"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" (с)
Я в принципе где-то могу понять либералов-русофобов, вынужденное общение с некоторыми людьми доводит до того, что в голове вызревают мрачные мысли (вроде той, что подвигла меня написать "Третий Апокалипсис"). Естествненно, общаясь по большей части с русскими, в русской среде, эти либералы приписывают весь негатив "русскому народному характеру": и жесток-то он де, и страдает "имперством", и быдло, и совок. И некоторые даже, вроде пары моих бывших друзей, готовы опереться мысленно на любой народ, все хороши - украинцы, поляки, чеченцы, включая даже "героев", увешанных взрывчаткой во имя аллаха, но только не русские. Только русские - какой-то просто нечеловеческий кошмар, по своему быдлячеству, хамству, жестокости и самомнению превосходящий прямо-таки всех остальных, сереньких и беленьких заинек. То есть столкнувшись с хамством на улице, в трамвае, в учреждении, наслушавшись пьяных разговоров тестя или телевизионной брехни (с родней, которая истово в эту брехню верит) - конечно, начинают "делать выводы", "искать виноватых", и виноватым оказывается "русское быдло с имперским сознанием". У меня сложилось так, что бОльшую часть своей жизни я прожила среди российских немцев. Эмигрантов, вестимо. И в общем, все "прекрасные" качества, за которые небыдло ненавидит русский народ, у них присутствуют абсолютно в том же объеме. Нет, не у всех. Но достаточно массово, чтобы заметить. В общем, я понимаю, что от такого можно устать.
У меня только та разница, что все эти люди вокруг меня - не русские.
Все они российские немцы. Какая разница, думаете вы? Ну как какая! Для них огромная. Они ведь особенные! Они не эти тупые и ленивые русские. Они настоящие немцы! В отличие от местных, которые развращены и "не настоящие".
Так что не лучшие представители рода человеческого, самоуверенные хамы, телефанатики и идиоты есть среди любого народа. Любого. И русский народ здесь "виноват" ровно в той же степени, что и все другие.
Надо сказать, что презрение к русским характерно только для тех, кому сейчас 60 и более (и то, конечно, не для всех). Конечно, можно сказать, ерунда - мало ли что старики думают. Но не надо забывать, что большую часть моей взрослой жизни они были вовсе не старики - в 90х это были крепкие сорокалетние матери и отцы семейств, в сравнении с которыми мы, 20-летние, мало что могли.
Почему более молодые русские немцы, моего поколения и моложе - нормальные ребята и девчата, всем этим не страдают, и никакой разницы - русский, еврей, немец, не делают, как и я? Об этом позже.
Сознание среднего представителя данной страты весьма противоречиво. Они ярые поклонники Путина. Они ненавидят местных, потому что местные считают их "русскими", и кроме того "не настоящие немцы" - разврат, вы понимаете, работать не умеют и все такое.
Они ненавидят и русских, тут даже не ненависть, а какое-то глубинное, чувствуется, из местечковой жизни принесенное презрение. Русские - они в принципе какие-то порочные, ленивые, ничего не умеют, ничего не хотят, ну и вообще... так. Русские, одно слово. С отдельными русскими дружить при этом можно, но даже при них не каждый придержит свой язык и не выскажет презрение. Они ненавидят "Сталина и русских" за то, что "их обидели". Но одновременно они обожают "великую страну", в которой им - что уж греха таить - было вполне комфортно большую часть жизни. Ненавидят Горбачева, потому что "все развалил". И ведут себя в точности так же, как описывают либералы карикатурное "русское быдло" - телевизор, водка, шумные застолья, свадьбы - это все делается напоказ, принципиально. чтобы "не как у картошки" ("Картошкой" называют местных немцев). Им нужна "великая Россия", но русские в ней - не нужны совершенно. Себя они в зависимости от обстоятельств называют то русскими, то немцами. Когда как выгоднее.
Для меня это старшее поколение воплощает тот самый "русский мир".
Вы знаете, а вот это и есть "русский мир". Когда, как восторженно воспевают его сторонники, "татары, калмыки, буряты, украинцы - это все тоже русские!" И немцы - тоже русские.
Когда это выгодно и удобно. А потом они, все эти люди - татары, евреи, немцы - расходятся по своим семейным гнездышкам и дружно делятся впечатлениями "какие они, эти русские, дураки и лентяи", и детям своим шипят: смотри только не женись на русской!
Какое место во всем этом занимают сами русские? Они себя чувствуют хорошо, пользуясь иллюзией "государственной, главной нации". Это такое приятное чувство, что русские даже расслабленно великодушны. Нет, они могут поворчать на тему "этих хохлов" или "евреям нельзя доверять" (особенно если это подогревается СМИ), но это не доходит, например, до идеи "не жениться на...(представителях такой-то нации)". И эта тема однозначно не центральная, как у представителей других народов. Это происходит не оттого, конечно, что русские принципиально лучше других, великодушнее - а потому что они и так чувствуют себя хорошо в качестве "главных". Все же "эти" говорят на нашем языке, себя сами тоже называют "как бы русскими" - ну значит, признают наше первородство, и пусть себе живут, раз так.
"Русский мир" - это собрание разнообразных семейно-племенных анклавов, которые одновременно признают себя "неглубоко, но тоже русскими", и копят обиды. Любые обиды. Вплоть до того, что поругались муж с женой - ясно, виновата она, ведь она русская! Вот они, русские жены... Я даже не говорю об обидах государственного уровня - там, колбасы в магазинах мало или в войну в ссылку угнали. Но любая даже современная мелочь приписывается русским. Но до поры, до времени это наружу не выносится. Пока вроде как-то живется рядом с русскими - ну и хорошо. Пока работает единое государство - пусть работает.
Как только оно работать так хорошо перестанет, наступит внешняя угроза, что-то развалится - вот тут все обиды и всплывают, превращаясь то ли в резню, то ли в "хто не скаче, той москаль". Ну какие-то передовые представители нерусских народов, конечно, все равно не меняют убеждений - но не они играют главную скрипку. Все мечты о "Русском мире" - это мечты именно о таком порядке вещей.
Выигрывает ли от этого хотя бы русский народ? Бред полный. Русскому народу как раз приходится довольно хреново. Ведь "Русский мир" - это не колониальное подваление, это не англичане и индусы, даже не англичане и ирландцы! "Русский мир" - это своего рода договор, умасливание других наций. Конечно, при угрозе "русскому миру" переходят и к репрессиям - но уже только после (в редчайших случаях - в преддверии развала, как было с русскими немцами, когда Гитлер рвался к Волге). А пока "все хорошо". другие нации нужно умасливать, уговаривать, убеждать, ну и инвестировать тоже. Давать привилегии. Давать возможности. Я сейчас не о реальном историческом процессе (там все было сложнее) - а о пресловутой Мечте о Русском Мире. Но даже в исторической реальности, как правило, русский народ никогда не отличался более высоким уровнем жизни, чем другие (в общем и среднем, конечно - примеры тут есть разные). А уж когда Русский Мир дает трещину, тут в первую очередь начинают страдать простые русские люди, которым вообще все это на фиг не сдалось.
Но в этом нет ничего удивительного. Национализм ВСЕГДА приносит наибольший, страшнейший вред именно собственному народу.
Этому противостояла в свое время идея "советского народа". Народа, где нет "эллина и иудея". В принципе, нормальная коммунистическая идея о том, что нация или народность - временное социально-экономическое и культурное образование, сформированное определенным строем, определенным образом жизни, и по мере изменения этого образа жизни национальные различия сгладятся, и само понятие нации уйдет в прошлое. Сохранившись разве что как медицинский феномен - ну вот у евреев есть определенные наследственные заболевания, а эвенки плохо переносят алкоголь. Да и то сгладится благодаря смешанным бракам.
Никак нельзя, кстати, сказать, что эта идея не реализовалась.
Мой бывший муж, при всех его недостатках, в страшном сне не мог бы представить как-то наезжать на русских на национальной почве (иначе как бы я с ним связалась?). Аналогичных взглядов придерживается все наше поколение. Мои знакомые женщины со смехом, чуть не крутя пальцами у виска, рассказывали о требованиях собственных родителей "не выходить за русских".
В 70е, 80е годы такие местечковые идеи уже казались абсурдом. Не то, чтобы уже царила полная дружба народов, конечно. Но... у нас была одинаковая судьба. Мы учились в одних и тех же школах. по одной и той же программе, наши родители работали на одних и тех же предприятиях, в одинаковых условиях. Мы смотрели одни и те же телепрограммы, и национальные языки в семьях отмирали за ненадобностью. Ведь это же тяжелый труд - отдельно учить ребенка языку, заниматься с ним, чтобы не забыл, заставлять читать на языке (при том, что письменность для всех народов была, были свои издания и возможности читать и слушать на своем языке). Кто из родителей возьмется за такой труд? Особенно учитывая, что в жизни ребенку татарский или даже немецкий язык для житейских целей не понадобится? Брались немногие. В национальных республиках, разумеется, национальные языки преподавались в школах - но этого было недостаточно.
Соответственно, дети, выросшие в позднем Союзе, начиная с 60х, вообще воспринимали национальность как что-то десятое, ну прикольно, конечно, я русский, он еврей - но какая разница-то?
Это более высокая ступень культуры. Более спокойное отношение к "крови и почве". В принципе, это уже был повод к отмене пятой графы - но естественно, дойти до этого тогдашнее руководство было не в состоянии.
Советский народ - это не вот это:Здесь всего лишь идеологическая первая ступень, призыв к равенству, братству и взаимоуважению культур.
Советский народ - это вот что:
Не вышиванки и тюбетейки - а деловые костюмы, комбинезоны рабочих, лабораторные халаты и скафандры, вот что должно было отличать - и уже отличало! - советский народ. Разумеется, и в позднем Союзе так было не везде. ЭТо ведь не мгновенный и одновременный процесс. В той же Чечне или Узбекистане могли и дальше существовать анклавы "здоровой национальной жизни" - островки "русского мира", который нехотя соглашался считать себя русским, пока не дали отмашку - русских можно резать.
В городах процесс слияния в "советский народ" шел куда быстрее. И нет, это не "ассимиляция" в полном смысле слово. Кто кого ассимилировал? Русские учились варить узбекский плов и украинские вареники, слушали задушевное пение "Сябров" на белорусском. Это было слияние, и подсчитывать - кто из народов внес какой вклад - тут было бы бессмысленно.
По сути "русский мир" (доставшийся в наследство от РИ) и советский народ все время сосуществовали, как противоположности, борясь друг с другом. И советский народ в итоге почти проиграл.
Может возникнуть вопрос: почему же до 50-х, выходит, в мою любимую сталинсую эпоху настоящего социализма, господствовал похабный "русский мир", а вот в эпоху ревизионизма и развала наконец-то начала складываться "новая общность - советский народ"?Потому что разделение на нации невозможно отменить одним декретом, и к тому же, большевики в принципе стремились уважать национальные чувства простых людей. В теории, конечно, "пролетариат не имеет национальности", но на практике у нас была страна, где даже пролетариат всеми корнями еще врос в деревню, а деревня национальность еще как имеет. К тому же в наследство досталась типичная картина "русского мира" со всеми вышеописанными прелестями. Преодоление этой национальной раздробленности предполагалось постепенное - рост пролетариата всех наций, рост грамотности и общей культуры, увеличение числа людей с высшим и среднетехническим образованием. Именно это и происходило, и корни всего этого были заложены именно в 20е и 30е годы - школы и университеты, рабочие места (в том числе, и для женщин). Однако невозможно было перевоспитать всех мгновенно. А тут еще война, которая опять вызвала к жизни пресловутый "русский мир": чеченские националисты, или крымско-татарские, например, сочли, что их народу удобнее сделать ставку на Гитлера, а не на русских. Та же история с бандеровцами, которые воспользовались ситуацией войны. Общая архаизация жизни, рост национальных элементов - и вполне естественная "ответка". Большевики были вынуждены отвечать в том же духе "русского мира", хотя и максимально мягко - не расстреливать деревни, а просто высылать. Выход не очень хороший - но какие еще варианты? Мягко пожурить коллаборационистов? Ждать, что они воспользуются цивилизационными возможностями и как-то перевоспитаются? В отношении взрослых мужчин, уже повоевавших против советских - это было поздно.
Но тем не менее, к 50-м гг была создана БАЗА для самосознания советского народа.
Все высланные народы имели возможность послать детей в любые учебные заведения, и воспользовались ею. Их дети росли на общих основаниях. Они работали на заводах, в школах, больницах, становились профессорами и заслуженными артистами.
Если раньше идея советского народа была скорее идеологическим конструктом, теперь, после создания материально-культурной базы, она стала воплощаться в реальность.
Дети 50х еще успели впитать от родителей горечь "русского мира". Это те самые старшие российские немцы, например, о которых шла речь в начале.
Они прожили счастливую жизнь, получили квартиры, купили машины и построили дома, вырастили детей, сами получили хорошее образование, и дети их - тем паче. Но их сознание уже было сформировано в детстве ожесточенными родителями. Сознание же их детей было свободным. Для их детей уже почти не было "эллина и иудея". Ну не спорю, где-то в школе могли дразнить по национальному признаку, но учителя это запрещали, а дальше этого дело не шло. Для наших детей все должно было стать еще проще, а оскорбление по национальному признаку - дикостью.
Мы могли бы стать Советским Народом, где принадлежность "русский", "украинец" - была бы чем-то вроде занимательного семейного факта. Вроде того, что "вот мой прадедушка был извозчиком в Питере". Интересно, конечно, но на жизнь никакого влияния не оказывает. И никак не делает меня лучше других. Мы - советские. Со временем и внешний мир могли бы приучить называть нас так, а не огульно "русскими".
К сожалению, с 50х гг пошел у нас обратный процесс воссоздания "русского мира". В КПСС стала набирать силу "русская партия". Появилось националистическое крыло диссиденства, тот же Шафаревич. В национальных республиках возникли свои националисты.
Нарождающаяся буржуазия старалась урвать тот кусок пирога, который ей был доступен в силу территориальной и национальной принадлежности. Эксплуатировать народы по отдельности куда легче и проще. Буржуи разных стран разъединились и разорвали СССР. Мнение трудящихся уже никого не интересовало и не могло быть выражено за неимением организации и лидеров. Первые лет десять казалось, что распадется и сама Россия. Что и татары с калмыками отделятся (не говоря о Чечне). Сибирь отделится. Но пришел Путин и натужно строит "русский мир". Который, что интересно, охотно поддерживают здравомыслящие представители той же Татарии, евреи или, например, Кадыров. А что? "Русский мир" - это удобно. Ну назовут тебя за границей "русским", фигня какая - зато живешь в большой и сильной стране с относительно нормальной (в сравнении с Таджикистаном) экономикой. "Да, конечно, я тоже русский", а в семейном кругу можно внушать детям, что "эти русские лентяи, у них даже сказки такие - про Емелю, который не работал и все получил... посмотри, какая у них грязь... какие они свинья... какие они бездуховные - девушки как проститутки одеты". Ну и все в таком духе. Это же для своих, для внутреннего потребления. Ну а в случае неурядиц, войны какой или падения экономики, эти обидки можно и вспомнить, и перестать быть "тоже-русским", а как раз наоборот. А русские дурачки будут опять удивляться - ой, а чего это они? Мы же к ним всей душой. Все же хорошо было! Мы же были братьями!
В "Русском мире" никаких братьев нет. А если и есть братья - то те, которые друг друга за наследство зарежут.
Надо осознавать, что "русский мир" - это архаика, порождение времени жестокой эксплуатации и недостатка всего. Выше этого "русский мир" не поднимется никогда.
А мы уже были выше.
Мы уже почти стали единым народом, почти приобрели то высокое интернациональное сознание, когда собственная национальность - что-то вроде цвета глаз: конечно, надо любить свое тело, свой цвет глаз, своих родителей и свою национальную принадлежность, можно гордиться своей культурой и национальными героями. Но в принципе эта принадлежность ничего не означает и не дает тебе никаких преференций по сравнению с другими. И не унижает тебя никак.
Но это сознание у нас снова почти разрушили.
Для того, чтобы его вернуть, необходим коммунизм. Либо коммунизм и рост культуры и самосознания масс - либо падение в архаические паттерны поведения. Например, "русский мир".
Journal information