Поговорим о свободе. Это не просто красивое слово, это одна из основных потребностей человека, мечта о свободе, потребность в свободе - сильны невероятно. Вплоть до того, что основным наказанием преступников является во всем мире - лишение свободы. Человек неистово жаждет свободы, это инстинктивное, стихийное чувство. Оно слабо осознается и почти совсем не рефлексируется - но очень сильно ощущается, причем как наличие свободы, так и ее отсутствие.
полет - символ свободы, он действительно расширяет возможности человека, позволяет ему передвигаться еще в одном измерении.
Что, если попробовать понять - что такое свобода? Может ли она быть безграничной?
Свобода - это по сути наличие возможностей, которые человек использует в соответствии со своими желаниями и волей. Сокращение этих возможностей (например, сужение доступного для передвижений пространства, в тюрьме или в связи с инвалидностью) воспринимается как уменьшение свободы и в связи с этим крайне болезненно. А почему с таким восторгом люди воспринимают завоевание Космоса (даже понимая, что сами-то они туда скорее всего не попадут)? Да потому, что это расширяет ареал возможностей, ареал свободы хотя бы для наших потомков. Можно весь научно-технический прогресс толковать как все большее расширение степеней свободы, стремление ко все возрастающему числу разных возможностей.
Уже из этого видно, что свобода никогда не была безграничной и станет таковой разве что после перехода на какую-нибудь фантастическую сверхчеловеческую ступень. Мы не можем гулять среди звезд. Мы не можем свободно плавать в океане, сколько нам заблагорассудится. Мы ограничены своей биологией. Более того, и сама смерть и ее необходимость очень сильно ограничивают нашу свободу. Но однако мы движемся от меньших степеней свободы - к большим.
Перейдем, однако, к социальному измерению свободы. Первобытное общество было очень сильно ограничено биологически, набор возможностей человека крайне невелик. Зато его члена практически не были ограничены социально. Переход к эксплуататорскому обществу навсегда лишил свободы подавляющее число людей, создав зато несколько больше степеней свободы для незначительного числа эксплуататоров. И свобода от страха голодной смерти, и свобода съесть что-то вкусное, и свобода перемещений, и свобода чувств - все это было доступно немногим за счет большинства других. Лишенных порой даже возможности взглянуть на солнце, как рабы в римских подземных постройках.
Не случайно все восстания эксплуатируемых, от восстаний рабов в античном мире, до революций ХХ века, происходили под знаменем свободы. Свобода - не просто лозунг. Свобода - сладкое, манящее слово, глубоко сидящий инстинкт, за свободу не жаль и умереть: лучше умереть в стремлении к свободе, чем жить рабом.
Свобода Делакруа. Художник выбрал, заметим, не равенство, и не братство в качестве основного символа революции.
Угнетенные массы, выходит, сражались всю человеческую историю, вовсе не за кусок хлеба, вовсе не за то, чтобы "не умереть голодной смертью", не за "демократию", а за гораздо более всеобъемлющий и высокий идеал - Свободу. Правда, она включает в себя и свободу не умирать от голода, глядя на булки в витрине. Причем эта самая свобода уже вполне себе была - у мужчин и очень немногих женщин правящих классов. Их все устраивало. Они были ограничены лишь биологией и местом в правящей иерархии, абсолютный монарх был свободен практически абсолютно. Таким образом, во всех революциях, восстаниях, крестьянских войнах речь шла о свободе для угнетенных. О таком распределении возможностей, чтобы максимум свободы был обеспечен каждому - а не только эксплуататорам.
Разумеется, и Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась не под каким-то иным оригинальным лозунгом, а под все тем же лозунгом свободы. Требованиями свободы пронизаны все работы Ленина и призывы большевиков. Ни у кого и мысли возникало, что это может быть как-то иначе.
отсюда
И даже в "ужасные тридцатые годы" ни у кого и сомнений не возникало, что Страна Советов - страна свободы. Что социализм - это свобода. Что это все вообще затеяно ради свободы рабочих и крестьян. "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!" А в куплете, который потом из песни выкинули, потому что там еще было про "сталинский закон", уточнялось:
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут!
Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд.
Свобода иметь работу, мало того - выбирать работу! Свобода изменить свою жизнь - не быть крестьянином, например, как многие поколения предков. Может быть, даже реализовать свой талант. В любом случае - свобода расширять свои знания, читать, познавать мир. Выбирать род образования и специальность. Свобода... иметь свободное время - при нормированном наконец-то рабочем дне, при наличии отпуска. И что интересно - первый раз в мире все эти свободы - для всех трудящихся. Вы можете рассказывать мне что угодно, но наши предки-таки ощутили себя свободными. В первый раз. А что еще? Ощущение постоянного расширения степеней свободы. Авиация! В небо смогли подняться даже женщины, чья свобода вообще с незапамятных времен была полностью исключена. Освоение новых земель, строительство новых заводов. Наконец - Космос. Была ли свобода в СССР безграничной? Бред, конечно - мы как-то еще не вышли за рамки биологии, так что пока она безграничной быть не может. Не может и социальная свобода пока еще быть безграничной - мы ограничены обществом в котором живем. Но это был мощный скачок, это было принципиально другое состояние свободы для народных масс. Мы в сущности даже не понимаем, насколько свободными стали. Состояние свободы - без необходимости кланяться господам, без страха за рабочее место, а позже - и без страха за само выживание, и главное, это состояние все время расширялось, все время росло, число возможностей только возрастало...
____________________-
А потом что-то случилось. Точнее говоря, в реальном мире не случилось ничего, зато в области идейной борьбы и пропаганды случился некий переворот.
Внезапно по социализму (освободившему народные массы!) стали бить... идеей свободы!
Вероятно, сначала это был "классический либерализм". Фон Хайек, который определил свободу... как свободу предпринимательства. Ведь социализм ограничил (по его мнению, социализм был и в нацистской Германии, и в Англии) или вовсе отменил свободу предпринимательства! Следовательно, социализм - это рабство, а свобода... это свобода вкладывать свои капиталы и таким образом менять мир по собственной воле. Что ж, в принципе, это бесспорно так. Человек, имеющий капиталы и не имеющий возможности с их помощью менять мир - не свободен, он чувствует себя ущемленным.
Проблема этой идеологии лишь в том, что вкладывая капиталы и "создавая рабочие места", этот человек ограничивает свободу множества других людей. Ибо система свободного движения капиталов и товаров превращает массы людей в рабов, дрожащих за это "рабочее место", не имеющих ни малейшей возможности подняться и начать делать что-то другое, готовых вкалывать без отдыха, за минимальную зарплату - потому что сами они, их рабочая сила превращена таким образом в товар. Массы же других она попросту убивает, как ненужных в этой системе.
Поэтому требовать "свободы предпринимательства" - такая же бессмыслица, как требовать свободы грабителя и преступника. Ограничивая желания, например, педофила, мы безусловно наносим ему травму. Но в противном случае он нанесет травмы множеству ни в чем не повинных детей. Ограничивая действия бандита, мы защищаем свободу честных граждан.
Ограничивая действия эксплуататора, мы обеспечиваем свободу для эксплуатируемых.
Идеал Хайека в ХХ веке не был осуществлен, по крайней мере, в "первом" мире. Под давлением уже освобожденного социалистического мира в развитых капиталистических странах правительства были вынуждены так или иначе ограничивать свободу предпринимательства, вводя прогрессивный налог, вводя массу требований и ограничений - ради того, чтобы расширить возможности для собственных трудящихся, дать им достаточно широкий спектр свобод, чтобы они, упаси боже, не задумали вовсе уничтожить экслуатацию.
Разумеется, весь этот банкет осуществлялся за счет порабощения миллионов людей в "третьем" мире. Восстания во имя свободы переместились туда.
Но идеи классического либерализма были подхвачены пропагандой, и вот сейчас мы внезапно обнаруживаем себя перед абсолютно абсурдной, абсолютно дикой и ложной картиной, в которую однако уже верят практически все.
Вот один из комментариев на ютубе к нашим видео о ГДР: "Свобода при коммунизме?! Вы что, с ума посходили?"
Внезапно социализм и коммунизм оказались... символом рабства. Несвободы.
И наоборот - мир капитализма и угнетения у нас теперь... мир СВОБОДЫ.
Американские и немецкие наемники в Афганистане или Ираке... борются за СВОБОДУ. Как нам об этом рассказывают СМИ.
И если над этим большинство посмеивается - за какую-такую "свободу" воюют эти парни? - то уж насчет социализма все абсолютно свято убеждены: это прямо-таки воплощение несвободы. Рабства. А кто же хочет в рабство? Мы что - идиоты?
Да пообещайте хоть сто бочек варенья, хоть бесплатные квартиры, хоть какие блага - разве их окупит отсутствие СВОБОДЫ?!
Разумеется, вам приведут десятки аргументов, почему в социалистических странах "не было свободы". И некоторые из этих аргументов будут даже релевантными, потому что, как сказал товарищ Сталин, окончательная победа социализма (не построение его в одной стране - оно возможно, а окончательная победа) будет возможна лишь тогда, когда социалистическими станет подавляющее большинство хотя бы развитых стран. Мы этой окончательной победы еще не видели. Мы были вынуждены жить с некоторыми ограничениями.
Кто-то здесь писал про "государственных крепостных" в ГДР, мол, как же так, люди не могли вот так просто, не оформляя документов и не бегая по учреждениям, выехать в ФРГ! Это же ограничение свободы.
Да действительно, это ограничение свободы. Не абсолютное: выехать было можно, если, конечно, ты не служил в секретных частях. Но выехать было трудно, надо было, повторяю, писать заявление, собирать документы.
Воспринимали ли люди это ограничение как некий кошмар и жизнь в "крепостном праве"? Возможно, некоторые воспринимали. Они и уехали в итоге, потому что возможности уехать - легально или полулегально через третьи страны - вполне себе были.
Я разговаривала со многими "осси" именно на эту тему. Чувствовали ли они себя ущемленными? Я вот в СССР не помню, чтобы мы как-то очень страдали от этого: летом можно съездить в Крым, на Кавказ и в тысячи прекрасных и интересных мест нашей огромной Родины. Из ГДР тоже многие ездили отдыхать в другие соцстраны (больше, чем от нас ездили). Но они не могли вот так запросто поехать, например, в Испанию, это - нет.
Вы знаете, у обычных людей в ГДР было не чувство "крепостного права" - а чувство "осажденной крепости".
То есть да, это не свобода, но это потому, что нас в принципе кругом обложили и надо защищаться.
И это в принципе так и было.
Они это воспринимали как холодную войну, а как еще это нужно было воспринимать? Это ведь и была холодная война. Это не потому, что "мне, Хансу Фрицу, правительство не доверяет и боится, что я сбегу". А потому, что "необходимы защитные меры, потому что иначе шпионы будут свободно шастать туда-сюда, как хотят, а ведь у нас уже были диверсии, у нас уже была организация беспорядков, и наконец, вообще может начаться третья мировая война".
Но да, это было ограничение свободы. Но оно, видимо, колоссально компенсировалось наличием других свобод:
- Выбора профессии и места работы.
- Возможностями образования.
- Для женщин: возможностями личностного роста, труда, развития несмотря на наличие ребенка.
- Возможностями для детей: летний отдых, бесплатные кружки-секции.
Заметим, это я называю только те возможности, которых не было в ФРГ. Отпуск, пенсия, здравоохранение - все это в ФРГ на тот момент уже было. Но вот этих - не было. Разумеется, в то время многие и в ГДР считали эти свободы само собой разумеющимися. Ведь свобода - это дело такое: когда она есть, она кажется естественной, как воздух. А вот когда ее отбирают... это ощущается! И вот внезапно земля уходит из-под ног... как?! А мы-то думали, что в ФРГ свобода...
А тут, оказывается, выбирать место работы - роскошь и развращенность (я не преувеличиваю. Именно это слово употребила одна дамочка-эмигрантка, когда я намекнула, что человек в принципе не обязан работать на абсолютно любом месте. Это развращенность!)
А ведь это - одна из степеней свободы. Которую попросту отобрали.
Не случайно число ностальгирующих по ГДР сейчас на востоке страны очень велико. А ведь казалось бы, люди в "сказочной Германии" живут, не в России там какой-нибудь...
Каким образом нам доказывают, что "социализм - это несвобода"?
1. Путем создания мифов. "Колхозникам не выдавали паспорта". Разбор этого мифа. За анекдот отправляли в ГУЛАГ (без комментариев).
2. Использованием неосведомленности граждан о жизни в других странах. Скажем, понятие прописки. Почему-то все считают, что прописка существовала только в СССР (и я хорошо помню, как в позднесоветские годы само понятие "прописки" клеймили как рабство). Но это совершенно не так: прописка существует и в так называемых "свободных" странах. Попробуйте в ФРГ пожить, не прописавшись в квартире, и посмотрите, что из этого выйдет.
3. Сравнением несравнимого. При социализме не было "конкуренции разных партий" - значит, не было демократии. Но в СССР демократия обеспечивалась через совершенно другие механизмы, а не через различные политические партии.
Интересно, что в ГДР различные партии, включая буржуазные (ХСС) вполне себе были. Когда я на занятиях сказала об этом нашему доценту, он возразил "бросьте! Все же знают, что они должны были делать то, что им скажет СЕПГ!" Тот факт, что и политика разных партий в буржуазных странах совершенно неразличима (об этом говорит, например, факт Большой Коалиции - когда две противоположные, конкурирующие партии ФРГ объединяются и правят совместно) - нарушением демократии не считается.
4. Требованиями безграничной нереальной свободы - не на уровне свободы в развитых капиталистических странах, а гораздо выше. Пример: "В СССР преследовали инакомыслящих" - "Но и в кап.странах тоже преследовали инакомыслящих, примеры - "охота на ведьм" в США, запрет КПГ в Германии". - "Но ведь социализм должен быть лучше, а что, вы хотите сказать, что социализм - такое же дерьмо, как и капитализм?!"
Это манипулятивное требование. Некоторые свободы на определенных этапах еще недоступны, и будут доступны лишь после мировой революции и прекращения опасности интервенции извне. Однако огромный массив других свобод был доступен сразу после революции и был доступен в СССР всегда. Поэтому сказать "такое же дерьмо" - это банальная манипуляция. Да, в некоторых смыслах социалистические страны были вынуждены вести себя так же, как капиталистические - мы пока еще не в мире розовых пони живем. И что?
5. Временные "баги" выдаются за основную "фичу" социализма. Например, такое явление, как дефицит - в общем-то, это действительно ограничение свободы. Разумеется, невозможность купить вообще или купить свободно товары не самого первого потребления (например, копченая колбаса - вкусный, но не самый необходимый для жизни продукт) для капитализма - явление совершенно нормальное и во многие эпохи "естественное". Но нарастающий примерно с 70х по 90е (все более нарастающий) дефицит товаров и продуктов в СССР - для социализма не является естественным; даже в сегодняшней изолированной и небогатой КНДР продукты вполне спокойно лежат на полках супермаркетов, в 50-е годы в СССР с наполненностью торговых точек тоже все было нормально. Можно было именно "пойти и купить". Дефицит в указанное время был вызван вполне определенными причинами, и собственно, он был одним из показателей того, что социализм разрушается. Однако его выдают за основную примету социализма и пугают тем, что "вот вернется СССР - и не станет колбасы на прилавках!" Что, разумеется, полная чушь.
6. Свобода отдельных личностей выдается за свободы для всего народа. Вот пример: "рынок съемного жилья дает возможность переехать в другой город! В СССР его не было, и значит, переехать было нельзя!"
Во-первых, конечно, переехать в СССР было абсолютно реально. Можно было либо обменять квартиру, либо найти работу в другом городе и по месту работы получить сначала общежитие, потом встать в очередь на бесплатное получение квартиры. Которая шла настолько быстро, насколько менее востребован был данный город.
Во-вторых, действительно, рынок съемного жилья дает возможность переехать любому без этих заморочек: снял себе квартиру и живи. Никто тебя не спросит, где ты работаешь, на что живешь, свобода, красота! Вот только доступно это очень немногим. Для подавляющего большинства порядок остается прежним: продал свою квартиру - купил в другом городе (только это сложнее и опаснее, чем обмен). Или: нашел работу в другом городе, снял квартиру, но это намного дороже, чем место в общаге, а уж бесплатную не получишь никогда.
В целом при капитализме действительно гораздо больше свободы и возможностей для людей с деньгами. То есть для эксплуататоров. Заметим, что и всякие граждане, живущие на "пассивный доход" - квартиросдатели, акционеры - также опосредованно являются эксплуататорами. И их очень мало. По уровню жизни к ним приближаются высокооплачиваемые наемные работники вроде топ-менеджеров, но и то, пожалуй, только проживающие в Москве. И вот для них возможности и степени свободы расширились безгранично.
Для всех остальных - все больше и больше сужаются.
Поэтому интересы этих двух групп полностью противоположны: для первой, по крайней мере, в первое время, социализм возможности уменьшит. Со свободой предпринимательства станет как-то не очень, покупка яхт, вилл и островов будет сильно затруднена.
А вот для второй, для подавляющего большинства людей, социализм мог бы снова расширить возможности и дать наконец-то свободу. Свободу жить без страха, без напряжения и стресса, выбирать место работы, отдыхать, не бояться за будущее детей, свободу развиваться и узнавать новое. Свободу жить.
Поэтому не надо реагировать на буржуазную пропаганду противопоставлением "их свободы" и "нашего социального обеспечения". "Лучше быть сытым, чем свободным"? Нет.
В том-то и дело, что мы ХОТИМ быть свободными.
И свобода - это социализм и коммунизм; вначале свобода неполная, ограниченная необходимостью защитить революцию, а потом уже и полная, максимальная, со стремлением взорвать даже биологические рамки, даже летать среди звезд.
Да здравствует коммунизм! Да здравствует свобода!
Journal information