Вот он как раз, со своих - скорее охранительских - позиций хорошо сформулировал проблему, хорошо известную левым, проблему возможностей народной демократии.
Про держание людей за дураков
В политических дебатах такое очень любят использовать. Тот, против кого это применили, сразу должен начать оправдываться, рассказывать, что не держит людей за дураков, ни-ни-ни, ни в коем случае.
....
Слушайте, а ведь да. Я держу людей за дураков. И это у меня не поза, не чтобы спровоцировать возмущение пишу - ну, просто действительно так и есть. (Ясно что не всех и не вполне, но подавляющее большинство - да.)
Мало того. Вы, читающий эти строки, тоже скорее всего держите людей за дураков.
Далее рассказывается о том, почему люди именно в массе своей не отличаются глубоким интеллектом и способностью принимать решения. И кстати, это совершенная правда. Это именно так и есть.
Есть разве что избранные, отдельные люди - ну может быть, не так мало - которые хоть как-то были бы способны принимать участие в управлении хоть чем-нибудь, не говоря уже - страной.
Я даже добавить могу многое. В Германии я вообще с оторопью узнаю порой удивительные факты: то, что люди практически с высшим образованием не знают, например, что такое Чернобыль. Или даже Хиросима. Вероятно, они это когда-то слышали в школе, но забыли. Во время же моего обучения в профессиональной школе я сделала много удивительных открытий. Например, выяснилось, что лучший знаток немецкой истории - это я (мы изучали историю немного, чтобы быть в курсе, что там с нашими пациентами в жизни приключалось). Многие не знали, когда началась 1-я мировая война, о немецкой революции вообще не слышали. А одна дама (кстати, у нее был абитур, то есть наивысшее возможное школьное образование) заявила, что "наци" происходит от слова "нарцисс", потому что Гитлер страдал нарциссическим расстройством (последнее, очевидно, она почерпнула из какой-то телепередачи, тема-то модная сейчас).
О химии и физике я уже молчу. Например, доцентша в школе попросила меня коротко объяснить остальным строение атомного ядра. А то же никто не в курсе, что это вообще такое. Мало того, некоторые даже не знали (это, конечно, с низшим школьным образованием), что человеческое тело состоит из клеток.
О том, что многие не умеют посчитать проценты от какого-то числа - я тоже уже молчу.
На этом фоне наши люди, получившие образование при социализме, как правило, чувствуют себя как Алиса Селезнева.
Конечно, я не думаю, что знания общих фактов так уж исключительно важны. Но есть какие-то общие знания (и к ним относится строение ядра и главнейшие исторические даты), без которых вообще нельзя мыслить. И соотвественно, они и не мыслят. Или процесс мышления для них исключительно сложен - хотя на работе они при этом могут отлично функционировать, коммуницировать с коллегами, выполнять задачи чистенько, быстро и аккуратненько. Но любая задача, требующая нешаблонных действий, вызывает тяжелый стресс. И решается неправильно.
Да, я тоже, если честно, держу людей за дураков. Я не понимаю, что замечательного в том, чтобы провести, например, ночь в баре, не разговаривая ни о чем (да и как - при всей этой музыке); что интересного в том, чтобы читать Бильд, а особенно - верить ему, не задавая вообще никаких вопросов. Как можно верить безоглядно и повторять то, что говорят по телевидению. Разумеется, все это есть и в РФ.
Конечно, при этом всегда возникает вопрос - а ты-то сам кто, ты - считаешь себя умным? Ну что ж, возможно, ни я, ни этот френд - тоже не являемся достаточно умными. В конце концов, в интернете я встречала множество людей. обладающих куда большими знаниями, чем я (хотя эти знания тоже не спасают от тяжелейших заблуждений). Да и легковерностью в свое время я тоже отличалась. Каким образом это меняет проблему? Никаким.
Проблема же вот в чем: левые и коммунисты всегда считали, что нормальное состояние общества, к которому следует стремиться - это широчайшая народная демократия бесклассового общества. Коммунизм предполагает такую демократию, без нее коммунизм невозможен. Но если найдутся технические способы дать участвовать в управлении всем вот этим людям... а смогут ли они вообще как-то более или менее хорошо сами собой управлять? При том, что см. выше - люди в массе своей именно неумны и легко поддаются манипулированию.
Эта проблема может быть решена тремя путями.
ОДин путь - путь, по сути предлагаемый нам сегодня, буржуазным эксплуататорским строем - как раз озвучивает упомянутый френд:
На мой взгляд разумная система управления представляла бы собой такую, своего рода просвещённую диктатуру. Диктатуру вовсе не обязательно одного человека и даже лучше чтобы не одного. Диктатуру довольно даже широкого (порядка нескольких тысяч) круга людей, причём круга такого, полуоткрытого. То есть такого, который исторически сформирован и самовоспроизводится, но в который вполне можно благодаря тем или иным заслугам и/или способностям войти - это предохраняло бы от загнивания.
Причём в идеале эта диктатура должна быть неявной. Ну, то есть чтобы вслух, публично, она не называлась диктатурой, а наоборот апеллировала к народу, рассказывала, что мнение народа учитывается и даже является решающим. Чисто из вежливости хотя бы. Людям так будет просто легче и приятнее подчиняться.
А реально этим народным мнением либо манипулировали бы, либо пренебрегали, либо при необходимости так или иначе его подделывали. Хотя в какой-то разумной мере и учитывали - почему бы нет, это вполне разумно. Мнение народа имело бы такой, своего рода консультативный голос.
Причем в конце он замечает, что так оно сейчас по сути и есть. То есть сейчас мы живем фактически при идеальном, с его точки зрения, строе.
То есть нормой является ВРАТЬ людям, рассказывать, что "их мнение учитывается", но на самом деле - управлять с помощью диктатуры, манипулировать. Это нормально. Это хорошо. Деление людей на элиту и управляемое быдло - это хорошо. Так всегда и будет. Ничего сделать нельзя. Все остальное будет только хуже.
Второй путь нам предлагают различные левые неавторитарии, анархисты и сторонники "прямой демократии".
Нужно совершенно честно не держать людей за дураков и дать им возможность "управлять самим", независимо от их нравственного и умственного уровня. Прямая демократия прямо вот здесь и сейчас! (да и вообще - как низко и некрасиво намекать на чужую умственную неполноценность! Ведь это не умственная неполноценность, а альтернативная одаренность!)
"Сталинизм" - это ужасно, потому что вместо управления народа (или рабочих) получилась диктатура партии! Когда спрашиваешь, как конкретно они представляют себе народное самоуправление - выясняется, что примерно так же, как оно тогда и выглядело: как представительскую советскую демократию. Тогда в чем проблема? "Пришел злой Сталин и всех подмял под себя"? Но выходит, что эта советская демократия оказалась не способна защитить себя от такого "подминания"?
Об этом пути и хотелось бы что-то сказать, да трудно, поскольку он пока еще нигде и никак не был осуществлен. Более того, он вообще не может быть осуществлен: как только люди начинают "управлять сами", из их среды автоматически выделяются лидеры - не обязательно умные, но обязательно горластые и манипулирующие. И дальше уже все идет по накатанной дорожке. Возможна ли другая ситуация? Ее никогда не было - и вероятно, никогда не будет. То есть этот второй путь полностью утопичен.
Третий путь - это, как всегда, "то, о чем так долго говорили большевики". Я, конечно, о знаменитой цитате Ленина (знаменитой благодаря тому, что ее разнесли по свету в резко искаженном виде):
«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством.. Но мы [...] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
"Удержат ли большевики государственную власть", 1917.
Собственно говоря, из этого следует все остальное. И то, почему советский массовый человек в итоге хотя бы представляет себе строение атома - а западный нет. И преимущество советского образования по сравнению с другими (в первую очередь это преимущество состоит в энциклопедичности, универсальности, в подготовке именно к глубокому мышлению) - и для чего, собственно, это образование большевиками создавалось. Хотя, конечно, в силу причин, о которых надо говорить отдельно, и эта задача до конца выполнена не была.
Я догадываюсь, что сейчас повалит масса иронических комментов о том, что образованные якобы советские люди в 90-е кинулись заряжать воду и верить Резуну и любым гадалкам. Но поверьте, неслыханная популярность всех этих лжеучений - хоть различных видов эзотерики, хоть Резуна или Фоменко - это как раз свидетельство того, что советские люди в массе своей именно что БЫЛИ образованными, у них был интерес к миру, к строению вселенной и общества; они были способны читать и увлекаться текстами. Те баталии, которые полыхали в интернете в конце 90х, и которые сейчас постепенно сходят на нуль - это как раз свидетельство того, что те люди МОГЛИ БЫ и управлять государством, что у них был интерес и достаточно знаний для того, чтобы хотя бы оценить логику различных учений и представлений, сравнить их, приложить к реальности и сделать какие-то выводы. Другой вопрос, что утеряна была научно-материалистическая картина мира, и о причинах этого нужно говорить отдельно. Но да, советские люди в массе именно были умнее.
Однако даже если абстрагироваться от прошлого, очевидно, что решение проблемы народной демократии лежит именно в этом. Это - тот самый срединный путь, который может привести к успеху. Нет, не каждый сейчас может носить огнестрельное оружие и управлять государством - но со временем это станет возможным. Если планомерно повышать культурный и образовательный уровень, обучать мышлению, и особенно - учиться управлять на всех уровнях; вовлекать людей в управление начиная с самого низового уровня, с предприятия или школы. Детям в школе давать серьезные жизненные задачи для совместного решения (на этом, собственно, и построена педагогика Макаренко - самоуправление с задачей производительного труда).
Так что у нас, коммунистов. есть решение этой задачи - одновременно этичное, честное, без вранья и манипуляций - и в то же время вполне реалистичное.
А у вас оно, это решение, есть?
Journal information