blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Фантастика и техника

Я уже как-то писала о бессмертии - что в практическом плане о "бессмертии" очень-очень долго  нельзя будет говорить, речь может идти только о расширении ожидаемой продолжительности жизни. Что не мешает фантастам браво описывать, как человечество достигло бессмертия, а футурологам предсказывать это прямо в ближайшем будущем.

Есть еще более удивительная проблема: развитие техники и технологий.
Обычно о них тоже пишут примерно в таком ключе: человечество создало такую-то технологию, и вот как она повлияла на общественную и личную жизнь. Например, виртуальная реальность/матрица. Или генное манипулирование. Или маточный репликатор. Единственная разница: одни описывают мрачные антиутопии (благодаря матрице все человечество живет в виртуальной реальности), а другие - радостные утопии (вкалывают роботы - счастлив человек).

Но очень редко кто-то задумывается о том, что техника всегда работает не безупречно. Что она ломается. Дает сбои. Даже если в идеальном технологическом будущем случаются поломки - безусловно, тут же предусмотрен какой-нибудь автоматический ремонтник, который быстренько все устраняет. Наконец, что техника сама по себе создает множество проблем.

Возьмем, например, такое техническое достижение, как автомашина. Старые фантасты вполне себе предсказывали, что когда-нибудь очень многие будут пользоваться автотранспортом для поездок, а машины будут невероятно быстрыми, аж до 300 км/ч (Жюль Верн, "Властелин мира").

Но никому не приходило в голову, что машины:
- Будут очень часто выходить из строя по разным причинам и требовать дорогостоящего ремонта
- Даже не выходя из строя, они должны будут регулярно проходить ТО, нужно будет заменять износившиеся части, и все это опять же будет дорого.
- Вопрос смены шин.
- Вопрос заправок и цены на бензин...
- Вопрос налога и страховки.
- Вопрос приобретения водительских прав, правил езды, нарушений и штрафов.
- Вопрос парковки и согласования потребностей автовладельцев с потребностями остальных граждан.
- Вопрос безопасности на дорогах, большого количества аварий, травм и смертей.
- Вопрос экологии.

И если вдуматься, то каждое техническое изобретение, которым мы пользуемся, приносит - нет, не страшные антиутопические последствия ("излучение мобильников вызывает РАК МОЗГА!!!"), а массу мелких повседневных неприятностей и проблем. Смартфоны падают и разбиваются, программы глючат, микроволновки и стиралки выходят из строя, нужно покупать стиральный порошок и средства для ухода за керамической плитой, хранить гарантии и какие-то инструкции, компьютер же вообще требователен минимум как кошка. Так что уже реально надо взвешивать, а стоит ли очередное техническое новшество затрачиваемых на него денег и усилий? Например, я принципиально не пользуюсь кухонными комбайнами, так как считаю, что нарезать овощи руками и взбить что-то простым миксером куда проще, чем отмывать потом все это техническое чудо.

Логично предположить, что и в будущем развитие техники не будет протекать по стерильно-идеальному варианту, который принесет либо Великое Благо, либо Великое Зло.
Скорее всего, технические новшества будут скорее благом - но, опять же, будут нюансы. Очень много нюансов. Жизнь изменится - но неожиданным образом. Так же, как появление массового автомобиля привело не только к ускорению перемещений, но и к пробкам, парковочным зданиям, бешеным затратам на содержание машины...

Например, возьмем ожидаемые биологические достижения. Я верю, что маточный репликатор возможен. Но сравниться по результатам с реальным биологическим способом вынашивания он явно очень долго (или никогда) не сможет. И потому использоваться он будет скорее всего не для облегчения участи женщин, а для вынашивания желанных, но сильно недоношенных эмбрионов. Или даже не желанных, а всех, и тут возникнут сложные этические проблемы - а надо ли выращивать 8-недельный эмбрион, который на хрен никому не нужен и все равно попадет в детдом, к тому же с большой вероятностью будет не совсем здоровым. Если же в репликаторах процент "брака" будет получаться больше (в этом нет сомнений), но этот "брак" будет малозаметным на общем фоне, то у нас повторится ситуация с искусственным вскармливанием, когда одни женщины с пеной у рта защищают свое право не кормить (аргументируя, что "у соседки естественник весь больной, а у меня искусственник здоровый"), другие выговаривают, размахивая статистикой, что материнское молоко незаменимо и так далее. То есть все будет крайне сложно.

Или вопрос, который был вброшен пару лет назад - о якобы вот-уже-прям-сейчас готовящейся замене всех живых водителей на автоматы. Кстати, тумульт что-то поутих... Мне было ясно сразу, что автоматический транспорт возможен - но только если сначала построить для него отдельные дороги, возможно, где-то под землей, или как минимум, выделить везде полосы. Была очевидна масса чисто технических проблем, которая возникнет в связи с этим (а ведь я вообще-то далека от техники). И все это вряд ли будет делаться в ближайшее время, если бы это было возможно в наших социальных условиях, то в первую очередь автоматизировали бы, например, поезда метро.
Но для большинства тех, кто повелся на эти вбросы, никаких сомнений не существовало. Единственный вопрос, который их мучил: вот скоро уже выкинут на улицу огромное количество ненужных шоферов, и что все они будут делать?! Ведь это трагедия?! Этот вопрос муссировался во всех сетях. Так что возникло подозрение, что и вброс-то возник ради этого: чтобы очередной раз продемонстрировать пролетариату, что мол, людишки вы никчемные, и держат вас на работе только из милости.
Кстати, ну вот прошло два года... и ГДЕ это все? Как-то и разговоры поутихли, и пророчу - никто и вспоминать об этом больше не будут, как не вспоминают о пресловутых 3-Д-принтерах, хотя лет 10 назад с такой же пеной у рта все заверяли, что все традиционное производство больше не нужно, потому что скоро не будет "ни радио, ни кино, ни книг, одно сплошное телевидение"... в смысле, 3-д-принтеры.

Можно так же рассмотреть и любые ожидаемые достижения техники. Они в любом случае:
- Будут иметь определенные ограничения. Вот это они могут - а это уже нет.
- Их создание и использование потребует энергии и ресурсов, возможно - невозобновимых.
- Вопрос ремонта.
- Вопрос технического обслуживания и ухода. Все пишут, например, о домашних роботах, и никто - о том, как сложно их чинить и обслуживать. В книгах все это происходит крайне легко, Обычно с помощью специальных служб. В реальной жизни нам пылесос починить проблема.
- Вопрос стоимости и/или распределения.
И так далее, и тому подобное. Все это вещи, которые крайне редко приходят в голову фантастам. Причем даже "хард". Оно и понятно, фантасты на самом деле нисколько не претендуют на точные прогнозы будущего, и технологии для них - приятный антураж для описания чего-то на самом деле более важного (атнашенек, например, или детективной истории, или в лучшем случае, философских вопросов). Поэтому "хард" сайенс фикшен никакого преимущества на самом деле не имеет - обидно немного, что ее считают такой "хард", хотя она - такое же барахло в плане технических предсказаний, как и все остальное. Просто писатели "хард" лучше владеют приемами создания технического антуража для своих героев, поскольку сами какие-нибудь технари по образованию. Но к реальности настоящей и будущей этот их антураж отношения не имеет.

Хочется заключить все это весьма подходящей к случаю длинной, но интересной цитатой из моего любимого романа Леонида Каганова "Лена Сквоттер или парагон возмездия".

"Поколения фантастов уже второй век пускают пузыри в предвкушении нуль-транспорта, который сумеет в миг перебрасывать людей и грузы на дикие расстояния сквозь недокументированные складки пространственного целлюлита. Но не обязательно обладать знаниями физики, чтобы понять: это антинаучно. Мгновенные перемещения в пространстве невозможны, они противоречат основам науки и сути человеческой природы.

Как будет работать нуль-транспортировка "Земля — Андромеда" в далеком будущем? Нетрудно вообразить. Билет на другой край галактики честным людям придется заказывать за полгода, иначе стоимость его окажется сугубо олигархической.

Нуль-порт, разумеется, будет расположен от мегаполиса в трех часах езды на обычном транспорте без учета пробок. И прибыть к нуль-порталу придется часов за шесть до старта, потому что за четыре часа окончится регистрация, а за это время надо успеть пройти анфиладу турникетов, рентген, узи, сдать в багаж каблуки и серьги, все металлическое, все ценное, все электронное, все жесткое, все тяжелое, все сухое и жидкое, а также все предметы, у которых длина превосходит диаметр.

Попав, наконец, через извилистый лабиринт таможенных buro в закрытую зону, пассажирам придется еще пару часов слоняться между сувенирными лавками, клозетами и фастфудом.

Когда до старта останется два часа, их созовут манком в угол и выстроят в колонну по двое, согласно номеркам на купонах — заодно еще раз проверят купоны. Заставят взяться за руки и продержат стоящими в колонне еще полчаса. Затем медленно поведут в терминальную зону, где начнется инструктаж.

Пассажиров разобьют на группы, и в каждой группе костюмированный стюард разыграет моноспектакль на тему образцового переступания ногами через дыру нуль-портала. А также о правилах поведения в случае внезапного спотыкания, пошатывания и подскальзывания — эти маленькие трагедии будут разыграны с артистизмом, которому бы позавидовали антики. Немой, по сути, спектакль будет сопровождаться фонограммой с комментариями на всех языках галактики.

Ровно за полчаса до указанного в билете старта пассажиров выведут в чистое поле прямо к дырке нуль-портала, усадят на специально оборудованную ремнями землю и заставят просидеть так еще час пристегнутыми, с выключенными мобилками и плеерами. Объяснить смысл этих требований никто из стюардов, разумеется, не сможет, да и не станет — сошлется на правила.

Если старт отложится по техническим причинам, все будут сидеть еще дольше. Все это время стюарды простоят по стойке около нуль-дыры, не мигая. А капитан перешага будет тревожно бегать, заглядывать в дыру и нервно теребить загадочный алый вентиль на своем шлеме, приводя в ужас особенно впечатлительных и религиозных пассажиров.

И только затем раздастся команда, по которой стройные Пары пассажиров начнут перешагивать на поле Андромеды.

Когда вся группа пройдет на ту сторону, первые полчаса и руки будут заняты аплодисментами.

Затем орднунг повторится: ожидания, построения, проверки, двухчасовое томление в фойе, где единственное из доступных развлечений для человека — все тот же нехитрый трансфер органики из местных фастфудов в местные клозеты.

Затем снова очереди на блокпостах, построения и, наконец, выход на открытый воздух — к андромедским таксистам с негуманоидными рожами, к сомнительной перспективе успеть добраться до местного мегаполиса прежде, чем планета погрузится во мрак и вымрет.

Транспорт, который бы позволял просто так подойти и шагнуть, ученые не изобретут никогда. По одной простой причине: этих ученых давно нет. Ученые физики и химики ушли в немощное прошлое, как и алхимики. А все открытия человечества давно совершают другие ученые — маркетологи. Только эта наука может называться естественной, все прочие — вторичны и гуманитарны. С точки зрения современного маркетинга, стремительный шаг с Земли на Андромеду невозможен в принципе: шагнувший пассажир в следующий миг спросит "а за что столько бабла?", и возникнет неразрешимый научный парадокс."

Tags: будущее-плюс, техника, фантастика
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →