Заодно завела немецкий блог :) Посмотрим, может еще пригодится. Обычно у меня такой необходимости нет, все, что я пишу, публикует партия. Из этого я еще сделаю переработанную версию для нашей газеты.
Прошу учитывать, конечно, что это я писала совсем для другой ЦА, чем здесь в ЖЖ, поэтому все непривычно и может показаться банально.
https://blauekraehe.wixsite.com/website/post/artikel-in-s%C3%BCddeutscher-zeitung-meinung
Перевод.
Я была потрясена, прочитав статью фрау Бигальке в "Зюддойче Цайтунг": "Москва толкует в свою пользу память о Ленинграде".
Я русская, в моей семье с обеих сторон - материнской и отцовской - есть погибшие в ленинградскую блокаду. Мои родственники похоронены на Пискаревском кладбище. Еще ребенком я часто бывала там с семьей, и рассказы о блокаде стали частью моей души.
При этом меня не научили испытывать ненависть к немцам: на нашу страну напали фашисты, и в принципе, безразлично, какой они были национальности.
Тем более сейчас я поражена высказываниями немецкой журналистки.
Во-первых, меня вообще удивляет, как это можно решиться - таким образом вмешиваться в дела других народов! И смело критиковать праздники и обычаи, которые важны или даже святы для другой нации. Это само по себе довольно сомнительное занятие, но если речь идет о немецкой журналистке, которая хочет объяснить русским, как они "правильно" должны вспоминать о войне против немецких фашистов - это звучит постыдно. Каким будет следующий шаг - фрау Бигальке еще и евреям расскажет, как они должны вспоминать Холокост?
Но это получилось не только постыдно и скандально - в статье еще и масса лживых и неточных утверждений. Посмотрим на текст внимательно:
"Блокада являлась актом геноцида. Но после войны обе стороны не проявляли интереса, чтобы назвать ее таким образом. Власть имущие в Москве до сих пор представляют жителей осажденного города как героев, которые мужественно сопротивлялись немцам. То, что люди от голода едва держались на ногах, что они ели клейстер и кошек, и некоторые были арестованы за каннибализм, по большей части стало известно лишь в 90-е годы. То, что сдача города тоже не помогла бы им выжить, до сегодняшнего дня редко или вообще не упоминается".
Здесь фрау Бигальке или лжет, или просто не имеет понятия, о чем говорит. Еще в советские годы все основные факты о Ленинградской блокаде были открыты и известны. Многие русские точно знают, сколько граммов хлеба получали ленинградцы зимой 1941 или летом 1943 года, что входило в паек рабочего, а что - служащего. Фрау Бигальке легко могла бы посетить маленький музей на Пискаревке, там эти цифры указаны, и можно даже видеть крошечный кусочек хлеба, который получали ленинградцы на день. Задолго до 90х было хорошо известно, что почти все домашние животные были съедены еще в первую блокадную зиму (известно, например, что в конце блокады в Ленинград был направлен специальный поезд с кошками, которые были необходимы, чтобы спасти от мышей скудные запасы еды). Мы это знали всегда, фрау Бигальке. Я это знала еще ребенком в 70-е годы.
Непонятно, почему это делает ленинградцев в меньшей степени героями.Почему вообще страдания исключают чей-то героизм? Мне всегда представлялось, что речь идет о том, как человек переносит эти страдания, как он себя при этом ведет.
Было известно также о факте каннибализма, это довольно трудно скрыть от людей. Но это не бросает тени на остальных жителей города - преступники встречаются везде.
Почему фрау Бигальке вообще видит какое-то противоречие между "геноцидом" и "героическим поведением"? В чем заключается это противоречие? В истории есть множество случаев, когда людей убивали, но они при этом вели себя героически. Возьмем как пример христианских мучеников. Да, немецкие фашисты и в этом случае совершали геноцид, и это было в СССР прекрасно известно. Но люди, которых немецкие фашисты приговорили к смерти - были героями. Что здесь не сходится?
И следующий вопрос: а были ли ленинградцы героями? По мнению фрау Бигальке, конечно же, нет, они были несчастными жертвами, которые не понимали, что делают и не имели выбора.
Я в принципе понимаю, что кроме, может быть, немолодых восточных немцев, мало кому в ФРГ вообще известно, как советские люди защищали свою страну. Хотя фрау Бигальке, хорошо оплачиваемая журналистка, могла бы делать свою работу и получше, и сначала собрать материал по теме. Я сделаю эту работу за нее, после моей собственной трудовой смены, и напишу немного фактов, которые в ФРГ никому не известны.
Итак, были ли ленинградцы героями?
- Конечно, у них не было выбора, сдаться или нет. Но у них были другие возможности выбора: стать вором, каннибалом, красть карточки у других, мошенничать, впасть в депрессию, в истерику, думать только о еде... Или же в этой жуткой ситуации продолжать вести нормальную жизнь: работать, ходить в школу, лечить раненых в госпиталях, помогать окружающим... до тех пор, пока не свалишься с ног и больше не сможешь встать.
Я не уверена, мог бы хоть кто-нибудь из нас в этой ситуации хоть приближенно вести себя так, как большинство - пусть не все, но большинство - ленинградцев.
- В осажденном городе работали сотни заводов и фабрик, производились танки, оружие, боеприпасы, военные корабли и многие другие виды продукции для фронта. Рабочие, часто женщины, поскольку многие мужчины были на фронте, в этой экстремальной ситуации дисциплинированно шли на работу и обеспечивали снабжение фронта. Может быть, фрау Бигальке думает, что они это делали "под дулами автоматов" по приказу Сталина? Потребовалось бы слишком много надсмотрщиков для такой массы отчаявшихся людей. И конечно же. это было не так. Работа шла как всегда - и в этой ситуации тоже.
- Многие фабрики производили также обмундирование для армии. Рабочие фабрики "Пролетарская победа" призвали ленинградцев собирать теплые вещи для фронта. До зимы ленинградцы собрали и сшили для фронта более 400 тысяч теплых вещей - добровольно. Еще раз напоминаю: это не были люди "общества всеобщего благосостояния", это были умирающие люди, которые зимой были лишены отопления. При этом они добровольно жертвовали одежду на фронт против фашистов.
- В городе работали школы, и дети ежедневно ходили на уроки, хотя их друзья умирали прямо в школьном классе. Остальные при этом продолжали изучать таблицу умножения или географию. После школы многие подростки, которые стремились помочь родному городу, шли на дежурство на крышах - гасить немецкие зажигательные бомбы. Им было 14-15 или даже 12 лет. Девочки помогали в госпиталях, дети готовили для раненых солдат концерты.
- В городе работали научные центры, было обеспечено для всех медицинское обслуживание. В осажденном городе была жива культура. Театры открылись заново уже в 1942 году. Знаменитый композитор Шостакович написал в осажденном Ленинграде свою Седьмую Симфонию, которая впервые была исполнена 9 августа 1942 года в Ленинградской Филармонии - в зале не было свободных мест. Еще раз: речь идет о умирающих от голода жертвах, которые шли, чтобы послушать классическую музыку.
- Есть очень много свидетельств и доказанных фактов о подвигах отдельных ленинградцев. Вот лишь один пример: сотрудники Института Растениеводства имени Вавилова добровольно остались в городе, чтобы сохранить уникальную коллекцию семян. В этой коллекции было достаточно семян сельскохозяйственных культур, чтобы все сотрудники выжили. Но они за всю блокаду не тронули ни одного пакетика с семенами, несмотря на то, что трое из них умерли прямо на рабочих местах. Для них было важнее собственной жизни сохранить уникальные растительные культуры, которые помогли после войны восстановить хорошие сорта для сельского хозяйства страны. Или этими людьми управляла честность, понятие о чести, или сознание долга? Я не знаю, что конкретно мотивировало каждого из этих ученых, но я совершенно не представляю, была бы я способна на что-то подобное? Не говоря уже о фрау Бигальке, которая, видимо, никогда и не ставила себе подобных вопросов.
Я бы могла еще долго описывать подобные подвиги ленинградцев, потому что есть действительно поражающая масса информации об этом, меня лишь удивляет, что фрау Бигальке совершенно не потрудилась хоть немного собрать материал по теме.
И нет, это не действие "пропаганды" - я взрослая и уже немолодая женщина, и все, что я слышала в детстве, я много раз критически передумала и перепроверила. И ДА - я должна сказать, что для меня ленинградцы в блокаду - однозначно герои. И речь не идет о том, чтобы "сдаться Гитлеру" - такого выбора и вправду не было. Речь идет об их поведении, о том, что они работали, ходили в школу, воспитывали детей, лечили раненых и больных, защищали город - ХОТЯ они умирали, хотя на них падали бомбы, хотя их терзал голод, хотя умирали их дети. Да, для меня они - герои. И они заслуживают того, чтобы получать почести как герои. Если фрау Бигальке не знала всего этого, она плохо выполнила свою работу. Если знала, но пишет так сознательно - то лжет.
"Как должны чувствовать себя выжившие в блокаду, поскольку в Германии они маргинализованы, а на Родине попали под цензуру? До сих пор в России нужно очень внимательно думать, что ты говоришь о блокаде".
Как себя чувствуют выжившие, фрау Бигальке могла бы узнать и сама, ведь она работает в России, можно было у них спросить. Есть более, чем достаточно, письменных и других источников на эту тему. Я еще не встречала тех, кто не гордился бы тем, что участвовал в этих героических деяниях. Даже если выживший был просто ребенком, или "просто" вел нормальную жизнь и не совершил особых подвигов. А что, по мнению фрау Бигальке, эти люди хотят услышать? Что они были глупыми, ничего не понимающими овечками, которых злобные тираны - Гитлер и Сталин - обрели на заклание? Неужели при этом кто-то почувствует себя лучше?
Неправда также и в том, что в России "до сих пор" нужно думать, что говоришь о блокаде. Я пережила в России 90-е годы, и тогда все эти вопросы - был ли Сталин виноват в блокаде, не надо ли было сдать город - не только дискутировались, об этом писали в каждом желтом листке, и только совсем уж ленивый ничего об этом не слышал. Например, был целый ряд книг и статей, которые обвиняли ленинградское руководство, первого партсекретаря Жданова в том, что он во время блокады "обжирался пирожными". То, что Сталин или Жданов были виноваты, в 90-е годы стало почти мейнстримом, об этом слышали все. Тогда же широко распространялись рассказы о каннибализме, мошенничестве и страшном НКВД - все было открыто, в газетах и на телевидении.
Однако потом все эти вопросы были разобраны историками. Уточнались факты: например, точное меню Жданова, которое было, мягко говоря, далеко не таким роскошным, как описывали критики. Точная статистика, описывающая поведение большинства жителей Ленинграда. Документы гитлеровской армии и приказ Гитлера об уничтожении города, о том, что сдача города не будет принята. Эти документы показывают, что у Сталина было столько же выбора, сколько и у самих ленинградцев: если бы он сдал город, геноцид все равно состоялся бы, даже еще более страшный. Я повторяю: речь здесь не о том, хорош или плох Сталин, а о том, что у него не было выбора.
Все это хорошо известно в России, это доказанные научные факты. И конечно, если после всех этих дискуссий кто-то продолжает распространять антинаучные слухи и утверждения, это звучит несколько устарело, и верить этому сложно. Кроме того, такие утверждения натыкаются на всеобщее возмущение - и это возмущение даже власть имущие не могут совсем не учитывать.
Свобода лжи в России вполне существует. И то, что невероятно дрянной фильм Красовского (смотрела ли его фрау Бигальке? Я глянула недолго и не смогла - просто из-за крайне плохого качества) "не пустят на большие экраны" - еще не доказательство "цензуры". В России показывали множество фильмов, демонстрирующих войну с самых разных сторон. Вообще в России гораздо больше свободы мнений, чем в современной ФРГ.
Большая часть населения России очень плохо переносит сейчас подобные "истины". Мы все это уже слышали, мы это приняли к сведению, обдумали, переработали, сравнили доказательства. И вот теперь мы не хотим больше этогого слышать. В конце концов, это не чисто академический вопрос: речь идет о наших предках, о нашей идентичности, которая в течение последних 30 лет много раз ставилась под вопрос. Мы сами ставили ее под вопрос, и теперь мы точно выяснили по крайней мере некоторые вещи. Речь не о "Москве" или "Путине", речь о нашей идентичности. И да, мы гордимся тем, что наши предки были герои и победители фашизма. Для меня это не вопрос национальности, для меня это были не "русские против немцев", а советские люди всех национальностей, которые сражались против фашизма.
И меня особенно удивляет то, что в статье фрау Бигальке делается попытка релятивизации преступлений Гитлера. Потому что попытка приписать Сталину точно такую же (или почти точно такую же) степень вины в геноциде ленинградцев - это именно релятивизация фашистских преступлений, причем лживая.
Словом, фрау Бигальке - руки прочь от чужой культуры, от чужих героев и жертв, от ментальности постороннего вам народа. Вы к этому не имеете никакого отношения. Точно так же, как редакция "Зюддойче", которая допустила эту скандальную статью.
Journal information