Я, конечно, пока прочитала не все. Но из того, что попалось, особенно понравились "Запах разума" и "Зеленая кровь".
"Запах разума" - отличная биологическая фантастика. Сайенс фикшн в лучших традициях - но не про железки, а вот именно про биологию. При этом, повторяю, хорошая литература с живыми яркими персонажами.
"Зеленая кровь" - книга сложная. О ней хотелось бы поговорить отдельно. Там очень странный мир. Звери там обрели разум, оставаясь при этом теми же животными - правда, оборотнями. Но конечно же, обыватели находят какие-то объяснения и оправдания, почему их все равно можно убивать, мучить и так далее. А в то же время там есть живые мертвецы - вроде бы человек с виду, все у него нормально, а душа - мертвая (и это заметно, когда мертвеца убивают, он сразу же растворяется, исчезает). Рядом с этими мертвецами жить опасно - они убивают одним своим присутствием.
Можно там найти какие-то несообразности, и в целом книга, конечно - иносказание.
Есть люди с живой душой, а есть - с мертвой. И с этим ничего нельзя сделать. Может быть, такой мертвец и вправду опасен для окружающих: чувства близких, чувства детей для него не имеют никакого значения, или еще хуже - эти чувства можно использовать в свою пользу, чтобы поиздеваться вдоволь. И вот вокруг мертвеца люди бросаются в окна, глотают таблетки, а он только плечами пожимает: чокнутые, что с них взять. Я-то ведь здоровый. Я-то ведь логичный, здравомыслящий, умный.
Звери - как лакмусовая бумажка для таких людей (и в книге тоже так , причем там особенно собаки, потому что псы чуют таких мертвецов, и существует инквизиция, которая с собаками охотится на них). Но на самом деле не только звери, а все беспомощные - маленькие дети, инвалиды, старики, люди, непохожие на других, странные. Никогда не поверю, что можно ненавидеть животных, но "любить людей". Так не бывает. Я такого не видела, а ведь я уже немолодая ворона. Такие любят только себя и терпят себе подобных - "умных, рациональных, здоровых". Причем для своей ненависти ко всему живому они всегда найдут рациональные оправдания, от "антисанитарии" до гипотетических "стай собак-убийц", про которых написали в газете. Рациональнейшие оправдания.
Культ "котиков" в интернете не в счет, "котэ на картинке" - это модно, это стильно, это положено любить. Почему - неизвестно, тут тоже находятся рациональные оправдания "потому что котики безопасны и никому не мешают". Ведь самая главная цель всего живого должна быть - не мешать Умному Рациональному Человеку.
Я уверена, что это общественная ситуация. В СССР тоже бывали мертвецы, не вопрос - но там было принято культивировать живую душу. Там школьные классы специально водили на фильм "Белый Бим, черное ухо", и учительницы бдительно смотрели за реакцией: плачут ли дети? Жива ли еще у них душа? Или что-то с душой неблагополучно? ПОтому что в фильме вот как раз и показаны люди с живой душой - и с мертвой, и видно это по их отношению к Биму. А сейчас, наверное, такой фильм разбирали бы лишь с одной точки зрения - какой негодяй хозяин Бима, и как опасен этот монстр, бегающий по городу без поводка и даже в автобусе находящийся, о ужас, без намордника. Собака-убийца! Раньше было нормально ощущать вину и ответственность перед бродячими собаками - ведь их когда-то предали люди. Сейчас - только ненависть к ним.
Возможно, что 90-е в России было очень трудно пережить, сохранив при этом живую душу. Чудо, что многие все же сохранили. Ведь нужно было научиться жить, например, с тем, что рядом вымирают бомжи. Что это как бы "не люди". У меня не было такого экспириенса, только во время посещений Родины, и тогда меня корежило. Но если постоянно жить рядом с этим, надо было как-то приспосабливаться. Думаю, количество мертвых возросло в разы. Естественно, те живые, которые рядом с этим остались живыми - это просто герои.
Впрочем, и при "благополучном" капитализме соотношение, как я замечаю, такое же. Хотя и при нем есть бомжи, так что какое уж там "благополучие".
И да, собачки - это критерий. Может ли человек ощущать ответственность, вину, жалость... Может ли он вообще хоть что-то чувствовать, или у него сердце из поролона. И не надо про "еще и тараканов жалеть" - тараканов жалеть никто не предлагает, речь о высших млекопитающих. И "я люблю только котиков" - это не то, потому что котиков, да еще на экране, не живых, не своих, любить легко. А вот "страшная" собака, ребенок-инвалид с неприятно текущей слюной, бомж, неопрятный старик... Умение увидеть в них живых, страдающих и чувствующих существ. Вот это как раз и есть та граница между мертвыми и живыми. И ничего тут не поделаешь.
Извините. Противно стало, мерзко даже писать сюда.
Это пройдет. как обычно. Мне просто нужно отойти.
Journal information