blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Образ человека и коммунизм

Есть в философии такое понятие - образ человека. Ну к примеру, существует буддистский образ человека, христианский, дарвинистский и т.д., и т.п.

В комментариях к прошлой записи у меня можно наблюдать еще один незамутненный образ человека, прямо-таки отлично сформулированный. Чем хорош ЖЖ - здесь все эти граждане почему-то расчехляются и начинают откровенно выдавать на-гора такую лютую правду, которую себе в буржуазной прессе нормальный журналист никогда не позволит. Не говоря о политиках.

Все просто. Рабочая сила и мозги есть товар. У вас товар качественный? Будут платить очень хорошо. Не очень? Ну и везде будет так себе. И вам захочется СССР. А у кого качественный товар - не захочется.
И далее там же:
Серость ни в одной нормальной стране процветать не будет.

Не умеешь зарабатывать - дохни с голода, а не паразитируй на тех, кто умеет.
(подразумевается, как мы знаем - на тех, кто умеет паразитировать на чужом труде)
Другие, более умные, не возражают по существу, но поправляют:

А вам приятно жить в среде, в которой, как в центре Сан-Франциско, валяются бомжи вперемешку с шикарными видами? Это последствие сокращения социалки, в частности бюджета психбольниц при Рейгане и раньше.

Чем для нас интересны эти высказывания? Тем, что они хорошо демонстрируют чисто капиталистический, адам-смитовский образ человека, не прикрытый никакой обычной демагогией про гуманизм, милосердие и "наше общее государство". Да, вот именно таков капитализм в чистом виде. Правы ли эти граждане? Со своей точки зрения они безусловно правы!
Например, людоед, который собирается позавтракать пойманным в лесу туристом, тоже безусловно прав со своей точки зрения. Он сильнее, а турист нетренированный и с пузиком - следовательно, людоед завтрак заслужил честно. Ему надо кормить детей. Это святое! Людоеда можно убить, но никак нельзя убедить в моральной неправоте: он посмотрит на вас, как на закуску идиота и обсудит с соплеменниками "этих тупых леваков и гринписовцев, воющих про то, что онижетожелюди". Вот примерно та же картина и с этими гражданами.

С другой стороны, конечно, человек, который искал работу, писал резюме, ходил на курсы повышения квалификации, зарабатывал сертификаты и дипломы,отлично знает, что эти граждане по-своему правы, и все, что мы в этом обществе собой представляем - обыкновенный товар. Товар "рабочая сила". Забавно, но именно об этом писали Маркс с Энгельсом, вскрывая звериную сущность капитализма, низводящую человека до товара. И так оно и есть: для этого общества каждый из нас всего лишь товар, товары бывают высшего и низшего качества, первого, второго и третьего сорта, а бывает вообще мусор, который точно никто не купит, его можно только выкинуть.

Но! У меня для вас есть хорошая новость: мы вовсе не обязаны так думать.
Никто из нас не обязан рассматривать себя и других как товары.
И если вы не хотите так рассматривать "образ человека", то вы уже - противник капитализма. Может быть, колеблющийся и ничего не понимающий, но противник.

Есть и другой вариант образа человека - и мы можем прямо сейчас перейти к нему, не дожидаясь наступления какого-то другого общественного строя.
Какой образ человека предлагают коммунисты?

Прежде всего, для коммунистов абсолютно каждая человеческая личность бесценна - то есть не имеет и не может иметь цены, не может быть товаром.
Как иллюстрацию к этому положению вспомним "Далекую Радугу" Стругацких - здесь Стругацкие отразили коммунистический идеал этики интуитивно (это не было заложено в книгу сознательно) довольно точно. Мы видим острый этический эксперимент: планета скоро погибнет, есть возможность спасти лишь горстку людей. И вот все ученые, организаторы, люди искусства до хрипоты спорят - кто ценнее. Кого спасать. Среди них нет эгоистов, все они хотят спасти именно "самых ценных для человечества". Самые светлые умы. Важные для науки, для прогресса, для человечества. Даже для того, чтобы "этот ужас больше не повторился". Те, что могут принести гипотетически "больше пользы".
А потом Леонид Горбовский, этический эталон Стругацких, своей волей принимает решение и спасает детей.
И дело здесь не в том, что дети ценнее взрослых, а в том, что вообще не может быть при коммунизме какой-либо ранжировки людей по "ценности" и "важности". Нельзя, абсолютно нельзя решать, кто "больше стоит" - талантливый или бесталанный, гений или посредственность, физик или лирик. Поэтому решение принимается по другим критериям: например, потому, что взрослые уже пожили, а дети еще ничего в жизни толком не успели испытать. Или потому, что взрослые сами приняли решение лететь на Радугу и рисковать, а детей никто не спрашивал.

И если мы вспомним даже несовершенные исторические примеры, то опять же совершенно интуитивно - "образ человека" мало разрабатывался сознательно - коммунисты обычно поступали именно так, исходя именно из этого образа, строили общество. Каждый человек является бесконечно ценным - как частица общества, и как уникальная личность (эти две составляющие образуют диалектическое единство). Сама цель общества заключается в максимальном благе и максимальной развитии для всех и для каждого отдельно. "Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (с).

Это не означает, что нельзя поощрять хороших работников и талантливых ученых - их и поощряли. Вообще при недостатке ресурсов, естественно, создать условия для максимального блага и развития каждого невозможно - ведь каждому требуются совершенно разные, и в то же время затратные условия. Поэтому при недостатке ресурсов коммунисты стремятся к результату "дать максимально возможное на данном этапе благо максимальному числу членов общества". Естественно, при таком недостатке распределение не сразу будет равномерным - но оно будет к этому стремиться. Результат, безусловно, отличается от идеала,  но мы говорим о тенденции, о стремлении. Поэтому 8-часовой рабочий день, пенсии, медобслуживание, образование - все это сразу. не дожидаясь, когда будут обеспечены сначала неимоверные аппетиты "самых активных 5%". Ну и для действительно лучших какие-то премии, материальные и моральные - но не за счет того, чтобы "ненужные сдохли". Ненужных нет и не может быть. Каждый человек - частица общества. Причинить боль одному - означает причинить боль всему обществу. И это не проповедь о "слезинке ребенка и мировой гармонии": иногда причинение боли - жесткая необходимость, ради выживания большинства. Так организм уничтожает раковые клетки, несмотря на то, что и они - живые, потому что иначе не будет организма. Так не убить вышеописанного людоеда означает смерть других людей, ни в чем не повинных, от его рук.

Причем этот образ человека отличается тем, что принять его, присвоить, разделить - можно прямо сейчас, не дожидаясь, когда наступит какое-то более счастливое время. Как коммунисты относятся к человеку внутри классового общества? Конечно, здесь подход может быть только классовым. Пролетарий (здесь =не имеющий собственности) - это как раз и есть тот самый Человек, чья ценность безмерна, та самая частица общества и уникальный прекраснейший индивидуум. Специально для не слишком умных повторяю: пролетарий не в смысле "индустриальный рабочий от станка", и даже не в смысле "трудящийся" (потому что есть и люмпен-пролетариат), и даже мелкая буржуазия-самоэксплуататоры, которая не имеет почти ничего, и от пролетария по факту не отличается. А в смысле - подавляющее большинство человечества. Почти все. Кроме тех, кто паразитирует на чужом труде, делая прибыль.
Эти паразиты, хотя и являются, безусловно, тоже людьми - на самом деле являются врагами трудящихся.
Впрочем, в реальности, конечно, все обстоит сложнее, потому что бытие определяет сознание далеко не каждого человека напрямую. Поэтому капиталист может быть коммунистом и с помощью своего капитала финансировать рабочее движение, а кондовый пролетарий еще чаще и проще встает на сторону капиталистов: идет работать в полицию или записывается в фашистский отряд. В результате чего, к сожалению, становится врагом своих же собратьев.

Именно исходя из этого образа человека, коммунисты и требуют всегда при капитализме повышения зарплат, пособий, социальных благ для трудящихся. Имея в виду конечную цель - переход власти в руки самих трудящихся. Это не популизм: популизм бывает у правых партий, которые сегодня обещают, например, повысить пенсии, а завтра вместо этого повышают пенсионный возраст. У коммунистов же такая политика - естественное следствие взгляда на человека, Образа Человека. Для коммуниста любой престарелый бомж - это Человек, равный по ценности Эйнштейну. Потому что ценность всех людей одинакова, и люди - не товары разного качества. Коммунизм - это радикальный гуманизм. Это то, что определяет коммунистическое мировоззрение, и не разделяющий этой идеи - коммунистом попросту не является. Или не понимает диалектики, при которой ценнее всего - общество, но лишь такое, которое построено на признании высочайшей и одинаковой ценности каждой личности.

Кстати, у коммунистического образа человека есть еще одна грань - развитие, но о ней надо говорить отдельно.

В моем новом романе Перезагрузка/Reboot есть такой момент. Как я уже упоминала, это постапокалипсис, то есть наша существующая цивилизация в значительной степени разрушена. Но производство (капиталистическое, ясен пень) еще не полностью уничтожено, что-то производится и продается, и некоторые герои, конечно, рассчитывают на то, что снова вернется нормальная (с их точки зрения) жизнь. Ну в процессе, конечно, еще пара ярдов людишек повымирает от голода и эпидемий, тем более, что на производстве рабочих уже мало требуется. А потом цивилизация восстановится.
И вот героиня книги, которой даже в школе не пришлось учиться никогда, говорит:

- А на кой нам эта цивилизация? Если дальше будет только вот так же все — то и гори эта ваша цивилизация синим пламенем. Пусть она лучше сдохнет вся, чем так же вот дальше существовать. А почему нас должно волновать, будет ли эта ваша элитная цивилизация дальше жить или нет? Нам-то все равно в ней всегда будет плохо!

Понятно, что при реальном капитализме буржуям приходится скрывать свой истинный "образ человека", свою глубинную философию. Тем более это приходилось делать в условиях жесткой конкуренции с социализмом и под напором собственного рабочего, революционного движения. Отсюда возникла и социал-демократическая риторика (и практика), и все эти "государства всеобщего благосостояния" (которые теперь уже можно стало сворачивать потихоньку). И множество идеологических течений и самых различных философских подходов. Призванных всего лишь замаскировать то, что наши людоедики смело и открыто пишут в интернетах: человек - всего лишь товар или мусор, он имеет определенную цену, его можно купить - или выбросить. Потому что если бы народ массово осознал то, каким быдлом его считают на самом деле, тут и до революции было бы недалеко.

Но у них и так нет шансов. Потому что настоящий гуманизм в итоге, после многих перипетий, всегда побеждал. И этот образ человека победит неизбежно - вместе с коммунистическим преобразованием мира.


Tags: будущее-плюс, информационная среда, капитализм, коммунизм, философия
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 879 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →