В немецких учреждениях по уходу (неважно - за престарелыми, психически больными, инвалидами), кроме самих специалистов по уходу, работает социальная служба. На мой взгляд, неудачное название. Это - служба, которая занимается, так сказать, душами подопечных - их развлечением, занятиями, организацией праздников и экскурсий, развитием.
Мой диплом позволяет мне работать и в такой службе; это образование "уход за престарелыми", которое в ближайшие годы собираются отменить, как раз включало в себя не только уход, но и частично - социальную сторону, развлечения-развитие. Я даже работала в такой службе и до школы, и одно время (замещала отсутствующих) после нее. Это интересно, это очень творческая работа, не говоря уже о том, что она намного легче физически, чем уход, там нет ночных смен и ответственности. Наверное, если бы я продолжала там работать, продолжала образование в этом направлении, обо мне не говорили бы гадостей про жопы, и вообще я в России считалась бы интеллигентным человеком :) Социальный педагог типа. Ведь в России, по-моему, вообще принято считать, что любая работа руками презренна (даже если она включает и работу головой), а любая работа типа "сидеть перед группой и вещать что-то" - высокоуважаема.
Но я вполне сознательно выбрала уход, и у нас практически все коллеги тоже выбрали его сознательно.
Но я сейчас о социальной службе. В ней у нас работают самые разные люди. Это - социальные педагоги с высшим образованием; это уходчики, которые не хотят или не могут (проблемы со здоровьем) работать дальше в уходе. Это эрготерапевты. И наконец, просто люди с образованием в течение 8 недель под странным названием "опека и сопровождение дементных" (кстати, когда-то я тоже на всякий случай закончила такой курс). Последних большинство, так как им мало платят.
Глядя на работу нашей социальной службы, я не вижу никакой разницы между образованными и малообразованными. Руководит у нас этой службой тетенька с очень небольшим, годичным образованием по уходу. Просто благодаря своим личным качествам, умению командовать и близости к начальству. Социальный педагог с в/о ей почему-то подчиняется. В остальном иерархии у них нет, все делают одно и то же, разве что в компьютер вносят сообщения под разными рубриками.
Что конкретно делает социальная служба? Ее работа, безусловно, очень нужна и полезна. Ежедневно они проводят общие мероприятия для жильцов учреждения. Это - гимнастика, различные игры, например, это может быть сидячий футбол или сидячие танцы; раз в неделю "тренировка памяти" (это такая специфическая работа, в которую здесь нет смысла углубляться); это настольные игры, рисование, разные поделки к праздникам. Они же организуют раз в неделю богослужение, священник приходит к нам. Раз в две недели приходит женщина с собаками-терапевтами и другими зверьками.
Кроме того, они же проводят индивидуальные мероприятия - посещают лежачих, читают им вслух, проводят беседы. Вывозят гулять на улицу.
В их задачи входит организация праздников. Иногда - какие-нибудь поездки и экскурсии.
Они же кормят тех, кто сам не ест, но к сожалению, они делают это все меньше и меньше, это занятие отнимает у нас очень много времени, а социальная служба заявляет, что это не их задача.
Я замечаю, что действительно в их случае формальное образование никакой роли не играет. Здесь гораздо важнее сама личность.
Потому что для социального работника нет каких-то установленных обязанностей, которые необходимо выполнять, которые можно проконтролировать. Никто не может заставить тебя в карнавальное время прийти в забавном костюме. Никто не может проконтролировать, как ты смеешься, шутишь, играешь, поднимаешь людям настроение. Какие критерии могут быть для официальной оценки всех этих дел? Никаких. Клоуном или "жилеткой" для жалоб можно быть только добровольно и по вдохновению. Веселым массовиком-затейником - только от избытка радости и желания поделиться ею с другими.
Поэтому социальный педагог с дипломом может ходить с унылой физиономией и проводить положенные "беседы" для галочки. А человек с 2хмесячными курсами - быть солнышком и рассыпать вокруг искры радости, дурачиться, приходить одетым в шутовской колпак. Никто не может заставить креативить, придумывать необычные игры и интересные занятия. Нельзя проверить количество эмпатии.
К сожалению, конкретно в нашем учреждении с социальной службой дело обстоит не очень. Вот они провели праздник карнавала. Собрали в общий зал жильцов, рассадили за столы. Дали по куску торта (пироги и выпечку жильцы и так получают каждый день к кофе). Спели пару песен, большую часть из которых никто не знал. Да, раздали слова - но наши люди в основном уже не могут читать. Пришла приглашенная группа детей и станцевала один танец. Всех развезли по отделениям. На следующий день устроили скандал службе ухода за то, что "людей было слишком мало, не всех подняли из постелей" (а если они не хотят?)
Одна из наших ассистенток по уходу вечером спела со своим отделением всем известные карнавальные песни, чтобы хоть как-то создать ощущение праздника.
Поскольку я в этой службе поработала, я понимаю, в чем дело: дело в том, что в Германии очень хорошо развита бюрократия, контроль и система оценки работы. Во многих случаях эта система контроля незаменима. Социальную службу она просто убивает.
Фактически из страховой кассы на каждого жильца выдаются определенные деньги, так как каждый имеет право, к примеру, на 1 час социального обслуживания в неделю.
И вот наша соцслужба работает таким образом: еженедельно они должны охватить всех жильцов "обслуживанием" и написать отчет о том, как был проведен этот конкретный час.
Собственно, по тому же принципу работает и уход, его финансирование и контроль проводится так же. Жилец А должен получать 5 часов обслуживания в день, а жилец Б - 1 час. Но мы в уходе просто вынуждены крутиться, делать одно, а писать - другое, ибо если жилец Б всю ночь не спит, раз двадцать просится в туалет и еще двадцать раз его надо успокоить и уложить, то никак в час обслуживания не уложиться; а откуда берется это лишнее неоплаченное время на Б? Да из того рабочего времени, которое касса платит на обслуживание А. Впрочем, это другая тема, о которой надо писать отдельно. Словом, мы крутимся и действуем по потребности.
Социальная же служба у нас функционирует идеально. Работник за смену должен охватить "обслуживанием" 10 человек, к примеру. Из этих десяти четверо вовсе не хотят разговаривать или чем-то заниматься и желают только, чтобы их оставили в покое. А другой, уже "обслуженный", рвется на волю в пампасы или все время рыдает и не хочет жить, и с ним бы как раз надо посидеть, поговорить, погулять - но лимит времени на него исчерпан. И социальная служба им не занимается, а идет заниматься теми, кому они на фиг не нужны, но на кого еще есть неиспользованный лимит времени. Чтобы потом написать правильный отчет в компьютер. Чтобы проверяющая комиссия восхитилась этими отчетами.
Шеф доволен работой социальной службы, поскольку эта работа приносит ему лично конкретный результат - отличную оценку проверяющей ежегодной комиссии.
Жильцы же наши довольствуются тем, что есть.
Отдельная проблема - полная некомпетентность соцслужбы в работе с дементными и тяжелыми пациентами. Ну что можно там сделать после восьминедельных курсов, это же бред. Хотя даже на таких курсах можно было бы научить, например, работать с органами чувств - запахами, тактильными ощущениями, музыкой и т.д. Я уже не говорю о концепции базальной стимуляции, о валидации дементнх и т.д. - ладно, это сложно.
У меня была когда-то такая подработка - я должна была организовать занятия два раза в неделю индивидуально с женщиной, парализованной, дементной и слепой. И чем-то же надо было ее 3 часа занимать!
Тут требовалось реально напрягать фантазию - одним чтением вслух не обойдешься. Я устраивала ей музыкальные игры и викторины, опознание запахов и звуков, тактильные игры (например, на ощупь определять предметы и поверхности), вывозила на прогулки, организовала поездку в театр. К счастью, существует много пособий и сборников на тему, как занять пациентов. Не могу сказать, что мне это не нравится. Это увлекательная, творческая работа. Еще интереснее было с группой, особенно потрясает работа с биографией - там такого наслушаешься! Даже от слегка дементных. Люблю проводить групповые игры (по типу "городов", таких игр существуют десятки).
Но в нашей службе по-настоящему развернуться просто невозможно - тебе выдают список "на обслуживание", и ты должна идти к этим людям и порой тупо сидеть и беседовать о чем-то, хотя это очень глупо - ведь мы и так разговариваем, просто встречаемся в коридорах и непрерывно разговариваем, а уж во время ухода тебе выболтают такое, что никому никогда не говорили.
Поэтому в существующей системе я однозначно выбираю уход. Это реальная работа с людьми, и ориентироваться при этом надо на их потребности, а не на требования комиссии в первую очередь.
К тому же, никто не мешает и в уходе в свободную минутку и поговорить, и развлечь пациентов. Чем я с удовольствием занимаюсь порой.
А соцслужба у нас - это пример того, как бюрократическая система оценки убивает все живое, как благодаря ей выживают из системы действительно ярких энтузиастов (несколько таких у нас уже были вынуждены уйти), и встраивают весьма недалеких и лишенных эмпатии "тружениц социальной опеки", способных зато писать отличные отчеты.
И выхода реально я как-то не вижу - разве что изменение системы оценки. Но она завязана при капитализме на финансирование, и никто менять ее не будет.
Journal information