Написана книга в 1978 году. Оставалось примерно 10 лет до того, как описанные в книге прелести начнут разворачиваться и на просторах бывших социалистических стран, ну и может быть 15-17 до того, как они расцветут в полном объеме, с малолетками, ожидающими машины вдоль дорог, с массовыми смертями, вызванными наркотизацией.
Но ведь мы по-прежнему продолжаем дико гоготать в ответ на утверждение, что в ФРГ в 70-е годы некоторые вещи были значительно, несравнимо хуже, чем в ГДР или СССР.
Книга, в принципе, читается интересно, рекомендую, хотя автобиографии наркоманов в интернетике мне уже попадались. Разве что не малолетних. Полезно будет и подросткам почитать.
________________________________________
О подростках кстати. Эта книга помогает кое-что понять. На самом деле у многих (не у всех, конечно) подростков в какой-то момент возникает такая мысль "что угодно, но только не жить так, как мои родители и вообще как все эти мещане вокруг".
Например, у героини книги именно это было главным мотивом попадания в наркотусовку. Она описывает, как ехала в метро и глубоко презирала окружающих Spießer (жлобов. бюргеров). И знаете, глядя на этих бюргеров, я ее вполне понимаю. Меня тоже с души выворачивают все эти их газончики, высаженные по струночке, и бдительные тетеньки у окон, которые следят, чтобы упаси боже ребенок не забежал на газон или собачка не пописала на кустик!
Для героини книги наркотусовка была местом, где ее понимают, где у нее есть друзья, компания, "не такие, как все". Нет, со временем до нее доходит, что дружба наркоманов - дело весьма эфемерное, но к этому времени уже поздно, соскочить она уже не может.
На самом деле такое чувство у подростка - "не хочу жить, как все" - совершенно правомерно и нормально.И считать, что "вырастет - перебесится" - глупо. Наоборот, это подросток видит этот мир ПРАВИЛЬНО, а мы, взрослые - просто привыкли к кошмару. Да, в итоге подросток тыкается-мыкается и после какой-то борьбы все равно начинает "жить как все" - ходить на работу, заводить семью, высаживать газончики.
Но это не значит, что подросток поумнел - значит, он просто сдался.
"Жить как все" - это отдавать бОльшую часть своей жизни бессмысленному отчужденному труду (даже если он приносит какую-то пользу людям, он отчужденный, а значит, мучительный). Только для того, чтобы заработать на жизнь. Лихорадочно считать заработанные гроши, брать кредиты, чтобы позволить себе какую-то долю "роскоши" - отдохнуть, например, съездить. При капитализме это еще и участие в конкуренции за рабочее место, за карьеру, топтание ближнего или переживания по поводу, что топчут тебя. Друзья - такие же клуши и жлобы, бесконечно перемалывающие косточки ближнему за стопкой водки. Вот что такое - жить как все. Неужели это нормально? Неужели подростки неправы, когда хотят другой жизни - наполненной смыслом и творчеством, любовью и добрыми отношениями?
Другой вопрос в том, что они еще не поняли - здесь такой жизни нет. Можно создать себе лично "что-то другое", но это требует очень большого труда и борьбы. Либо ухода от мира в той или иной форме.
Эта проблема была, конечно, и у подростков в СССР (потому что отчуждение труда никуда не делось и там, особенно если говорить о позднем СССР). "Не хочу жить как мои родители", ощущение рабства, серости, тоски - все это вполне могло присутствовать. Не у всех, повторяю. Ведь не у всех и родители жили серой жлобской жизнью.
Но во-первых, в СССР или ГДР существовало множество легальных выходов из этого положения. Не хочешь "жить как все"? Можно поехать учиться в другой город на любую экзотическую специальность. Можно поехать на БАМ. Поступить куда угодно - ведь с местами обучения проблем нет, если хочешь что-то сложное, вроде ВГИКа, нет никаких проблем пытаться поступить много лет, полноценно работая в это время (с местами работы тоже нет проблем). Нет проблем и со школьным аттестатом - унифицированное среднее образование дает широчайшие возможности каждому; даже имея в аттестате одни тройки, можно подготовиться к вступительным и сдать их на общих основаниях.
Можно реализовать себя как-то иначе, можно прибиться, например, к туристическо-КСП-шной тусовке, да мало ли чего.
И ДА, таких возможностей для юной жительницы ФРГ просто не существовало. Благодаря помощи семьи, она соскочила с наркотиков и убедилась, что дальше никаких перспектив нет. "Падение" - это на всю жизнь, ей больше не светит ни нормальная школа, ни профессиональное образование - вообще никакое.
Но тем не менее, конечно, бунтующие подростки не всегда ищут сколько-нибудь конструктивный выход (чтобы они его искали, уже нужно определенное воспитание). И в СССР проблема в принципе была той же. Вспомним, например, "Москва слезам не верит", где одна из девушек точно так же "не хочет жить. как все" и говорит: "через год купят холодильник, потом телевизор... тоска!" - необычно счастливую жизнь она видит в замужестве за "великим мужчиной".
Естественно, в позднем СССР многие пытались найти выход также и в алкоголе или наркотиках.
Только героин был практически недоступен, да вообще ничего не доступно особо - поэтому обходились клеем и димедролом.
Это не разрушало здоровье окончательно, и понюхав клей пару лет, юноша вполне мог осознать бессмысленность сего действия и заняться, наконец, чем-то конструктивным - тем более, что воможностей для этого было вагон. Да обычно и сами эти "наркотики" не отвлекали парней от школы, училища и нормальной жизни, а были разве что дополнением.
В Западном же Берлине спрос подростков на красивую жизнь легко удовлетворялся - деньги легко заработать проституцией, героин купить - как нечего делать.
Свобода, что ни говори. Не тоталитарный же режим!
Кстати, интересен вопрос, почему так. Хотя ФРГ, конечно же, не "тоталитарный режим", но полиция там работала достаточно четко, особенно в описываемое время (в книге это тоже упоминается) - время РАФа. Пожалуй, полиция ФРГ в те времена была значительно эффективнее советской милиции. Наркоторговля была запрещена, кто-то получал за это срока. Так почему же эффективной полиции ФРГ не удавалось искоренить сие зло, а советским силовым органам - удавалось?
А это вопрос бизнеса. И наркоторговля, и проституция - вполне себе развитые отрасли капиталистической экономики. Пусть и неуважаемые. И если рядовой дилер легко может попасть в тюрьму за свои действия, то корни финансовых потоков, которые формируются производством и продажей наркоты, уходят в такие высокие сферы, что никакому контролю государственных органов они уже недоступны. Конечная прибыль от всех этих гешефтов поступает, вполне вероятно, уважаемым и высокопоставленным людям, приличным миллиардерам, "эффективным бизнесменам" и возможно, политикам. Естественно, эти деньги отмываются, доходы легализуются. Но проследить эти цепочки вряд ли возможно.
А при социализме этого просто нет. Нет вообще, как явления. Да, в 80-е, по всей видимости, эти отрасли тоже начали развиваться в теневой экономике - но пока еще только в теневой.
Но сам социализм эти отрасли частного "свободного и эффективного" предпринимательства просто исключает. Так же, как и все остальные, связанные с эксплуатацией человека человеком.
Поэтому и борьба милиции с наркоторговцами была достаточно эффективной, и переловить "бинесменов", делающих гешефт на конопле, было вполне реально.
До определенного времени, конечно - пока не рухнул социализм.
Journal information