Но тут думаю - ну а вдруг? Сначала эта мысль не вызывала энтузиазма. Честно говоря, я ни разу в жизни не посмотрела ни одного фильма о зомби, по-моему, на эту тему можно снять или написать только полный бред. И вот как раз эта тема. У "нового" Лукьяненко, который уже и на старые-то темы перестал писать интересно.
Но в общем, решила рискнуть и купила книжки, благо, электронка в России недорогая.
И не промахнулась. На этот раз Лукьяненко порадовал и удивил слегка.
Только слегка - потому что, конечно, общественный пафос этих романов не сравнить с теми глобальными и жесткими вопросами, которые писатель ставил раньше (неважно даже, как отвечал - важно, что вообще ставил).
Я, собственно, не смогла прочесть никакого глубинного этического или философского смысла в этих вещах (в отличие от тех же "Дозоров" или "Звездной дилогии"). Потуги такие есть, но они довольно мелкие. Сначала вроде бы ставится интересная проблема - вот хороший, добрый, прекрасный во всех отношениях человек, вот вообще кваzи, напоминающие чуть ли не людей будущего - трудолюбивые вегетарианцы-нестяжатели со сверхчеловеческими способностями... Но чтобы стать таким прекрасным существом, надо сожрать мозг живого человека. В бессознательном состоянии, то есть они как бы не виноваты. Чем не острейший этический вопрос? И ожидаешь какого-то подробного рассмотрения и каких-то вариантов решения... но от этого Лукьяненко уходит во 2-й части, и разрешает вопрос элементарно - "когда-нибудь наука найдет другие, более этичные варианты". И главный герой с этим практически согласен. Таким образом, вопрос элементарно гасится, и этика "закрывается" лицемерными надеждами на "развитие науки".
В принципе, возможно, что это вообще и характерно для мировоззрения Лукьяненко. Капитализм для него лично и других отдельных избранных - прекрасен, они живут как при коммунизме, а то, что для этого нужно как бы опосредованно "съедать" несколько африканских детишек в год - это временное неудобство, наука найдет решение, альтернативы нет,не будем радикалами. Но возможно, я здесь слишком широко интерпретирую.
Но надо сказать, что в целом эти романы по крайней мере можно читать, мало того - можно читать запоем, с огромным интересом, то есть получать от этого массу удовольствия. И это уже прогресс для современного Лукьяненко. И это реально радует.
Почему они интересны? Потому что Лукьяненко все же мастер, и он пишет настоящую фантастику. Создается безумный искусственный мир (имеющий, впрочем, как бы научное объяснение), люди помещаются в эту систему, и писатель смотрит, что из этого получится. Это и есть фантастика. Но для этого необходимо, чтобы писатель знал, как действуют и функционируют живые люди, и разбирался в этом, и умел это адекватно донести до читателя. У Лукьяненко есть этот скилл, в людях он понимает прекрасно.
Поэтому даже в безумном мире, где перемешались живые и мертвые, у него действуют вполне адекватные, живые герои, и реагируют на вызовы так же, как обычные реальные люди. Социальная система безумного мира работает тоже вполне реалистично.
Так что Лукьяненко на этот раз порадовал. Буду и дальше следить за его эволюцией - ну а вдруг это будет хотя бы читабельно? По нынешним временам и это - редкость.
UPD Еще пришло в голову. Второй главгер Михаил Берденец - "живой мертвец", в прошлом простой советский милиционер. В представлении Лукьяненко - "коммунист". Конечно, он никакой не коммунист, а просто советский человек, человек старой закалки. Но в конце именно он олицетворяет надежду на изменение всей ситуации. Лукьяненко во всяком случае признает, что этот мир 1. этически весьма сомнителен, 2. грозит в любой момент уничтожением человечества.
И вот Берденец, осколок прошлого, живой мертвец - и не только буквально, но ведь и фигурально тоже - представляет для Лукьяненко надежду на некое возрождение, поиск приемлемого общественного решения.
Бессознательно? Скорее всего, да. Случайно? Не думаю.
Journal information