Павла Белобрысова, о котором вся речь, играет Павел Деревянко, уже побывавший в роли главного путешественника во времени в сериале "Обратная сторона Луны".
Что сказать? Бездарная эпоха кормится с углей эпохи настоящей, где огонек еще горел. На Западе это давно поставлено на поток - с их бесконечными сиквелами и приквелами все тех же "Стар ворс" и "Стар треков" все той же эпохи. Но уже и отечественные производители робко осваивают наследие собственных лучших времен. Мешает им то, что это наследие все-таки коммунистическое, но это, с их точки зрения, легко исправимый недостаток, да еще в позднесоветские времена тому же Тарковскому удавалось запросто "поправить" Стругацких. Не говоря уже о таких переделках, как "Трудно быть богом" и "Обитаемый остров" поздних времен.
Шефнера же осваивать вообще нетрудно. Для него коммунизм будущего был только фоном. Для него, как для многих советских людей, было "совершенно очевидно", что социализм будет дальше развиваться, строиться и в конце концов перейдет в более совершенную общественную формацию. Шефнер не ставил цели что-то рассказать про общественные отношения, он все больше про этику, про межчеловеческое.
По крайней мере, в результате получилось хоть этически приемлемое произведение. В отличие от той же "Обратной стороны Луны": здесь герой Деревянко подчеркнуто высокоэтичен. Как бы исправляя ошибки героя "Луны", он не просто любит одну и ту же женщину, но любит ее даже старушкой, оставаясь молодым. Да и вся его жизнь - как, собственно, и у Шефнера - посвящена искуплению собственной вины.
В остальном, конечно, результат ожидаемый. Очень доставили "ужасы сталинизма" в 1976 году. Понятно, что это - из разряда той же клюквы, как "наш человек на Луне наблюдает прибытие "Аполлона". Но если про "Аполлона" зритель поймет, что это все-таки фантастическая клюква и художественный вымысел, то про "ужасы сталинизма" - не факт что. И уж тем более не догадается средний молодой зритель о том, что например, в советские времена студенты не платили за лекции (как показано в фильме). То есть когда в самых разных сериалах постоянно множатся такие "ошибки", как платные медицина и образование в СССР, становится понятно, что это - не случайность и не лень авторов, а спецзаказ.
И опять наблюдается та же закономерность, что и во всех этих переделках советских авторов. Для Шефнера в будущем был коммунизм, желаемое общество - да, слишком разумное, возможно, далекое от реалий ХХ века, но в целом правильное и счастливое. Хоббисты-ностальгисты, воисты, благ-за-ин, и насмешка над всем этим - добродушная, не злая. Это нормальный хороший мир. И Белобрысов в нем решает свою частную задачу искупления вины - только и всего.
Авторы сериала превратили этот мир будущего в тяжелую антиутопию. Причем ничего нового - обычная уже стандартная антиутопия в стиле "Мы" ("межполовые отношения по пятницам"), "Эквилибриума" (отказ от эмоций) и всех подобных конструкций, ныне уже несколько устаревших. И суть зла, воплощенного в антигерое Викторе - это то, что Виктор, оказывается, мыслит слишком глобально и стремится переделать общество. А не жить своей частной жизнью. ВОт он и переделал общество в антиутопию. Правильный же герой Павел живет только частной жизнью, в ней он высокоэтичен, и поэтому, разумеется, спасает мир.
Ну и конечно, набивший оскомину прием, когда бессмертие или очень долгая жизнь - это ужас-ужас, и главная мечта человека - вовремя сдохнуть и оставить место потомкам, а отвратительный антигерой прекрасненько использует свое неограниченное время, наслаждается жизнью, делает, что хочет... Как-то невольно начинаешь симпатизировать антигерою :) Нет, отдать жизнь за других - это прекрасно, но ненавидеть бессмертие и мечтать побыстрее помереть, потому что так положено - это немножко другое.
И потом - ГДЕ ВОТТАКТАКИ?! Я весь сериал ждала, когда же они появятся, но авторы, видно, сочли, что это уж как-то совсем ненаучно и сделали "метаморфантов" в виде разумных стай бабочек. Ну как же можно было оставить нас без воттактаков?! Можно подумать, все остальное в сериале, как и у Шефнера, ну прямо зашибись как научно. Вообще приключения на Ялмезе, имхо, можно было и расширить, а не ограничивать практически одной последней серией.
С другой стороны, конечно, авторов сериала можно понять. Если бы они сделали "все как у Шефнера", это бы вызвало ненужные вопросы, и сериал прикрыли бы до выхода в свет. А людям хочется и творить, и получать за это славу и деньги. Хотя порой это несовместимые вещи, как ни странно.
Смотреть? Ну в общем да, конечно, смотреть. Но обязательно до или после прочитать книжку.
Journal information