Скажите, а вас тоже не оставляет постоянное ощущение, что мы так и не выросли? Я обращаюсь к поколению 40-50-летних, у более молодых, наверное, все иначе? Вот у нас выросли свои дети, мы выполняем обязанности, даже кто-то чем-то руководит, на нас вообще уже давно все держится, включая престарелых родителей... А все равно остается подспудное ощущение, что здесь что-то не так. Что мы так и не стали взрослыми.
Наверное, если бы это было только мое ощущение, я бы держала его при себе. Но подобное я слышала и от разных других людей моего поколения и чуть младше, в разных обстоятельствах.
Причем я довольно хорошо понимаю, откуда такое чувство у меня.
Представление о том, что такое "взрослые", формируется в детстве. Вот я когда-нибудь вырасту и стану вот примерно таким же как мои родители. Буду вот этим заниматься, интересоваться, вот так-то себя вести.
Так вот, мы - не конкретно я, а все наше поколение, и более молодые - не соответствуем тому образу "взрослых", который запечатлелся у меня, и наверное, не только у меня в сознании. И я говорю не только о своих лично родителях, но именно о "поколении взрослых", как оно мной. нами тогда воспринималось.
Собственно говоря, все это очень завязано на актуальные события, именно они подтолкнули меня к этим размышлениям. У нас вот это "несоответствие взрослости" не обязательно связано с безответственностью - можно играть в эльфов, заниматься творчеством, но быть дельным человеком и уметь отвечать за других и за порученное дело. Но может быть, идущее за нами поколение постепенно лишается и этого?
Меня знаете что убило по поводу Кемерова, помимо самого факта трагедии, конечно, ужасной, непредставимой?
Ну то, что во всем виноват капитализм, что владелец якобы "малого бизнеса" в Австралии наживается на экономии и не заботится о безопасности - это и так ясно. Но от акул капитализма чего ожидать. А вот то, что оказывается, те. кто должен был позаботиться о выходе людей, да хотя бы предупредить, те, кто привел детей в зал - вообще непонятно чем занимались или сбежали первыми... Так что на этом фоне нормальное поведение 16-летней стажерки, которая просто пошла и предупредила людей, уже выглядит как некий подвиг. Вот это как вообще? Как можно привести в зал детей и пойти по своим делам? Ведь это рабочее время вообще-то говоря. О пожаре обычно никто не думает, а если кому-то из детей станет плохо? Да мало ли что вообще...
Но я не об этом. Хотя это звоночек, это вообще очень тревожный звоночек о том, что происходит.
Недавно у меня стали кристаллизоваться мысли по поводу вот этой "взрослости" и "детства". Благодаря возникшему в больнице досугу, я перечитала несколько книг Макаренко. Это оказалось очень полезным, вспомнить какие-то детали.
И вот что там удивляет, в этих книгах.
Удивительная взрослость этих ребятишек, подростков.
Причем большинство из них попадали в колонию или коммуну Дзержинского, конечно, совсем не такими - взрослость у них воспитывалась. С наших позиций их жизнь представляется малоприятной - ежедневно несколько часов учиться и несколько часов вкалывать на производстве (ну или в сельском хозяйстве в колонии). Тюрьма какая-то. Однако это не было тюрьмой и совсем так не воспринималось. В конце концов "выход" из колонии был свободный, никто никого не удерживал, и старшим-то ребятам было куда пойти - безработицы уже практически не было.
Если бы ребят просто заставляли работать и учиться - эффект был бы совсем другим. Нас всех заставляли, и мы знаем, что это такое. Но благодаря коллективному управлению - причем не так, что вот выбрали совет, он себе там руководит, а мы живем своей жизнью - а именно постоянным участием каждого в управлении - ребята ощущали колонию/коммуну как собственный дом, принадлежащий им, который они вместе строят, украшают, обогащают. Вытирают ноги на входе, моют окна, шьют себе красивую форму, все вот это. Сами - себе. Коллективно. Сами делаем, сами за все отвечаем. Если накосячил - то это ты не только себе, а всему коллективу накосячил, и чисто морально придется перед ним отвечать. И только ребятам, у которых уже выработано такое сознание, давали звание колониста/коммунара. Новичков могли вообще не наказывать за косяки и лень, посмеялись - и все.
Учреждения Макаренко - конечно, "островок" настоящего коммунизма, так было не везде, но в миниатюре это все-таки модель Советской страны.
Из состояния подневольного крестьянина, "мужика или бабы", которого могут в принципе даже выпороть - к состоянию как минимум колхозника, на собрании решающего вопросы распределения работ и трудодней, а как максимум, городского образованного рабочего, вносящего рацпредложения и участвующего в соцсоревновании. Это еще не идеал, конечно, но это уже очень большой скачок именно к самостоятельности, к более высокому уровню ответственности. Не потому, что "начальство даст втык" и даже что "посадят". А потому что самому настолько страшно не справиться, перед своим коллективом, перед страной, накосячить, стать причиной чьей-то гибели или какого-нибудь незапуска цеха/печи/электростанции - что тут даже "посадят" в сравнении с этим лишь вторичный фактор.
Вот отсюда идет этот поражающий уровень взрослости и ответственности. Ведь откуда-то, ребята, простите, взялись эти солдаты, которые сознательно гибли, не спасая прямо сразу все человечество (как голливудские герои), а просто за то, чтобы взять высотку, удержать ничтожный мостик... Вот это больше всего меня поражает в рассказах о героях войны. Это мы сейчас знаем, что они в целом "спасли человечество от коричневой чумы". А они не за "все человечество" умирали, а за то, чтобы удержать какой-то холмик у какой-то деревни. Вот этот их маленький, порученный им участок.
А вот оттуда они и взялись - из тех цехов и колхозов, где их учили нести ответственность за общее дело.
Оговоримся, что конечно, поколение наших родителей уже практически этими качествами обладало гораздо в меньшей степени. Десятилетия развала социализма дали себя знать. Взрослость и ответственность наших родителей в основном были направлены на "строительство коммунизма на отдельно взятой даче", как тогда модно было говорить. То есть готовили-то их, вероятно, к коммунистической коллективистской жизни, к ответственности за свой коллектив и за свою страну - и качества эти у них вполне выработались, остались. А вот потребности в них после хрущевских и последующих реформ уже не было, и все эти их прекрасные качества стали воплощаться в основном в деле роста личного благосостояния и в семье. Что у детей, конечно, большого энтузиазма не вызывало.
Она шьет и вяжет,
Он пьет и пляшет,
И так год за годом,
Так день за днем.
Делай больше денег - и ты будешь нужен,
Я хочу быть нужен, но кому нужен ноль?
Большому кораблю - глубокую лужу,
А маленькому клоуну - главную роль.
("Резиновый дедушка". Это ведь написано пусть на излете, но еще советского времени).
А что случилось с нашим поколением? Ведь не то, что у нас обвально нет ответственности - нет, с ней у нас пока еще все в порядке. У большинства. И повторяю, мы как-то прожили жизнь - вырастили детей, работали вполне успешно, в общем, справились (ну почему, собственно, в прошедшем времени - и продолжаем справляться).
Я не могу сказать, что ответственности у меня как-то меньше, чем у моих родителей, или что я как-то "инфантильно" живу. Живу вроде нормально по всем меркам. И то же можно сказать о большинстве моих знакомых.
А тут включился другой фактор.
Дело в том, что логика современного капитализма рассматривает среднего человека не только как рабочую силу, но и как потребителя. С одной стороны, от "рабсилы" при капитализме особого энтузиазма и чувства личной ответственности не требуется - разве что от некоторых особо ретивых, которых делают надсмотрщиками менеджерами разного уровня. Но если ответственными и активными будут все - это приведет к неуместной и очень жесткой конкурентной борьбе, совершенно не нужной в рабочем процессе. Там как раз хорошо, когда бОльшая часть работу просто отбывает, выполняя обязанности под страхом увольнения, и лишь редкие выдающиеся экземпляры делают карьерку, заводят отношения с начальством, выслуживаются, стараются продемонстрировать, какие они полезные - ну заодно они что-то еще и делают, может быть, а главное - следят за остальными, чтобы те ошибок не делали. Это модель идеального трудового процесса при капитализме.
Но есть еще и другая сторона личности - потребительская. Она не менее важна, ведь все мы представляем собой то, что для капиталиста - дороже крови (однозначно дороже человеческой крови!) - рынок! И неважно, что у нас денег ни хрена нет! Немножко денег найдется даже у нищего африканца - он тоже может купить в кредит какой-нибудь мобильный телефон. Ну получает он в месяц 30 долларов, один-то доллар может на телефон выделить?
Причем лидируют именно те производящие фирмы, которые могут продавать очень много и дешево. Китай вон вообще с помощью такой стратегии стал мировой державой. В Германии самая богатая семья - владельцы сети дешевых магазинов "Альди" (аналог "Пятерочки", разве что контроль качества более жесткий).
То есть основная цель очень многих капиталистов - выманить у нас с вами денежки. А это можно сделать только разбудив в нас внутреннего ребенка!
Смотри, какое все яркое, пестренькое, как шуршит упаковочка, как много сортов мороженого! А какие навороченные машинки, ни у кого из пацанов такой нет! Ты прекрасная принцесса, ты достойна этих замечательных туфелек! И так далее, и тому подобное, можно продолжать до бесконечности.
Если обратиться к тому же Макаренко, то мы заметим, что досуг у его воспитанников был тоже организован как-то по-другому. По-взрослому. Они очень много занимались творчеством - свой театр с постановками каждую неделю (зимой), в коммуне много-много технического и художественного творчества. Но вот этой погони за блестюшками, новыми ощущениями и разнообразными мелкими радостями - и не было, и быть не могло.
А для чего, простите. люди ходят в ТЦ? Нет, я не в осуждение. Я тоже хожу в такие места с дочкой - на "шоппинг", поесть мороженого и все такое. Да вот для этого мы туда и ходим - порадовать разнообразные детские чувства и ощущения, "ах, какое все блестючее и красивое!", "ах, какие цветные конфетки", "ах, какая радуга на прилавках!"... Того же мороженого, может, и не хочется, но сам выбор так приятно волнует, что просто невозможно пройти мимо, обязательно надо "позволить себе"... ведь так все красиво, эти горы взбитых сливок, шоколад, украшения. Ну не можем мы по-другому. мы так устроены. Рекламщики знают, как мы устроены. Психология как таковая берет начало в Италии 15-го века, когда впервые встал вопрос "как впарить произведенные товары", и родилась реклама.
И вот это все обрушилось на нас начиная с 90х. И конечно, это несравненно более приятно, и очень долго казалось и более правильным, чем "праведная и взрослая" жизнь предыдущего поколения.
Которое, кстати, даже и не научилось "балдеть и тащиться" от всего этого многообразия. И даже не по причине бедности, тут сложнее все. Просто не все старики поменяли привычки. И даже имея достаток, все равно по-прежнему готовят гречку, творожок, пьют кефир с булочкой. А мы уже освоили смузи... и освоим еще что-нибудь, лишь бы новое, неожиданное, лишь бы очередной раз "порадовать себя", получить новую, яркую эмоцию - в рамках борьбы с народным заболеванием депрессией. И снова отдадим немножко больше денег, чем хотелось бы. И это относится не только к еде - это относится абсолютно ко всему, от гаджетов до поездок в отпуска.
Да, у нас очень многообразная и сложная жизнь, и это было серьезным аргументом против "серого совка". Мы играем в хоббитов и эльфов, мы занимаемся дайвингом и ездим автостопом по Европе, мы изучаем на досуге историю Византии или детали строения танков 2-й Мировой войны... Ключевое слово - на досуге. У нас очень насыщенный, яркий, интересный досуг. В который входят и посещения японских суши-баров и кафе-мороженых (в детстве я бывала в таких кафе считанное количество раз и все, помнится, мечтала восполнить этот пробел, когда буду взрослой. Эта мечта сбылась - но могу ли я назвать себя от этого счастливой?) И посещения ТЦ, и шоппинг, и выбор крутых гаджетов, и вся эта яркая ярмарочная мельтешня. Ну конечно, все это зависит от толщины кошелька, но современный рынок, см. выше рассчитан на то, чтобы вытягивать деньги даже из самых тощих кошельков. Нет денег на новую крутую машину - ну так по крайней мере ты можешь купить себе крутой чехол для мобильника! Женщинам еще проще: их обозначенная рынком "область интересов" еще дешевле. Не можешь купить шубу - купила помаду, и радуйся (правда, чаще женщины радуются в основном за детей - купила ребенку игрушку и радуйся за него).
В "сером совке", впрочем, с досугом у тех, кто этого хотел и умел, тоже все было нормально - и автостоп тот же, и походы-гитары, и театры-кино, и породистые собаки (даже куда более доступные) и разные прочие хобби. А вот другой составляющей - яркой-рекламной-потребительской - не было. И за это масса "интеллигентов с гитарой" начинала тихо этот самый "совок" ненавидеть.
Таким образом, современный человек вынужден быть взрослым только на работе, да и то - какая это, если честно, взрослость? Такая же, как у дореволюционных крестьян и рабочих - подневольный труд под страхом увольнения и нищеты. Ответственность включается в основном тогда, когда есть страх. Нет страха - нечего терять - нет ответственности.
Вне работы он - сущее дитя, и в этом детском состоянии его, из вполне понятных экономических соображений, поддерживают сознательно.
Отсюда же мода, о которой я уже писала в статье о "Шерлоке" - на разных социопатов, аутистов, странных людей, "не таких. как все". Детей по сути. Если оригинальный Шерлок Холмс был самостоятельным "фрилансером", сам выбирал дела, работал, содержал себя - то в "Шерлоке" герой - гениальное дитя, не способное существовать без присмотра взрослых.
В общем-то, таким ребенком быть приятно. Это даже можно перепутать с творческим началом. Ребенок - он ведь личность творческая, он играет, и играя, познает мир. Вот только взрослый с доминирующим "внутренним ребенком" - совсем не такой. Настоящее творчество требует внутренней дисциплины. И как ни странно - связи с реальностью. И в итоге тяга к блестящим игрушкам все равно перевешивает и оказывается главной. Да, ребенку полезнее играть с картонной коробкой - достраивать, воображать, конструировать из нее что-то. Но если ему дать настоящую машинку - конечно, ребенка эта коробка уже не заинтересует.
Поэтому весь творческий (немалый) потенциал нашего поколения ушел в песок. Когда-то у нас были картонные коробки и пуговицы для игры, и мы научились творить. Но постепенно все это сменяет детская же тяга к бессмысленному потреблению, а ведь у следующих поколений вообще уже не было картонных коробок - им сразу дали компьютерные игры и игрушки, оформленные не для развития детского ума, а для того, чтобы их с удовольствием покупали взрослые.
Оговорюсь - эта статья, разумеется, не "против потребления" (она против потребления дешевой ненужной дряни), и не "за духовность".
Это просто попытка задуматься о том, что с нами произошло. И почему мы такие.
И разумеется, дальше так продолжаться не будет. Потому что рынок не вечен. Он будет исчерпан, но еще раньше он по-любому закончится какой-нибудь глобальной катастрофой, скорее всего - войной. Под бодрую пляску рекламных персонажей и улыбки больших детей.
Но пока нам хорошо и весело - не будем думать о плохом! Не будем лезть в какую-то там политику, о несчастьях будем переживать "по мере поступления". А может быть, на наш век еще и хватит веселья и радости.
Journal information