Чем плохи такие высказывания? Не тем, что они лживы или неточно отражают действительность.
Они вообще создают абсолютно ложное представление об этике государства. Собственно, именно благодаря этой путанице в этике до сих пор и возможны были все эти манипуляции - "как вы можете оправдывать!", все это эмоциональное давление про "голодоморы" и "мясорубки".
Так вот, давайте договоримся вот о чем. Этика - вообще сложная наука (даже не наука, а раздел философии). И существует не одна, а множество этик, или же множество подразделений этики для применения в различных жизненных областях.
Причем применять для оценки чего-либо этику, которая неадекватна данному явлению - это либо манипуляция, либо просто глупость.
Например, существует своя этика для любой профессиональной деятельности. Этика учителя. Этика полицейского. Этика врача.
Рассмотрим, например, медицинскую этику, потому что она, пожалуй, ближе всего к той, которую я в итоге хочу показать.
Основа этой этики - гуманизм, то есть стремление помочь человеку выжить и стать как можно более здоровым.
В некоторых ситуациях при этом врач должен делать сложные выборы. Например, в условиях дефицита каких-то лекарств или аппаратов принять решение - кому из больных предоставить эти средства, а кому - нет. Учитывая, что второй может и помереть. То есть фактически принимать решение, кому сохранять жизнь, а кому нет.
(если, конечно, у нас не нормальный капитализм, при котором жизнь сохраняют тем, у кого есть деньги или правильная страховка, а остальные сами виноваты).
В принципе, существует даже алгоритм для таких выборов. Он разработан для военной медицины и применяется при медицинской сортировке раненых. Раненых на войне, как правило, много, а врач один. В этой ситуации врач обязан быстро осмотреть всех и принять решение, кем заниматься. Легкораненные отодвигаются в сторону, потому что их жизни не угрожает опасность. Умирающие, к сожалению, также отодвигаются в сторону. Хотя если бы врач бросил все силы на спасение кого-то из этих умирающих, то смог бы спасти. Может быть! Но в данной ситуации это нецелесообразно. Врач занимается теми ранеными, кому можно помочь, и кто имеет большие шансы на выживание.
Этот алгоритм построен на той идее, что врач имеет дело не с одним-единственным больным, а с массой. И его задача - не "помочь вот этому больному стать здоровым", а "помочь максимальному числу раненых выжить".
В менее экстремальной форме медицина всегда имеет дело примерно с этим алгоритмом. Даже если речь идет вовсе не о выживании, а о том, на кого будет потрачено больше времени в поликлинике.
Причем медицина этична именно тогда, когда применяется этот алгоритм с целью "помочь максимальному числу пациентов добиться максимально хороших результатов".
В реальной жизни зачастую помогают пациентам, у которых родственники самые влиятельные, или самым крикливым и требовательным пациентам, или просто денежным мешкам. Но это не имеет никакого отношения к медицинской этике. Это, с позиции данной этики, неправильно.
Почему данная этика не совпадает с общечеловеческой? Ну представьте, что один из умирающих солдат - чей-то сын, и вот мать или отец этого солдата - они как должны воспринимать тот факт, что их сына просто отодвинули в сторону и занялись теми, у кого шансов на выживание больше. Потому что лучше спасти троих с шансами 90-100%, чем потратить это же время на вытаскивание их сына с шансами 50%. Но для матери этого сына никаких "тех троих" не существует, для нее только ее единственный сын и существует, и он ценнее всех остальных. Если родственники приходят в больницу - они же не начинают заниматься всеми подряд, они помогают только своему. Это их нормальная человеческая этика. Правильная этика - потому что иначе мы бы вообще не могли никому помочь, а только хлопали бы ушами и разевали глаза, не зная, на сколько частей разорваться. У родственников своя этика, у врача - своя.
Это, так сказать, преамбула. Чтобы было яснее.
Теперь перейдем к этике государства.
Прежде всего оговоримся, что этика государства является классовой. Тут я написала абзаца четыре и поняла, что это уведет нас в глубокие дебри. Поэтому этот вопрос мы пока опустим.
В идеальном - то есть при этическом целеполагании - варианте цель государственного деятеля во многом сходна с целью врача: обеспечить максимальное выживание и благосостояние максимально возможного числа людей.
(хотя в классовом обществе, эта цель - не главная, и ее может даже и вообще не быть. Там главная цель - обеспечить максимальную прибыль максимальному числу отечественных буржуев; здоровье и благополучие рабочих здесь важно настолько же, насколько важно хорошее состояние винтиков, гвоздей и дров на растопку. Но в последние десятилетия по понятным причинам и в классовых обществах принято врать о якобы чисто гуманистической этике власти).
В государстве диктутары пролетариата эта цель действительно является единственной и главной этической целью государственных деятелей.
Исходя из этого положения, самое главное в этике государственного деятеля (как и врача) - профессионализм и умение оценить состояние общества и определить необходимые мероприятия.
Главный показатель этичности - это успех. Врач этичен, если он вылечил максимально возможное число больных. Не отдельного Ванечку, а максимально возможное число больных. При этом, если врач работает в онкологической клинике, число выживших заведомо будет меньше, чем если бы он работал, скажем, в клинике пластической хирургии. Будут трагедии, обвинения и могут быть даже разборки в суде. Но если врач при этом добивается показателей по выживаемости выше общемировых - он высокоэтичен.
С государственным деятелем все похоже. Успех - то есть выживаемость и благосостояние максимально возможного числа людей - показатель его этики. При этом многое зависит от того, в каких условиях он работает.
Вот давеча я прочитала книжку известного Данилкина, где он пытается сделать из Ленина салонно-годного героя вроде рекламного чегевары, так вот там он прямо так и пишет, что мол, конечно, миллионы жертв гражданской войны, они все-таки на совести Ленина. Конечно, мы люди широко мыслящие, но заметить это надо, мол. Виноват, мол. Жертвы допустил. Другой бы, конечно, не допустил, а он вот - взял и допустил, сволочь.
Это примерно как обвинять врача той же онкологической клиники в том, что в организме его больных происходят такие нехорошие процессы. Как же ты мог допустить! Ведь ты же врач! А в некоторых случаях эти процессы даже и остановить не удается. А кому-то приходится грудь отрезать или, скажем, желудок, или часть кишок. О влиянии химиотерапии на организм уж молчу. Вот ведь сволочь!
А государственный человек просто оказывается на месте, откуда все эти процессы видно, и с ними надо что-то делать. И для него не могут существовать отдельные Ванечки и Маши, так же, как для военного врача нет отдельного умирающего Ванечки, а есть масса раненых, из которых надо спасти как можно больше.
При этом по ходу оказания помощи в эту массу может прилететь еще один снаряд, или начнет распространяться какой-то вирус, и с этим в свою очередь тоже надо будет что-то делать.
Наконец, вот ведь кошмар, врач может и ошибиться! И даже практически неизбежно ошибется, особенно если устал, если снова снаряд прилетел, другие стрессовые факторы. А если там еще врач не один, а десяток, да еще они все время спорят между собой... Впрочем, врачи, в отличие от государственных деятелей, народ дисциплинированный.
Но даже врач, который ошибся - он все равно остается этичным, пока имеет в виду все ту же цель: максимальному числу максимальную помощь.
В стране, где идет война, причем идет уже много лет - сначала империалистическая, потом гражданская (начатая еще при Временном правительстве), плюс интервенция, где соответственно, из-за этого давно уже голод и эпидемии - вот просто так взять и найти виноватого: а-а, это, оказывается, все "на совести" понятно кого!
А ничего, что этот "понятно кто" руководил так, что война закончилась, и не худшим образом, и что при этом подавляющее большинство трудового населения не только выжило, но и сохранило силы и ресурсы для дальнейшего роста?
Совершенно аналогично обстоят дела и со "сталинизмом". Меня так умиляет, когда начинают требовать "осудить определенные процессы и тенденции, которые мы понимаем под названием сталинизм". Но сталинизм - это не эти "процессы и тенденции". Сталинизм - это индустриализация, всеобщая образованность, победа в войне, развитие науки и техники, рост благосостояния, рост народонаселения. Успех. Это сталинизм. А "процессы и тенденции"- это, в зависимости от конкретной ситуации - либо фактура, которая досталась (вроде неустойчивого климата и крестьянского малограмотного населения), либо как раз борьба против того сталинизма, классовая борьба, с неизбежной ответной реакцией, либо неизбежные человеческие ошибки.
На этом фоне требования "осудить и не оправдывать" - это примерно как гневные жалобы матери того Ванечки, которого врач не смог спасти и не стал спасать, потому что это было нецелесообразно, а у него алгоритм. Но матери от этого не легче.
Но мы-то можем подумать головой. И понять, что вопрос-то у нас не так стоит: надо было кулаков в ссылку высылать, или лучше "с людьми помягше". А вопрос стоит так: сумело бы другое правительство вообще в тех условиях индустриализировать страну и победить в войне? Хоть как-то? Сумело бы? А если НЕТ?
А если нет - то ничего не было бы. Господа антисталинисты, возможно, думают, что они и при царе, и при фашистах лично так же бы устроились, писали бы сейчас в интернетик, пили смузи. А я знаю, что большинство из нас, огромная масса, в интернетик бы не писала, и вообще не жила бы, а если бы и жила - то в качестве малограмотной рабской силы.
Но тому правительству удалось это предотвратить. Удалось победить. И притом вовсе не "любой ценой" и не "за счет": нет, нам были обеспечены десятилетия спокойного развития. всеобщее образование, медицина, счастливое детство (счастливое здесь - для альтернативно одаренных - опять же в сравнении с детством бангладешского,например, ребенка,вкалывающего по 16 часов на фабрике). И вот на фоне этого Успеха предъявлять претензии про бедного Мандельштама (хотя индивидуально он, безусловно, несчастен, и его жаль, никто не спорит) - это, по мне, вообще-то жлобство. Особенно потому, что нам этот Мандельштам и не родственник, а если даже речь идет о наших родственниках - мы их никогда не видели и чувств к ним в принципе питать не можем.
Если мать того упомянутого солдата кинется писать на врача жалобы - ее можно понять, хотя она и неправа, потому что не может перейти от собственной человеческой - к медицинской этике, и осознать разницу. Но у матери горе, эмоциональная травма. А у вас-то, господа антисталинисты. такой травмы нет. И не надо рассказывать про "а моего дедушку" - ну невозможно реально страдать по предку, который лично вам незнаком. То есть это уже банальное жлобство. Глупость или манипуляция.
Кстати,еще раз хочу повторить, что все вышесказанное нельзя отнести к обществу классовому.
Например, несет ли Николай II-й ответственность за жертвы Кровавого Воскресенья, "столыпинские галстуки" или Ленский расстрел? С нашей трудовой точки зрения - безусловно, несет, но вообще-то он и находился на своем посту именно с целью отдавать распоряжения о расправах с восставшими или вообще хоть что-то пикнувшими рабочими. Если бы он этого не делал, его бы не поняли те классы, интересы которых он обязан был защищать - буржуазия, помещики, ну и феодальные пережитки вроде духовенства и аристократии. Здесь мы видим диаметральную противоположность этик различных классов.
И с точки зрения трудящихся классов - Николай виноват (но не более, чем весь его класс), а с точки зрения эксплуататоров - он не несет за эти смерти никакой ответственности, наоборот, это была необходимая такая вроде как хирургическая операция. Уничтожено какое-то количество "раковых клеток общества", тчобы остальные клеточки продолжали надрываться, производя так необходимые эксплуататорам сверхприбыли. То, что при этом весь "организм" работает на эксплуататоров и их прибыль - неважно, так и должно быть, по их мнению. Хотя по сути это как раз эксплуататоры и являются здесь раковыми клетками.
Поэтому даже и к Гитлеру нельзя применить все сказанное выше. Он делал то, для чего его немецкие капиталисты у власти поставили! (а это буквально так и было - его именно что протолкнули, именно промышленники). Подавил рабочее движение и пытался завоевать лебенсраум. С точки зрения трудящихся Гитлер, безусловно, страшнейший преступник как государственный деятель. Но с точки зрения тогдашней немецкой буржуазии он действовал просто замечательно. Единственная проблема - он и в этом облажался, лебенсраум не завоевал, в общем, ничего не получилось, поэтому теперь гитлеровских фашистов буржуазия использует, как стерва страшненькую подругу - чтобы оттенить собственный якобы-гуманизм. Ведь мы-то вовсе не такие, как эти плохие фашисты! Мы гуманные и хорошие. А то, что время от времени какую-нибудь страну бомбим и людей убиваем - ну так это же только в благих целях!
Но однако никаких "благих целей" у них из этого не выходит, никакого добра для разбомбленных народов не получается, ни благосостояния, ни роста образованности и развития. Вообще ничего. Даже и для своих народов, честно говоря, уже ничего у них не получается сделать. Только прибыли растут.
Итак, если уж вы рассуждаете о сталинизме с этической точки зрения, то будьте добры хотя бы использовать адекватную этику. "Сталин убил моего дедушку" - это неправильно. Сталин вашего дедушку не убивал, он его и не знал, скорее всего. И нести ответственность за всех, кто по каким-то причинам в Советском Союзе умер, Сталин может примерно так же, как врач - за всех умерших в онкологии. Я вам больше скажу, я вот в таком месте работаю, где вообще ВСЕ умирают. Вот все, кто поступил когда-либо - обязательно умрут, ну в редких случаях - переведутся в другое аналогичное место. И что - я изверг, или как? Я сволочь по этому поводу?
"Сталин был злобным параноиком" - это тоже неправильно, потому что нам должно быть совершенно фиолетово, был ли он добрым или злым. Да и знать мы этого в точности не можем.
А вот "Сталин был во главе страны, которая победила в войне и построила приличное социалистическое общество" - это правильная постановка вопроса. Давайте тогда спорить о том, было ли это общество социалистическим и приличным - возможно, с вашей точки зрения, это плохое общество. Может, вам ближе интересы класса эксплуататоров. А может, вы безумный оптимист и думаете, что в тех условиях на том материале все это можно было сделать "гораздо лучше и без жертв". Это уже другой вопрос.
Но это по крайней мере, это хотя бы корректно поставленный вопрос.
Journal information