Дело в том, что история человечества - это история элит. В той или иной мере. Народная масса в этой истории участвовала как "масса". Ну вот есть действующие лица - например, царь, несколько влиятельных бояр, царица, их доверенные лица. А есть однородная огромная масса "народа", которая представляет собой что-то вроде стихии или природного ресурса и в принципе на отдельных людей даже не делится. Народом управляют. Его подавляют и эксплуатируют. Ему дают подачки. Его задабривают. Изредка из народа выделяются какие-то лидеры-самородки и бунтуют, как Емелька Пугачев, либо делают карьерку и становятся приближенными к истиннным действущим лицам, как Гришка Распутин.
Трагизм ситуации заключается в том, что каждый человек, абсолютно каждый, обладает разумом и всем человеческим потенциалом. Но 99% людей обречены прожить жизнь в рабском состоянии "массы", природной стихии, противопоставленной действующей элите.
В моем новом романе "Перезагрузка" есть одна героиня, которая откровенно озвучивает элитарный, точнее подэлитарный взгляд на жизнь. В принципе, у нее есть неполный живой прототип.
"... Это может дать нам шанс на выживание.
- Нам – это кому?...
...- Человечеству, Маша. Жителям Кузина это вряд ли светит. Скорее всего, все вы умрете. Включая уже рожденных детей. Кажется, что самый мрак позади, а это не так – маховик голода, эпидемий только раскручивается. Но, - она подняла палец, - элита человечества выживет. С помощью новых технологий. Так что шансы у нас, как разумного вида, еще есть".
Поскольку в описываемой ситуации "демократические" и вообще любые идеологии отмерли за ненадобностью, каждый вырабатывает жизненную стратегию самостоятельно. Упомянутая героиня строит свою жизнь в соответствии с мировоззрением. Сама она к элите не принадлежит - такая же нищая, как все, к тому же инвалид. Единственное, у нее есть неплохое довоенное образование, но там старшее поколение все образованно.
Но эта дама, весьма умная и практичная, понимает, что необходимо найти местечко где-то возле тамошней элиты (а она там есть - пусть локальная). Пристроиться. Доказать свою нужность и полезность. Если надо - потерпеть унижения. Единственный шанс выжить и подняться из полной нищеты - это стать как можно ближе и незаменимее для элиты, в данном случае - владельцев единственного в городе крупного предприятия (властей, как таковых, там не осталось).
У ГГ эти проповеди вызывают справедливое возмущение, и она говорит, что ей плевать на такое человечество, которое состоит из "элит", и в котором значение имеют только "лучшие". И если это человечество сдохнет - туда ему и дорога. Ей важнее, чтобы выжили все, или хотя бы как можно больше простых жителей городка Кузин.
В принципе, этот конфликт у нас существует и сейчас.
И лишь немногим более ста лет тому назад в мире возникла ситуация, когда соотношение элита - массы стало как-то меняться. Причем оно не изменилось сразу в одночасье, началось лишь движение в том направлении.
Движение к тому желаемому состоянию, когда не редкая элита, а буквально все разумные существа, все люди являются творцами истории и двигают, меняют эту историю, причем каждый - индивидуально, а не в составе "массы". Когда свободными и творцами являются все, а не только как завещал фон Хайек, те, кто имеет деньги на предпринимательство.
Предчувствую, что большинство скажет - это утопия, что за чушь она тут пишет, такого никогда не будет, людишки - быдло, всегда ими будут управлять самые умные, сильные и богатые. Ну или технократы, например. Или представители Науки.
В таких случаях мне всегда хочется спросить, а как логически сочетается эта позиция с мышлением об обществе в принципе? Ты-то почему считаешь себя вправе рассуждать о каких-то общественных явлениях, писать, комментировать? Ты ведь и есть это самое быдло.
или ты думаешь, что раз у тебя есть своя лавочка или пара квартир на сдачу - ты элита? Творишь историю наравне с Путиным и Усмановым-Вексельбергом?
Или ты разделяешь убеждения моей либеральной героини и надеешься на хорошую подачку? Карьерку? Всегда преданно готов вылизать любую задницу, лишь бы приблизиться к элите?
Но самое интересное - что эта ситуация "элита - быдло" реально в ХХ веке начала меняться, и произошло это потому, что ряд людей, по своему происхождению обреченных быть либо "быдлом", либо уютно пристроиться в жизни на подачках элитки, либо даже войти в саму элиту (думаю, Володя Ульянов при его умственных способностях имел немалые шансы на головокружительную карьеру) - тем не менее, поверили в утопическую сказку о том, что каждый человек, самый простой, когда-то сможет стать творцом и соучастником истории. Все большевики были талантливы и умны, все они могли бы отлично пристроиться в царской России - кто высококвалифицированным рабочим, мастером, а кто и министром. Но они сделали ставку не на карьерку для себя - а на выживание и рост для всех, для всего народа. для каждой крестьянки в курной избе, для каждого босого ребенка в деревне.
Абсолютно нереальная ситуация,абсолютная утопия с точки зрения "здравого разума" обывателя - но она же осуществилась.
Она, разумеется, не осуществилась до конца. Просто в силу общественно-экономической инерции, в силу индустриального способа производства (который подразумевает на производстве строгую иерархию, например). Снова выделились "элиты" и в Советском Союзе, но что-то все же и изменилось: "социальные лифты" стали невероятно доступными. Имея способности и желание, в элиту мог попасть буквально любой. Сам состав элит резко расширился (в элиту входили партийные, хозяйственные, советские органы, профсоюзы, комсомол - а это уже сотни людей, плюс руководство крупных предприятий; плюс такой набор был в каждом регионе, а каждый регион тоже имеет какое-то влияние на общий ход политики),знчительно выросла и их сменяемость.
Но это еще не тот идеал, который был поставлен. Однако сама идея того, что народ - не масса, что каждый его представитель по идее должен управлять государством, каждый индивидуум имеет огромное значение - уже стала непобедимой.
"Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту".(с)
Эта невероятная идея оказалась очень сильной, очень мощной. Многие сейчас думают, что "простые люди" жаждут исключительно хлеба и зрелищ, и элиты должны лишь обеспечить "простым людям" (=безмозглой массе) материальные блага, и все будут довольны и счастливы. Однако это не так. Обычный человек ничего не взыскует так сильно, как чувства собственного достоинства. Он хочет быть человеком в полной мере. Он не хочет иметь над собой господина, решающего за него, как жить. Он жаждет свободы и самоопределения. А ни свобода, ни самоопределение для большинства людей абсолютно невозможны при наличии каких бы то ни было элит, распоряжающихся чужими судьбами как некоей природной материей.
Советская власть предложила это достоинство, эту свободу и это самоопределение.
Не все это поняли и не все поверили, но те, кто поверил - действительно смогли построить нечто совершенно новое. Не может вся страна за пару лет стать коммунистической. Построение коммунизма - длительный процесс, все, что сделала советская власть - обеспечила возможность для появления островков новой жизни, вокруг которых началась кристаллизация новых отношений, новой власти, новых людей. Изба-читальня с комсомольцем-избачом - вот такой островок. Колония Макаренко - еще один островок. Коммунистическая бригада стахановцев - еще один. Это были островки в море старой жизни и старых понятий. Но они хотя бы смогли возникнуть. От них остался невероятный след, который навсегда изменил историю.
Вот это и был самый главный процесс, который происходил при советской власти. Потому что он шел в народной гуще, среди вот тех самых "простых единиц", которые раньше в истории вообще никак не выделялись. Были никем, частью однородной массы.
Это главное - а не то, что там сказал Молотов Риббентроппу, и что не поделил Сталин с Бухариным. Почему - потому что все эти процессы в неизбежно возникших "верхах" в принципе ничем не отличались от аналогичных процессов в элитах буржуазных государств. Разве что тем, что советская элита была широкой, размытой, на многих этажах легко сменяемой (да), и была вынуждена постоянно соотносить свои действия с заявленным идеалом диктатуры пролетариата (диктатуры большинства народа).
(Ну и еще тот факт, что до конца 50-х эту элиту составляли те же самые - физически те же люди - которые в свое время принципиально отвергли элитаризм и боролись за равноправие и самоопределение всего народа).
Беспримерный героизм советского народа в годы Великой Отечественной - он оттуда же. Ощущение того, что это НАША страна - не внушенное патриотической пропагандой, а наполненное реальным содержанием. Это действительно страна рабочих и крестьян. За нее и умереть не жалко.
Надо сказать, что этот отход от принципа "элита - народ" очень сильно повлиял и на отношения в буржуазных государствах. Не мог не повлиять, потому что иначе та самая "масса" внутри этих стран немедленно установила бы тот же режим, что в Советском Союзе, народное возмущение было бы невозможно сдержать: а что, так можно? - спросили бы люди. Мы можем сами управлять? Это может быть действительно НАШЕ государство? Собственно говоря, в той же Италии, Германии, Англии рабочее движение и все эти идеи имели даже более давнее происхождение, чем в России.
Поэтому были выработаны пропагандистские приемы. Фашизм буквально собезьянничал социалистическую идею (в Германии он даже получил название со словом "социализм"), объявив "единство" и "равенство" всех членов нации, богатых и бедных. При этом никакую элиту он, разумеется, не устранил и даже не собирался. Бедным членам нации просто предлагались "хлеб и зрелища", чтобы они заткнулись и почувствовали, что "о них заботятся".
Буржуазная демократия пользуется теми же самыми приемами. "Мы", "наша нация", "народовластие и демократия". У людей старательно создают впечатление, что их спрашивают о чем-то, что их мнением интересуются. А также, что о них "заботятся". Социальные лифты с 50-х гг тоже стали более-менее доступными, хотя до СССР в этом плане любой стране далеко. То есть по-прежнему уже стало нельзя. Уже запрещено прямо говорить об "элите" и "простых людях". Хотя по факту все это так примерно и остается, но хотя бы вслух этого нельзя произносить. Хотя бы номинально каждый человек как-то участвует в политической жизни.
Все это - наследие великой эпохи социализма.
Надо понять, что мы живем во время великих обломков.
Вот говорят про Китай, мол, там социализм. Там же компартия. Вот если почитать Дарью Митину, она сейчас пишет про Непал - там тоже теперь у власти аж две компартии, и там, выходит, упс, тоже социализм. Во Вьетнаме тоже социализм. Да вообще-то сильные крупные компартии остались в очень многих буржуазных странах, даже если не совсем у власти - то близко к ней. Даже в России. Все спорят, а "ком" ли это партии, а истинные ли это коммунисты, но как простому человеку разобраться? Все говорят, что они коммунисты.
В других странах, например, европейских, либо у власти. либо совсем рядом с ней - партии социал-демократические, левые. Тоже как бы "про это". Вы скажете, фу-у, это же какие-то соцдемы. Но чем та же КПРФ отличается от любых соцдемов? Да скорее в худшую сторону отличается, в буржуазную. То есть разницы тоже как бы не видно.
Но самое смешное, что даже правые и центристские партии - они эксплуатируют ту же самую идею. И действуют в общем примерно так же - только называются иначе.
И все это - великие обломки. Состоят они из людей, которые оседлали идею великого народовластия, превращения простого человека в творца истории. Великую идею. И на этой идее делают свой личный капитальчик - строят карьерку, произнося правильные фразы, входят в элиту своей страны.
А почему коммунистическая идея не годится для пропаганды так же, как и любая другая? Да запросто годится. Прийти и удержаться у власти с помощью коммунистической пропаганды (непрерывно вещая о великом участии каждого простого человека в истории), но при этом ничего не менять, а только заботиться о народце, ну чтобы там хлеба и зрелищ хватало, чтобы развитие экономики шло, ну в общем по-отечески играть роль большого и доброго господина. Чего вам еще-то надо? Упс, вам надо, чтобы народ был сам субъектом истории? Ну... он в каком-то смысле же играет такую роль, его же надо ублажать и успокаивать, пропаганду на уши вешать. А большее - это утопия. Так не бывает. И никогда не будет.
И вот пока эта эпоха больших обломков не закончилась, ничего нового не будет. Никакой революции. Никакой революционной партии даже, наверное, не появится (хотя строить горизонтальные связи, искать товарищей нужно все равно).
Так вот, что я имею сказать по этому поводу. Я не терплю никаких элит. Я не люблю политику. По большому счету, мне все равно, что ПУтин сказал Асаду, а Си Цзинпинь Трампу. Почему меня должно это интересовать? Почему я должна строить какие-то теории по этому поводу? Я не лакей, чтобы перетирать в людской, что там господа между собой решают. Мне это унизительно.
Меня интересуют простые люди. Те, кто умирает у меня на руках на работе. Те, кто вкалывает и гробит здоровье рядом со мной. Те, кто едет в общественном транспорте или на стареньком "Опеле". Те, кто трудится на заводах и фабриках, на полях, в школах и больницах. Но эти люди меня интересуют не просто как психологические объекты, как отдельные персонажи - а как разумные существа, потенциальные творцы истории и хозяева мира. Да, я вижу в них вот это (хотя меня удручает их сегодняшняя полная неспособность к этому). Да, я знаю, что вы по этому поводу скажете. Продолжайте холуйствовать и строить догадки, о чем там беседуют ваши хозяева. Мне плевать на это. Ну какие-то знания о происходящем, конечно, иметь надо, раз уж беспокоят судьбы мира. Но надо и понимать, что не в этом суть.
Я уверена, что когда-нибудь эта эпоха закончится. К сожалению, очевидно, она закончится большой катастрофой - военной или какой-нибудь иной. Если в этой катастрофе человечество выживет (а шансы на это большие), то снова во весь рост поднимется незабытая идея достоинства каждого отдельного человека, его величия, его способности творить историю. Эту идею теперь уже невозможно запихать в пыльный сундук - разве что катастрофа отбросит нас к состоянию каменного века, но вот парадокс: как раз в каменном-то веке каждый человек был великим творцом истории, и элиты, как таковые, еще не сформировались. Так что великая коммунистическая идея - идея достоинства и свободы каждого отдельного мыслящего существа - обязательно возродится.
И осуществится когда-нибудь, в отдаленном будущем.
А если она не осуществится никогда и не может осуществиться - то не начхать ли на такое человечество?
Journal information