blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Школа Стругацких?

Тут aerys дала интересную ссылку про то, как злобные либералы-защитники меньшинств готовятся расстрелять всех патриотических фантастов. Потому что они, дескать, любят матушку-Россию и писали патриотические вещи, где главную роль играли Настоящие Мужики и совсем не упоминались ЛГБТ, что ныне некошерно.

Читать все это забавно. Это люди, как муха в ловушке, мечутся между двумя полюсами буржуазной идеологии - посконным консерватизмом-патриотизмом и гнусным либерализмом-гомосексуализмом, вообще не понимая, что за пределами этих двух полюсов существует еще какой-то мир. Причем как Холмогоров, как автор статьи, так и эта либеральная критикесса (кстати, я не поняла, она что - реально может всех расстрелять? Что за вой по поводу высказанного мнения?)

На самом деле, конечно, все гораздо проще. Писатели 90-х действительно по большей части (не все, конечно) принадлежали к "школе Стругацких". Правда, не знаю, какое отношение к этой школе имеют Перумов и Камша, ну ладно. Просто потому, что выросли на советской фантастике (и западной - которая в то время отличалась похожими свойствами) и ничего другого не представляли. Потому что для них было очевидно, что фантастика должна ставить общественные вопросы, их рассматривать. Отсюда "Выбраковка", "Дозоры", Хольм Ван Зайчик и прочие прекрасные вещи. Некоторое исключение здесь - Дяченко, которые тоже писали прекрасно, но общественные вопросы не ставили (и в советской фантастике бывали прекрасные авторы без общественной жилки). Но наезд и не на них, как я понимаю.

Поэтому естественно, они продолжали ставить эти вопросы и дальше. И поэтому у них получалось хорошо. Они выражали то, что на тот момент думали их читатели - в основном молодые мужчины определенного уровня интеллекта и развития (и примкнувшие к ним женщины). Поэтому они стали бешено популярными. А читатели их на тот момент действительно переживали, потому что было такое реальное и нехилое национальное унижение (и да, оно существует, это для ультралеваков). Я и сама тогда же написала "Ликей", который был как раз по большей части про это, и неожиданно для меня стал даже как-то популярен.

Но с тех пор эта угроза исчезла. Россия больше не унижена (ну если правда не учитывать, что капитализм для нас - сам по себе регресс и унижение). В мире с ней считаются, русским быть не стыдно. Что нового с тех пор сообщили нам эти писатели? Что неожиданного? Какие новые пласты открыли? Никаких.

Кроме того, простите уж, но те, кто писал в 90-е, были еще советскими школьниками, их не обучали "фонетическому чтению", и они писали ну хоть более-менее грамотно. И в смысле орфографии, и в смысле умения составлять слова в предложения. Позже это преимущество исчезло. Мэтры остались мэтрами, а взамен повалила толпа "праэльфов" и "праведьм", и да, про патриотических космодесантников, у которых все время хотелось спросить, как Остап Бендер насчет художества: "я хочу вас спросить как писатель писателя - вы русский язык знаете?"

Я как-то провела эксперимент - открыла наугад тексты десятка авторов СИ, свеженапечатанных в крупных издательствах (там есть такой раздел). Я не бог весть какой стилист, и уж совсем не придираюсь к людям - но там в каждом тексте попадались такие лулзы и буквально перлы, что возникали большие вопросы и к самим авторам, и к издателям, и в особенности к редакторам, которые же все это редактировали и зарплату неплохую получали. После этого эксперимента вопрос "настоящий я пейсатель или тварь дрожащая" для меня был закрыт.

Но это не главное. Главное то, что действительно, фантасты 90-х еще ставили какие-то значимые вопросы, общественные вопросы, размышляли о них - плохо ли, хорошо ли, но размышляли и тем самым побуждали мыслить и читателя. Я уже писала, что фантастика - это современная разновидность философии. По крайней мере, она таковой была.

В общем они неплохо расщелкали как орешек "школу Стругацких", однозначно ответили на собственные вопросы: коммунизм - это плохо, жить надо частной жизнью и не париться; и с тех пор, собственно, эта "школа" и закончилась.

С тех пор я российскую фантастику и не читаю (за исключением Дяченко, новые вещи которых тоже что-то давно не появлялись). Западная еще хоть бывает интересна в плане научно-технических предсказаний (а иногда попадаются и просто блестящие вещи, достойные великого ХХ века - та же "Сфера" Эггерса, или непереводимая великолепная сатира Qualityland). А что читать в российской фантастике? Может, мне просто не везет - ну не попадается совсем ничего, что вызвало бы хоть какой-то интерес, и друзья ничего не рекомендуют, значит, тоже не видят.
Что там сейчас-то "громить"?

Нет, конечно, какие-то читатели и сейчас есть, и кто-то же читает эту нескончаемую унылую череду новых "Дозоров" (их и на немецкий вот переводят), кто-то вообще что-то же пишет, продает, читает. Я понимаю, кому-то это нравится. Может даже, этих "кого-то" много, может. больше, чем раньше. Но фантастика перестала быть тем, чем она была. Со "школой Стругацких" давно разобрались сами авторы, они теперь пишут "просто для удовольствия" и "про частную жизнь". ОК, есть и патриотическая фантастика, но она вся вторична, она не говорит нам ничего нового, не удивляет, не побуждает к самостоятельному мышлению, она вообще мысли как таковой не содержит. А читать про очередные приключения очередной "неординарной личности" в очередном стандартном средневековом или космическом мире... а зачем? Про приключения лучше читать детективы и боевики, там хоть приключения реалистичные, а про отношения - обычный мейнстрим, семейные романы и так далее.

Еще пожалуй, исключение - В.Рыбаков, он не перестал ставить общественные вопросы, и он интересен, но и у него что-то негусто с новыми произведениями, последний раз он порадовал общественность уже года четыре назад, если не ошибаюсь.

Да, есть незначительная левая фантастика, и она осталась, при всех недостатках, именно фантастикой, и она интересна (даже тот же Долоев, и жаль, что он пишет мало). Но мы же все "не писатели", вы понимаете, мы если и печатаемся, то редко или же за свой счет. То есть мы к данному "литературному процессу" отношения и не имеем как бы.

Так что будут там в этой фантастике "настоящие крутые мужики" или же ЛГБТ - это вообще, честно говоря, для нормального человека ну настолько десятый вопрос. Хотя, конечно, есть произведения ярко шовинистические - типа В. Головачева, вот его читать невозможно было, а ведь это позднесоветский писатель. Но все остальные писатели у нас - вполне нормальные. Ну герои у них мужчины, это естественно, ведь они и сами мужчины, им так проще, да и мировая литература накатала эту колею. Не вижу смысла из-за этого париться.
А вот "разгромила" российская фантастика уже сама себя. Сколько можно носиться с "Дозорами" и "Выбраковкой" - это прошедший день, давно ушедшее золотое десятилетие. Что вы предъявите сегодня?
А ничего.
И ломать копья там не из-за чего.
Tags: про книжки, фантастика
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →