Меня тут в комментариях к ХЗ недавно обвинили, дескать, то у нее религиозные заскоки, и она пишет "Ликей", то она, видите ли, марксизмом увлеклась. Ну я понимаю, что тяжело так жить читателю - полочек в голове немного, порядок наводить замучаешься. Только успел некую Завацкую засунуть на полочку "православные закидоны" (или по желанию "Истинно-религиозная литература"), а тут через 10 лет выясняется, что она уже, оказывается, и никакая не религиозная. Тьфу ты! Так и хочется послать по матушке сделать какой-нибудь глубокомысленный вывод вроде "ну теперь она в секте марксизма, сменился только объект поклонения", и конечно же, "посмотрим, чем она дальше еще увлечется".
Я понимаю, что на чужой роток не накинешь платок, да, я забиваю на все это. Но по этому поводу хочется написать, как же оно обстояло у меня на самом деле.
Не знаю, почему у меня так сложилось, да и неинтересно это. Но дело в том, что я начала как-то осмысливать мир лет с 11. И вот тогда у меня стало формироваться коммунистическое мировоззрение. Нет, думаю, не только потому, что альтернатив вокруг не было. Другие-то находили что-то. И уж убежденными коммунистами дети в мое время вообще не вырастали, в моем окружении таких больше не было.
У меня белая этика базовая (евпочя), так что это убеждение у меня стало формироваться на этической основе. Я мысленно оценила всю проходящую через меня информацию - о пионерах-героях там, о Блокаде Ленинграда, о Ленине (нет, его трудов я еще не читала), о Че Геваре, о Латинской Америке в целом (была у меня такая шиза в юные годы), и мне как-то стало понятно, что есть добро, а что есть зло. К чему надо стремиться, а чего избегать. На какой основе строить жизнь.
И это у меня было до 18 лет. То, что вокруг было мелкобуржуазное болото, переходящее уже в откровенно перестроечное, мне не мешало. Я была девочкой книжной. Ну и что - а вот в Латинской Америке зато все круто! Это подтверждали и письма кубинцев, с которыми я переписывалась.
В 18 лет у меня произошел перелом ("мы прозрели, мы прозрели"). История совершенно типичная. Лживая информация, данная в "Архипелаге" известного писателя, заставила меня пересмотреть свои взгляды. Ведь я к этому отнеслась как к научной информации. При этом скажем, Шаламов, Лев Разгон и все прочее меня особо не смущали, так как сложность проблемы мне была понятна с детства - у меня дед (пусть неродной) тоже сидел в конце концов. Но это описания личного опыта. А у СоЛЖЕницына - массив информационных данных, с цифрами и т.д.
Пришлось все на хрен пересчитывать.
Пересчеты дали понятный результат: при описанных СоЛЖЕницыным масштабах "ужасов-ужасов" социализм не имеет смысла, марксизм не имеет смысла, герои были просто дураками, в общем, все, туши свет, сливай воду.
Это было нелегко. Не хотелось жить. Но я была молодая, я все преодолела.
Я только не получила от диссидентов внятного ответа на вопрос "как жить в обществе, куда должно двигаться общество". Все предлагаемое ими меня не устраивало, потому что о капитализме у меня тоже уже было достаточно информации.
Поэтому я несколько лет жила исключительно частной жизнью - лубофф там, семья, дети... по ходу меня увезли в Германию. Нет, это не принципиально - жить в Германии, просто так получилось, муж, все дела. Сопротивляться было невозможно, да и собственно, зачем?
Но как-то так вот получилось, что я все равно не могла не думать об обществе в целом. Как оно функционирует? Как добиться счастья для всех? Ну не знаю, почему у меня такие мысли! Наверное, это болезнь такая.
Те, кто помнит это время, знают, что постсоветские люди были сильно подвержены влияниям как религии, так и различных сект, порой самых сумасшедших. Я не стала исключением. Шизофреническая каша в голове, которая возникла у нас в результате катастройки, вот все эти разоблачения - сыграли свою роль. Ведь удары были нанесены буквально по всему нашему мировоззрению, ничего же не оставили нетронутым, и Александр Матросов пьяный поскользнулся, и Зоя просто дура, и Ленин сифилитик. Даже нельзя было хотя бы сказать "ну ладно, люди искренне воевали за свою страну, хотя правительство было ужасное" - нет, даже и Людей-то среди советских не было, все вранье, ну вот все вообще.
А взамен что? А ничего. Ноль. Позитива никакого. Идите вон, колбасы нажритесь и успокойтесь уже.
Такие удары, такая разруха - все это не проходит даром. Естественно, поставлены под сомнение и материалистические основы мировоззрения. А еще надо добавить, что моя семейная жизнь проходила рядом с деструктивной личностью, и если первые годы мой мозг, самооценка и прочее разрушались незаметно, скрыто, то в дальнейшем все это перешло в острую фазу. То есть это была не жизнь, а борьба за выживание и за то, чтобы у детей было какое-то нормальное детство. В этих условиях меня действительно выручила религия. Сначала это была эзотерика (тем более, что ею баловался как раз муж), затем - об этом я написала книгу - в результате разных событий я перешла в католицизм, и года примерно четыре была практикующей католичкой. Примерно десять лет назад это закончилось. Так что опасаться того, что у меня будут "новые увлечения", бессмысленно. Единственное, что может хотя бы теоретически произойти - полный отказ от какой-либо общественной деятельности и общественных интересов. Но пока я себе этого никак не представляю.
Надо добавить, что религия и все прочее у меня было "по ходу дела", параллельно. По факту же с 2000 года (то есть через пару лет уже после того, как я снова стала интересоваться обществом и его изменением) я участвовала в форуме Кара-Мурзы, и у меня тогда уже возникло мировоззрение, за которое меня начали обзывать "сталинисткой". С 2000-го года меня так называют, товарищи. Мне стыдно, что не раньше - но вот так получилось.
Конечно, это было еще эклектичное мировоззрение. "Ликей", который я написала тогда же - как раз направлен в основном против искажения советской истории, против превращения России в раздробленные кусочки "третьего мира" с дикими туземцами. В 2000 году это было актуально (опубликован на бумаге роман только в 2006). Сейчас уже нет. Потом, будучи активной католичкой (т.е. я принимала Таинства, тусовалась в основном с католиками, ходила в паломничества, читала много религиозной литературы, воспитывала детей на всем этом), я написала даже не один роман, а целую серию романов о христианском социализме. То есть вот это то, что меня интересовало реально, и во что я в нашем земном мире верила. Социализм, как в СССР - но только еще с церковью.
Со временем мне стали ясны следующие вещи: 1. Надежда на то, что церковь когда-либо станет революционной или хотя бы реформирующей силой - абсолютно бессмысленна. 2. Этика революционеров и героев. погибших за народ, которую мне преподали в детстве - выше любой христианской этики. Это также подвиги мученичества и самоотверженности, но - без личного расчета на Царствие Небесное, и, собственно, как в Евангелии- это любовь, выше которой нет ("отдать жизнь за други своя"). Разумеется, я и сейчас считаю Евангелие великолепным философским и этическим произведением, а заложенные в нем идеи - ну впрочем, об этом надо говорить отдельно.
И да, я и сейчас плачУ церковный налог. Я состою в Католической Церкви. Никаких "скачков" у меня не было. А вы не знали? Ну вот знайте.
Конечно, я не Зюганов, с Пасхой не поздравляю. Все сложнее гораздо.
И нельзя читать Евангелие, воспринимать его всерьез - и вести себя в жизни так, как предписывает церковь.
Да, предупреждаю -религиозные срачи я не веду и вести не буду. О вере или ее отсутствии говорить не буду. Это никого не касается.
Религиозные ритуалы я не соблюдаю, литературу больше не читаю.
После развода, после решения своих личных проблем хотя бы в какой-то степени, я нашла в себе силы заняться политической работой, я несколько лет занималась активизмом среди социал-демократов в Линке, потом ушла к коммунистам. Мой стаж пребывания у коммунистов намного превышает таковой в пресловутых "сектах", и никаких признаков разочарования у меня нет и не предвидится. Если будут - я сообщу :)
Извините, что так долго занимала вас своей персоной, спасибо, если кто дочитал. Просто хотелось уже наконец расставить точки над и, чтобы избавиться от ненужных обвинений.
Journal information