blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Развал Союза: отношение к революционному мировому движению. Личный опыт.

В Москве довелось побеседовать с замечательным специалистом по Латинской Америке Александром Владимировичем Харламенко. Опущу подробности, но вот что меня заинтересовало в его рассказе. Я понимаю, что наверное, для других это звучит не так интересно, но меня это потрясло.

Оказывается, в начале 70-х гг (то есть когда я только родилась), среди советского студенчества абсолютно нормальным явлением были стихийные проявления солидарности с борьбой народов Латинской Америки. То есть внезапно студенты могли стихийно собраться на митинг по поводу, например, событий в Чили, и туда добровольно шли сотни и даже тысячи молодых людей. Это движение солидарности в СССР среди молодежи было массовым. "Народное Единство" и переворот в Чили вообще массово переживали лично, как будто это вот прям у нас случилось. Так же переживали события на Кубе тех времен.

Но самое интересное даже не это, а тот факт, что партийное руководство старалось эти митинги скорее замять, запретить. На них не только не сгоняли - организаторам даже грозили какие-то санкции руководства.
Парадокс? Молодежь в социалистической стране рвется хотя бы морально (а лучше и материально) помочь братьям по классу, коммунистам в другой стране, не нарушая при этом никаких советских законов, а коммунистическая партия строго грозит пальцем...

Почему меня это потрясло? Потому что я стала подростком уже в 80-е годы. Когда партия добилась своего, и никакие студенты никакой Латинской Америкой уже не  интересовались. Когда мне было лет так примерно двенадцать, я сама заболела Латинской Америкой (много лет мне было стыдно об этом даже говорить вслух). Чили, да и Куба уже были не так актуальны, но в то время как раз была революция в Никарагуа, на которую все левые мира возлагали большие надежды, шла война в Сальвадоре. Мой интерес был острым, чуть ли не болезненным - изучение испанского (самостоятельно в библиотеке), чтение массы книг по теме, переписка с кубинцами, толстые папки с газетными вырезками - газеты изучались целиком и вырезалось все, что относилось к теме. В то же время я воспринимала это как некое психическое заболевание, нечто постыдное, что нужно от всех скрывать. От родителей полностью скрывать не удавалось, я еще была достаточно маленькая... ну ладно, опустим некрасивые семейные моменты. В классе я с удовольствием делала политинформации с упором на ЛА, готовила конкурсы политической песни (с "Венсеремос" и "Пуэбло Унидо", конечно), это была, так сказать, дозволенная нормальная активность, но чувствовала я себя при этом полной дурой.

Этот интерес был настолько глубоким и серьезным, что и профессия на самом деле была выбрана с прицелом "поехать в ЛА", и возможность такая у меня была бы; и вообще все жизненные планы были связаны с ЛА. И рухнули они, когда мне было 18, и началась перестройка, и в первую очередь трижды проклятый Солженицын.
Ну ладно, мои личные проблемы тут опять же опустим.

Что я должна сейчас чувствовать, когда слышу такую вещь: если бы я просто родилась на 10-15 лет раньше, все было бы иначе? У меня были бы единомышленники. Я бы была одной из организаторов таких митингов солидарности. Я бы не в одиночестве, мучаясь диким стыдом, собиралась подписи за Луиса Корвалана, а делала бы это организованно с друзьями и без стыда. Ну то, что я бы, конечно, осуществила мечту и поехала бы в ЛА, и так понятно. Но может, это и не понадобилось бы, если бы вокруг были люди, которые понимали бы меня и думали бы так же. А в 80-е я оказалась в полном одиночестве. В изоляции. Только в 15 лет сумела увлечь одну из подруг своей болезненно-постыдной темой. И какими же наивными дурочками мы выглядели на фоне "нормальных людей" того времени...
А 10 лет назад таких наивных было, оказывается, много.
А 20 лет назад, вероятно, еще больше. И так далее.

И это не просто изменилось само собой - согласно рассказу Харламенко, это была именно сознательно направленная политика партии.
Признаться, даже тогда я несколько недоумевала. Например, тогда была революция в Никарагуа, как уже говорилось, и среди левых всего мира была распространена такая практика - молодежь ездила в сезон в Никарагуа волонтерами на уборку кофе. Представляете? Там контрас стреляют из-за угла, а народ ездит и убирает кофе. Я была потрясена, когда по телевидению сообщили, что например, в Никарагуа поехала группа школьников из ФРГ. Школьников, Карл! Из насквозь буржуазной и чуть ли не фашистской ФРГ! Причем даже и девочек тоже.

Помнится, году так в 86-87 делегацию на уборку кофе отправил и Советский Союз. В рамках типа "участия в молодежном движении". Я видела эту делегацию по телевизору, мой отец сразу сказал "Ну это явно отслужившие в Афганистане", и действительно - там были одни крепкие парни-мордовороты, далеко не подросткового возраста, и судя по их выправке, было сомнительно, что они вообще собираются работать в сельском хозяйстве. Скорее всего, это были такие же "уборщики кофе", как и "отпускники" в ДНР-ЛНР,  А я была такой наивной советской девочкой. Ну вообще, думала я, это логично, что туда, где стреляют, отправляют крепких опытных парней, возможно, действительно, "афганцев", а не мальчиков и девочек со школьной скамьи...
Но блин, мне было так обидно, когда я думала о школьниках ФРГ!
Через год-другой все это потеряло для меня актуальность. Но я все хорошо помню.

Итак, я хорошо могу понять тех студентов 70х, которые переживали события в Чили.
Почему мы так мыслили? Это совершенно понятно и логично. Нас с детства воспитывали на определенной - классовой, социалистической - идеологии. Невозможно не понять, что это - этическая вершина человечества. Что может быть этичнее и прекраснее, чем отдать свою жизнь за простой народ, всю жизнь бороться за народное счастье, как это делали революционеры? Ну конечно, война тоже, борьба против фашизма - но это все воспринималось как продолжение революции.

И эта информационная среда окружала нас постоянно, повсюду. В садике со стены смотрел дедушка Ильич, который, как известно из стихов Михалкова, "с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале". Из радио неслись пионерские песни, в телевизоре скакали красные всадники. Любимейшие детские книжки рассказывали про восстание овощей против угнетателей под руководством клевого лука Чиполлино или про Мальчиша-Кибальчиша. В школе в третьем классе нас принимали в пионеры и полгода рассказывали, как дети 12-14 лет совершали вообще какие-то запредельные подвиги, которые - как в наше время считается - невозможны и для взрослого человека. Причем это были не выдумки, все задокументировано. Вот в такой среде мы жили.

Да, со многих в мое время эта "информационная среда" скатывалась примерно как вода с гуся. Но некоторые, включая и меня, например, вполне себе это все впитывали. Я даже надеюсь, что впитывали довольно многие. Мы вообще-то даже во дворе играли, например, в фашистов и подпольщиков... ну фашистами никто быть не хотел, поэтому мы просто типа расклеивали листовки и играли, как будто война и мы боремся в подполье. Но война - это уже немного другая тема, ее можно и так, и сяк интерпретировать. А вот с революцией все достаточно ясно. То есть мы выросли с сознанием, что социализм - это клево, бороться за него - самое лучшее, что может быть. А потом к героическому прошлому еще добавилось прекрасное будущее: для меня это была "Туманность Андромеды". Что может быть прекраснее, чем бороться за наступление такого будущего?

Не хватало только настоящего. В настоящем я ничего не понимала, потому что книжки ничего про настоящее время и окружающий меня мир не объясняли. Почему взрослые ведут себя так - обычно прямо противоположно тому, что сказано в книжках? Вот, например, книги Крапивина рассказывали как бы о нашем времени - но я не видела вокруг героев, похожих на "крапивинских мальчиков" или его же мудрых и всепонимающих взрослых, любящих родителй. Наши мальчики интересовались в основном тем, чтобы загнать нас в подъезд и полапать, а это как-то слабо совместимо с крапивинским духом (особенно убийственно для меня после всего этого опыта слышать, что оказывается, мужчины "от природы" интересуются возвышенным, а женщины приземленные и думают только о шмотках. Видимо, возвышенное - это сиськи). Что касается взрослых - не будем о грустном. То есть вокруг я видела обыденную позднесоветскую реальность, и трагедия была не в том, что "очереди и нет колбасы" (хотя в Челябинске с этим было непрекрасно, но увлекаясь Латинской Америкой, сложно не заметить, что мы все-таки живем вполне благополучно). Трагедия была в том, что вот эта высочайшая этика, вот этот революционный полет, о котором нам рассказывали - не имели никакого выражения, никакого приложения к нашей реальной жизни.

Ничего удивительного, что молодежь, пропитанная этим духом, но не находящая его вокруг себя, стремилась туда, где этот дух, очевидно, еще был.
У меня это было так, и за 10 лет до того у довольно значительной части молодежи это еще было так.
"Революция в наше время говорит по-испански", - уже не помню, кто из известных личностей это сказал. Но это было так. Там, в ЛА, была революция. Там люди боролись под красными знаменами против угнетения, за прекрасное будущее. Там стреляли, выходили на демонстрации, люди уходили в партизаны, борцов бросали в тюрьмы и убивали. Там была настоящая жизнь.

А партия всеми силами тормозила этот естественный молодежный порыв. Я не знаю, существовали ли в реальности такие, как Женя Столетов. Но мы-то существовали. Мы хотели жить тем, во что верили. Что нам, блин, эти же преподаватели и внушали начиная с годовалого возраста!

А потом запрещали, манипулировали, давили: нет-нет, тебе нужно "устроиться в жизни", нет, никаких митингов, вы что? Вы что, вообще, дурачки, надо думать о РЕАЛЬНОМ, вот надо вуз закончить, специальность получить, семью завести. Мы же знаем, как лучше, дурачки молодые, подленько усмехались они - а потом рыдали и возмущались, когда воспитанные ИМИ ЖЕ братки с сытыми харями и новые русские отобрали у них накопления, пенсии и вынудили жить со своего огорода или продавать сигареты у метро.

Вообще вот в идеологии позднего СССР по отношению к мировому левому движению очень сильно отражается весь тогдашний ревизионизм.

Конечно, это не причина развала СССР. Причина в уродовании экономики, а еще более ранняя причина - в победе ревизионизма в партии; но это отражение развала. Думаю, что в нормальной социалистической стране тех же Битлз пригласили бы, распространяли, продавали пластинки и брали интервью о тяжелой жизни молодежи в капиталистических странах. Большая часть западного рока была откровенно левой, были вообще очень левые группы - неважно, пусть не ортодоксально-коммунистические, ну и что? Они рассказали бы о безнадеге и тоске в своих странах, об ужасе наркомании, о безработице и невозможности выбрать свой путь - и сделали бы это гораздо лучше, чем сытые международные журналисты, с усмешечкой вещающие про "Нью-Йорк - город контрастов". Весь "68-й" был бы не "сытым бунтом зажравшихся студентов", а выступлением наших союзников. РАФ и "Красные бригады" были бы не "ультралевыми террористами", а героями - черт возьми, никого же не свербили улицы Желябова и Перовской, несмотря на то, что они не были большевиками-марксистами. А уж на уборку кофе в Никарагуа вообще ехала бы масса организованных добровольческих отрядов. Да что там на уборку кофе - в общем-то, можно было бы пойти и по пути, указанному Че Геварой. Не официально, конечно, не на государственном уровне, но... И возможно, Латинская Америка к этому моменту уже была бы целиком социалистической - созрела.

Но это все мечты из области альтернативной истории.
История сложилась так вот, как есть. Времена не выбирают - хотя черт возьми. иногда так хочется выбрать что-нибудь другое... Но это невозможно. Остается найти революционного субъекта в себе - и помнить, что все, чему нас учили в детстве - все-таки правда.
И лучше поздно, чем никогда.
Tags: ЛА, СССР, информационная среда, ревизионизм
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →