Так что я снова опираюсь на публикации "Движения имени антипартийной группы", хотя на этот раз у меня на очереди критика. Как можно догадаться, это критика на серию постов П. Балаева о том, как плохо и бедно жили советские люди, как у них не было денег, и был сплошной дефицит и вкалывание по 16 часов в день в резиновых сапогах. Ссылку см. ниже.
Собственно говоря, здесь мы видим, как уже разобранные недостатки идеологии данного движения проявляются в практическом смысле. Это именно та проблема, из-за которой немецкие маоисты (МЛПГ) не воспринимаются всерьез, несмотря на то, что у них есть и деньги, и благодаря деньгам, хорошо развернутое движение-секта, и отличная печатная продукция, и помещения, и политдеятельность на всех уровнях. Но ни другие коммунисты даже не пытаются с ними сотрудничать, ни простые трудящиеся их не понимают, и страшно далеки они от народа. Потому что у них теория "социал-империализма", ГДР они не признают ни в какой мере достижением немецкого рабочего класса и в итоге, вместе с правящей верхушкой, бурно радуются "воссоединению нации" и разрушению ГДР. Вряд ли кто из немцев назовет ГДР раем земным, но в условиях, когда из каждого утюга несется про "тоталитарный режим", а весь центр Берлина застроен "музеями ужасов тоталитаризма", такая позиция "марксистов-ленинистов" воспринимается, мягко говоря, странно.
Похожая ситуация и с нашим "Движением имени Антипартийной группы".Есть у них такая теория, что вот как-то легли советские люди спать в 1957-м году, а проснулись наутро уже в капиталистической стране. Вот прямо в одночасье поменялся строй, и никакого больше социализма в СССР не было. Сразу капитализм, ну или социал-империализм, как Мао говорил.
В принципе, коммунисту-ортодоксу такая теория не представляется абсолютно неправильной: действительно, перерождение власти имело место, все в принципе согласны с тем, что произошло это где-то в районе 50-60х гг (на ХХ съезде, чуть раньше, чуть позже, или возможно, действительно, на ХХIIм). То есть нельзя не согласиться с тем, что где-то в это время были совершены фатальные ошибки и начались внутренние изменения, в результате которых, в итоге в 90-е годы социализм был разрушен.
Когда я об этой проблеме "Движения" писала, мне даже в комментах указывали, что это, мол, "спор о словах". Ну какая разница,сказать ли "произошло перерождение власти, в результате чего в течение 30 лет социалистический базис и надстройка разрушались и в итоге победил капитализм" - или же, по версии движения, "социализм был отменен таким-то постановлением в определенный день, и с тех пор никакого социализма в стране не было"?
Кажется, разницы никакой почти, правда?
Но эта мелочная, вроде бы, разница, оказывает колоссальное влияние на практику. О политической практике Движения я судить не могу (да ее пока и нет), но уже можно видеть гигантский разрыв с коммунистами в практике пропагандистской, в статьях.
Например, упомянутая серия статей Балаева по своему содержанию и пафосу весьма напоминает произведения обычных антисоветчиков.
"Но это адский труд. Все работали в совхозе и потом еще столько же дома. По 16 часов в день без выходных и отпусков. Это не зажиточностью правильно называется, а каторгой. Вот в результате этой «зажиточности» уже в 70-х годах деревня и начала массово спиваться.
В городе же народ был еще беднее. В городе, если в семье никто не работал на каком-нибудь оборонном или ориентированном на экспорт предприятии, там где заработки у работников были в среднем выше, чем по стране, народ тянул свои копейки от зарплаты до зарплаты с натугой. А если еще много детей в семье … А уж интеллигенция!... Обычная, а не доктора наук!... УУУ!"
Откройте любой топовый пост об СССР - и вы там увидите примерно то же самое: советские люди жили просто ужасно, нищета, убожество, вкалывали как проклятые, ничего себе позволить не могли, очереди, бла-бла-бла - ну что я пересказываю? Об этом вроде и в РФ говорят из каждого утюга. Зачем читать "коммуниста", чтобы услышать то, что мы и так постоянно слышим отовсюду?
Причем когда мы начинаем выяснять, что же, собственно, тут П.Балаев имеет в виду, то оказывается, что он не имел в виду даже ничего плохого и вовсе не против социализма и даже Советского Союза:
Невозможно одновременно утверждать, что Брежнев был ревизионистом, и в то же время шипеть на меня, когда я утверждаю, что он сознательно ухудшал жизнь советского народа в своих ревизионистских целях. Если он жизнь народа не ухудшал,
то в чем был его ревизионизм?
Как можно было двигаться от социализму к капитализму и при этом улучшать жизнь народа? Подскажите мне?
Ну в общем, спорить не с чем, все верно! Я, конечно, не считаю, что ревизионисты имели какой-то хитрый план по угноблению социалистической экономики и приобретению личных яхт. Я думаю, что они фатально ошибались - но их личная мотивация в сущности неважна. Тут Балаев прав: на протяжении "застоя" жизнь народа постепенно ухудшалась, страна двигалась от социализма к капитализму. (Упс! Так все-таки двигалась - или уже была капиталистической!)
Почему же многие воспринимают эти статьи именно как антисоветские?
А дело здесь в пафосе, в эмоции.
А товара, как и денег, было немного. Не голодали и в рванье не ходили, но когда Таратута вел репортажи из США про манифестации нищих американских безработных. То советский народ матерился. Рожи у американских безработных были такими, что советской совхозной корове нужно три дня испражняться, чтобы такую площадь навозом покрыть.
И может быть ведь даже вполне верно рассказывается про нелепости, которые в то время в советской экономике творились. Хотя надо сказать, экономическая составляющая этих статей тоже очень шаткая - но тут надо специалистам свое слово сказать, я в этой области не настолько разбираюсь. Но про нелепости позднесоветского времени каждый может порассказать в своей области, даже я могу, хотя я еще вуз в СССР не закончила. И опять же, нельзя сказать, что Балаев тупо ругается - он пытается объяснить свою позицию. Но воспринимается не это - воспринимается в первую очередь эмоция, а она - резко враждебная, отрицательная.
Враждебная.
Это считывается. Это заметно.
Враждебная не по отношению к ревизионизму, а по отношению ко всему советскому периоду 60-90х гг вообще. Все было плохо. Просто все. Просто ужасно.
А почему возникает вообще такая эмоция, и почему у нас - коммунистов-ортодоксов - она другая? Ведь вроде бы мы тоже плохо относимся к ревизионистам, которые на тот момент были у власти.
Потому что у "Движения" именно такая установка: вот был такой День Х, приняли какое-то постановление - и после этого Дня Х прекрасный, замечательный СССР превратился в огромную кучу унылого Г. Вот так разом весь превратился!
Чего его, супостата, жалеть? Давайте ругать на чем свет стоит. Не, ну в самом деле, чего жалеть? Давайте все приплетем - и то, что американские безработные "хорошо питались", и что крестьяне на личном подворье трудились (а надо было запретить? Или что?), и вообще какие-то эмоции "у-у" (а что "у-у"? Ну вот я из семьи обычных интеллигентов - нормально жили, ездили каждый год в отпуск, покупали в т.ч. и предметы роскоши, мясо на столе было ежедневно. В основном не из магазина - в магазине у нас с этим были проблемы).
А какова позиция коммунистов? Мы стараемся видеть явление во всей его сложности. Балаев вот мне в комментах возразил: мол, но ведь и революция произошла именно в один день. Да, но и райской жизнь народа на следующий день не стала, более того, в следующие пять лет на народ обрушились бедствия, превосходящие даже бедствия жизни при царе и первой мировой войны. Война, террор, эпидемии, голод. Это не была вина большевиков, конечно - это было сопротивление старого мира и иностранная интервенция. И лишь потом, очень постепенно началось строительство социализма.
Оценивать любой период советской истории можно по-разному, в любом периоде были совершенно неоднозначные явления. Таким же образом и сталинское время можно описать в самых черных красках, причем даже не прибегая ко лжи. А можно - позитивно. Все зависит от того, что пишущий хочет донести до людей.
Для нас брежневский период - тоже неоднозначное время. Это время, когда социализм деградировал, когда введение рыночных элементов в экономику (в сочетании с, тем не менее, социалистическими принципами - правительство не могло отпустить цены на продукты питания, недопустима была безработица) привело к полному хаосу. И в итоге к гибели социализма.
И одновременно, в то же самое время мы видим множество элементов, которые либо остались от предыдущей эпохи роста и развития социализма, либо были задуманы и начаты - и продолжены уже в брежневскую эпоху (например, жилищное строительство, строительство домов и дворцов пионеров, метро во многих городах).
То есть такой ситуации: у власти засели злобные скрытые агенты капитала-ревизионисты, которые делали все, чтобы навредить народу, и потому жалеть их нечего - не было. Ну не было такой ситуации! Даже в самый хаотический период открывались заводы, производились товары для народа, работали уникальные системы образования и медицины, открывались новые научные или, скажем, хирургические центры. Делались открытия, снимались отличные фильмы, осваивался, черт возьми, Космос. "И даже в области балета..." Да, все это делалось недостаточно, не так, как хотелось бы, но делалось же.
Именно поэтому огромное количество людей вспоминает ту эпоху вовсе не с ностальгией - в чем их так любит обвинять П.Балаев. А с полным сознанием того, что в ту эпоху мы все еще жили при социализме. И это не глупость, не "трава была зеленее" и не "счастливое детство". Это вполне оправданная гордость за свою страну, за свою жизнь. Это понимание, насколько хуже стало жить именно после 90х, когда социализм был окончательно разрушен (и то не окончательно, кстати - даже сейчас еще сохраняются институты, созданные при СССР, и возможно, благодаря им Россия вообще еще существует). Когда уже действительно базис был переведен полностью на основу капиталистических производственных отношений.
Да, это немножко сложнее, чем "резать правду-матку": все, не было ничего хорошего в СССР, потому что пришел злой Хрущев и все разрушил сразу. Тут надо отделять мух от котлет: вот это было у нас социалистическое, еще в сталинскую эпоху заложенное, а вот это - уже действия разрушителей.
Но с историей, к сожалению, вообще не получается так: здесь вот черное, проводим линию, а за ней - уже белое. Тут все прекрасно - а там все ужасно. История - по-любому сложная вещь. Люди не поймут? Люди все отлично поймут, потому что именно эта, коммунистическая позиция, соответствует массовому жизненному опыту: да, в позднем СССР были недостатки, БОЛЬШИЕ, серьезные недостатки, был хаос, было очень много негативного, в результате СССР и погиб. Но тем не менее, в позднем СССР был все еще социализм, была общенародная собственность, и как следствие - забота о человеке, охрана труда, социальные системы, культура, здравоохранение, и многое другое, оставшееся от прежних эпох, что было очень позитивным, и чего сейчас нет и быть не может. И не надо сравнивать это с какой-нибудь Джамахирией, как мне уже предложили, или еще, упаси боже, с гитлеровской Германией, мол, "у них была социалка". Потому что в СССР была не "социалка", а именно социализм с его уникальным вИдением образа человека, формированием человека уникальными системами воспитания и здравоохранения, с его достижениями в области науки и культуры. И да, этот социализм все еще сохранялся во многих чертах и в позднем СССР. Его не разрушили вот так "в один день". И мы это помним. Поэтому для нас и поздний СССР дорог - хотя бы как памятник предыдущей эпохе. Это не враг. Мы говорим о нем аккуратно, подчеркивая позитивные стороны - и объясняя происхождение негативных.
Представьте, например, что близкий вам человек совершил какую-нибудь гадость. Или подобную гадость совершил ваш враг. Подозреваю, что рассказывать об этих вещах вы будете в совершенно разных выражениях и с разными эмоциями. О близком человеке, возможно, вообще постыдитесь рассказывать нехорошие вещи, а если - то как-то объясняя его поведение. А о враге - ну чего супостата жалеть.
Вот в этом отношении разница между "Движением" и нормальными коммунистами. Казалось бы, она совсем невелика. Но это кажется только на первый взгляд, потому что эта незначительная разница - кажется, чисто эмоциональная - ведет к совершенно разной политической практике. И это грустно, товарищи, это очень печально.
Но такова жизнь.
Journal information