрещено. При капитализме можно почитать Бердяева и Солженицына, но также и Маркса, а вот в СССР с первыми двумя авторами были проблемы.

Но увы, здесь опять та же очевидность, что и в случае с Солнцем, которое ходит по небу вокруг Земли.
Потому что при капитализме, безусловно, можно выражать политические мнения, которые не выходят за определенные рамки, поставленные правящим классом буржуазии.
Этих мнений придумано даже довольно много. Можно, действительно, быть правым, можно левым, можно даже хотеть монархии. У всех этих мнений есть одно четкое ограничение: они должны быть, как говорят в ФРГ, "конституционными", то есть не призывать к обобществлению частной собственности и ломке буржуазного государства.

Именно поэтому они по сути своей не отличаются друг от друга. Нет, рядовые члены этих движений убеждены, что у них есть свои, отличные от других, идеи. Одни хотят, например, выйти из ЕС, другие - туда войти, третьи - вести войны, четвертые - отказаться от войн. Но при попадании в парламент все эти силы начинают вести себя так, как от них требует логика капитала. Так, партия Зеленых в ФРГ, которая формировалась как партия мира, отлично голосует за военные расходы и НАТО. Потому что альтернатива у них - просто вылететь из парламента за "недоговороспособность" и "неконституционность" (примеры были).

А поговорить можно, отчего же нет. Есть определенный набор тем, на который говорить дозволяется.
Да, в настоящий момент можно быть и коммунистом, то есть выходить за эти заданные рамки. Но - только у себя на кухне или в пивной в компании 10 человек. И это можно только сейчас потому, что коммунизм находится в фазе глубокого поражения, коммунисты маргинальны, у них нет шансов быть услышанными. Когда это было не так (и в будущем, когда это станет не так) - ситуация резко меняется, и коммунистов постигает весьма неприятная судьба, как, например, компартии в ФРГ и США после 2й Мировой. И это еще демократические развитые страны, я уж не говорю о фашистских режимах или ужасах вроде резни Сухарто в Индонезии.

Как ни странно, примерно так же обстояло дело и при реальном социализме в СССР и странах соцлагеря.
Только там можно было выражать политические мнения, не выходя за определенные рамки, поставленные правящим классом пролетариата.
То есть не ставить под сомнение вопрос общенародной собственности.

Там, правда, чаще всего не формировались целые политические партии, выражающие "в рамках законности" различные идеи. Но иногда и формировались - например, в ГДР прекрасно действовали партии христианских демократов, националистов. В Польше католическая церковь была самостоятельной (причем даже криптоантикоммунистической) политической силой. В СССР, в силу исторических обстоятельств, таких партий и организаций не осталось (возможно, если бы левые эсеры и анархи, а также РПЦ с самого начала повели себя как-то иначе - все и сложилось бы иначе). Но однако откройте любые газеты советского времени - граждане постоянно вели там открытые дискуссии, в том числе, и политические; то есть частное выражение своего мнения никому не возбранялось и даже поощрялось, существовало множество общественных организаций - профсоюзы, женские организации, молодежные организации/, клубы, ассоциации, союзы, общества. Все они могли иметь различные точки зрения на частные вопросы строительства социализма и свободно дискутировать. Если у человека и не было возможности организовать жесткую партийную структуру каких-нибудь "христианских либералов", то была прекрасная возможность создать своего рода кружок и действовать в нем, выражая определенную точку зрения - и мы даже знаем такие кружки и общества.

Репрессивность в отношении таких общественных кружков и организаций вызывалась тем, что они, в связи с неустойчивостью социализма и враждебным окружением, довольно быстро переходили как раз к тому, чтобы ставить под вопрос общенародную собственность и социалистический строй. Но повторяю, эта репрессивность в среднем не превышала репрессивности в отношении противоположной точки зрения при капитализме (а если учитывать капиталистические же фашистские режимы - сильно отставала от них).

Таким образом, мы видим, что свобода выражения мнения как при капитализме, так и при социализме всегда была ограничена тем, насколько при этом ставится вопрос собственности и государственной власти; что это ограничение в любом случае связано с репрессиями и запретами (причем в случае капитализма в среднем бОльшими ограничениями). И разумеется, после мировой победы коммунизма вопрос перехода обратно к частной собственности и эксплуатации станет настолько смехотворным, что как-то запрещать и ограничивать свободу разговоров на эту тему станет просто глупо.
_________________________________________________
Я понимаю, что в этих двух частях пытаюсь возражать настолько "всем понятным" и "общепринятым" вещам, что это вызовет несомненную попоболь у множества граждан. Но тем не менее, начинать говорить об этом необходимо.

Потому что это возмутительно: пропаганда украла саму нашу цель, саму основу нашей борьбы - борьбу за свободу. Борьба за коммунизм - это борьба за свободу! Коммунизм - это свобода для большинства сразу, и для всего человечества в будущем. Сначала эта свобода будет связана с ограничениями для меньшинства, потом - станет стремящейся к абсолюту.

Капитализм, безусловно, допускает значительно бОльшую степень свободы для большего числа людей,  нежели предшествующая формация - феодализм. Но это далеко не конец истории. При благополучном исходе, если пролетариат в союзе со всеми трудящимися придет к власти, степень свободы расширится сначала частично, а потом - практически безгранично. Жизнь в мире без войн, без эксплуатации, с возможностью выбора любой профессии, любого жизненного пути, в мире, где все обеспечены едой, жильем и работой-социализацией, без ограничений и долгового рабства - это и есть свободная жизнь.

Но мы рассмотрели только "частное" измерение свободы, частично обеспеченное уже и при капитализме. Коммунизм же открывает НОВЫЕ СТЕПЕНИ свободы. Только при коммунизме человечество сможет осуществить большие проекты - например, исследование Космоса, океанских глубин, строительство вне Земли, достижение бессмертия. Думаю, не надо доказывать, что при капитализме это в принципе невозможно - просто по социальным причинам.

Осуществление же этих проектов откроет перед человеком воистине головокружительные перспективы свободы - свободы сверхчеловека, покоряющего само Мироздание; бессмертного, играющего со звездами, как ребенок - с кубиками.
Когда мы боремся за коммунизм - мы боремся не просто против нищеты и эксплуатации.
Мы - за свободу звездного Будущего!
И это не громкие слова - это реальность.
Tags: будущее-плюс, капитализм, коммунизм, общие понятия
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 267 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →