blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Семейные ценности в западном кино

Посмотрела 4-й сезон "Шерлока". По сути к моему мнению (проявление моды на социо/психопатов, аутистов и прочих странных личностей) сезон ничего не добавляет. Хотя сериал, конечно, очень смотрибельный, увлекательный, и это даже при моей нелюбви ко всему, кроме НФ.
Но вот что меня там поразило, в третьей серии.

Женщина - законченная опасная для общества и очень могущественная благодаря сверхинтеллекту психопатка. Убить человека - что комара придавить, при этом интеллект такой, что она может проворачивать любые сложнейшие операции и даже взять под контроль заведение строгого контроля, где содержится.



Всю серию она зверским образом издевается над главными героями, убивает всех подряд на их глазах максимально драматическим способом, заставляя их еще и чувствовать себя в этом виноватыми.
В итоге выясняется, что она еще в детстве убила другого ребенка - друга Шерлока. И по ходу тем же способом пытается убить его главного лучшего друга.
Сам Майкрофт признает, что она колоссально опасна для общества. То есть вообще для всего общества - теоретически ей ничто не мешает хоть ядерную войну устроить.
Каких-то шансов на появление у нее эмпатии или здравого разума нет вообще.
НО!
Шерлок ее, разумеется, прощает, прижимает к груди, успокаивает и в дальнейшем посещает и все такое. Кровь невинно убиенных сей дамой его, как видно, не тревожит.
А все почему?
Потому что это же его СЕСТРЕНКА!

Пусть он вообще ее не помнит и с детства не видит, и если даже смутные воспоминания есть - то они очень нехорошие. Но она же своя!

Не, ну понятно, что она больна - но всему есть предел. Да и больна ли она? В фильме нет данных о какой-то позитивной симптоматике типа бреда/галлюцинаций - дама исключительно здраво рассуждает, только система мотивации у нее своя. Можно ли это назвать болезнью, еще вопрос. Скорее, такая уж структура личности.

Но оно же просто не могло закончиться иначе. Почему? Потому что семья в западном кино - это святое! Раз это сестренка (брат, мать, отец,бабушка) - значит, все должно закончиться обязательно слюнявым примирением, рыданиями на плече и новообретенным семейным счастьем. Бывшие супруги сходятся не обязательно, но если имеются дети и исчезнувший из семьи отец - значит, все должно закончиться воссоединением отца и детей.



Помню, меня в первый раз это поразило при просмотре Звездных Войн (в перестроечные времена). Такая коллизия, надо же, думаю, - "Люк, я твой отец!" Ну естественно, я была воспитана на нормальной советской этике и ожидала какого-то малоприятного тягостного разрешения. Потому что отец - это, конечно, важно, но верховная сволочь, виновная в хреналионе смертей, пытках и хрен знает чем - это все-таки такие вещи, которые прощать нельзя, даже если очень хочется. То есть в шестом эпизоде я ожидала увидеть нечто вроде Павлика Морозова-два - неприятное, стыдное, но неизбежное. И тут такая неожиданность! "Я не буду сражаться с тобой, отец!" И такая типа вера в доброе начало в душе отца до победного конца. Притом, что этот отец ведь Люка даже не воспитывал - ладно еще, простить человеку, который тебя воспитывал и что-то там для тебя сделал. А тут за одни гены. Генетический фатализм - если я считаю себя хорошим, то и мой отец никак не может быть плохим. Ну и как бы в конце эта вера в доброе начало отца оправдывается. Не скрою, мне в тот момент это понравилось, неожиданным ходом показалось.



Но это потому, что я еще не знала о глобальных закономерностях западного кино. И о том, что это не неожиданный, а как раз типичный коммерчески-оправданный исход.

Ведь был бы вот Вейдер не родственником Люка - и ничего бы не было, Люк бы его спокойненько замочил, и без угрызений совести остался бы джедаем. Хотя казалось бы, доброе начало в его душе все равно могло быть. А отца - нет, низзя! Даже если он чикатило страшное, гитлер позорный, кошмар нечеловеческий и хладнокровный палач целых миров. Все равно он же папа! И это святое.

С одной стороны, в их буржуазном мире семья - это и в самом деле островок борьбы "наши против всех". Дети и родители тесно связаны экономическими скрепами, жена зачастую сильно зависима от мужа. Окружающий мир воспринимается как чужой и враждебный (и такой он и есть), в противоположность теплому миру семьи, в котором - это крайне важно - тебя любят таким, как ты есть. В советском мире окружающая среда просто не была враждебной в такой мере. Или вообще не была враждебной. Защищаться от мира с помощью крепостных семейных стен и скреп было не нужно. Экономическая зависимость друг от друга была значительно меньше, или ее вообще не было. Поэтому семья не воспринималась как "священный братский союз борьбы против всех остальных".

С другой стороны, и на Западе утверждать абсолютную святость семейных уз - колоссальное лицемерие, потому что в реале насильственных или холодных отношений в семьях более, чем достаточно.

Так что понятно, что вся эта фильмовая идеология - просто идеология. Нужно же иметь в душе что-то святое. Ради чего жить, ради чего умирать. Ответ прост: конечно, ради семьи. Детей,если они есть, мужа/жены, родителей. Надо же как-то приукрасить все эти подвиги и кульбиты, которые совершают герои - чтобы они их не просто так совершали, а имели при этом в душе что-то святое и незыблемое. И поскольку ничего другого святого давно уже нет - создатели фильмов предполагают, что это семья. Никакого иного смысла в жизни западного человека давно нет - традиция, предполагавшая религиозные сверхценности, давно отмерла, а нормального естественного смысла коммунистической жизни человечества у них нет и быть не может. Они этого не понимают, и это даже как-то подозрительно. Утверждать же, что сверхценность и высший смысл заключается в том, чтобы "заработать" много-много зелененьких - ну это могут только российские эмигранты и либералы.
От этого отсутствия смысла режиссеры и сценаристы и вынуждены раз за разом обращаться к одному и тому же - к семье как основной и единственной сверхценности.

Хотя... есть и исключения, я бы сказала. Например, мой любимый Доктор Кто. Правда, и ему постоянно пытаются навесить привязанность к спутнице по путешествиям и соответствующий смысл жизни. Но в целом каждый из Докторов "делает то, что нужно", правильно соотнося на внутренних этических весах количество жертв, собственные чувства и результаты действий для человечества и всех разумных существ. Поэтому Доктор априори считается НЕчеловеком. Человек типа так не может.



Ну и "Торчвуд", где аналогичную роль играет Джек Хакнесс.

Но это редкость. Это большое исключение.
Tags: фильмы, этика
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 167 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →