Ну и я присоединюсь, раз так.
Как правильно написал товарищ Коммари, любое понятие может браться только конкретно-исторически, то есть "патриотизм вообще" - это абстракция, к тому же зачастую крайне сомнительная. Должен ли быть патриотом Германии проживающий в ней китаец? Какой страны патриотами должны являться жители спорных областей, которые переходили из рук в руки - скажем, Верхней Силезии, Саарланда или, пардон, Крыма? (в последнем случае вы скажете - конечно, России, но ведь укроамериканцы придерживаются ровно противоположного мнения).
У Пуффинуса опять смешно. Патриотизм - от понятия гражданственности, возник он только во время Великой Французской революции (видимо, про Жанну Д'Арк ничего не слышали), поэтому можно быть патриотом любой страны (например, Франции во время ВФР, когда считалось нормальным посылать оппозицию на гильотину, да и вообще народу перебили полно), но нельзя быть патриотом России, потому что там рабство (без разъяснений. Оппозицию в России ныне даже не казнят, но все равно - рабство). Это уже напоминает навязчивую идею.
Но это все неинтересно, а интересен патриотизм советский. Который есть у нас, людей, считающих себя советскими. У нас такое самоопределение, и да, у нас советский патриотизм.
Для того, чтобы понять, что это такое, надо определить, что же такое Советский Союз, и в чем заключается советский патриотизм. А то вот Якобинец, например, придумал какой-то собственный Советский Союз, где якобы высочайше установленное мнение, начиная со Сталина и по Горбачева включительно, было совершенно иным, обратным: в период отсутствия СССР надо быть патриотом России, уж какая бы она ни была.
В принципе, с Якобинцем согласны и те, кого он иронически называет "русскими антифашистами". Полно таких любителей "СССР-2061" или "СССР-2,0", для которых путинизм - это прямая столбовая дорога к коммунизму, во всем виноваты чурки и жиды, ну и вообще за неимением СССР-а будем уж любить часть территории, на которой он когда-то располагался, потому что положено же что-нибудь любить... а-а... мы русские!... мы завоюем весь мир! Наливай!
Здесь, как это часто бывает, крайне левые смыкаются с правыми (недавно мы разбирали аналогичный случай в Германии, тоже интересно, может, напишу об этом) и рассматривают одну и ту же картину мира. Только правые - позитивно, а левые - отрицательно.
Но и Коммари, на мой взгляд, не додумал, когда написал, что любил Родину, которая была "от Львова до Кушки и от Таллина до Владивостока", а теперь она вроде поменьше стала. Думаю, он имел в виду не это, но написал так, что получилась уязвимая позиция - ну и что ж, что поменьше, теперь не любить ее, что ли?
А дело-то ведь вовсе не в территории.
Реальный СССР - это первое в мире социалистическое государство. Не идеальное, с ошибками, с кучей проблем. Но таки социалистическое государство, которым оно, несмотря на ревизионизм, оставалось вплоть до 90-х.
Чем отличается социалистическое государство от капиталистического? В последнем правящий класс - буржуазия, и оно, государство, создано ради ее интересов и служит этим интересам. Не надо обманываться тем, что "ну оно же и пособия дает". Оно дает пособия для того, чтобы буржуазии было удобнее контролировать рабочий класс и люмпенов, пособия - это жалкая подачка, выделенная из того богатства, которое рабочий класс создал. Тут, пожалуй, даже Пуффинус в чем-то прав - какой может быть патриотизм у пролетария по отношению к капиталистическому государству, когда это - инструмент его рабства?
СССР, как социалистическое государство, был создан и существовал в интересах рабочего класса, который там был правящим. Это была наша страна. Это мы там делали ракеты и перекрыли Енисей. Никто там прибавочную стоимость в карман не клал, а государство пускало эти деньги на вот те как раз ракеты, городской транспорт и пионерские лагеря, на развитие науки (несравнимое с нынешним в РФ) и так далее.
В общем, подробнее на тему социалистического патриотизма и того, как следует относиться к государству капиталистическому - см. прекрасную статью товарища http://remi_meisner.
Что же считалось патриотизмом в реальном, а не придуманном Якобинцем и "антифашистами" СССР? Непонятно, откуда взята идея, что "за отсутствием СССР надо быть патриотом России". Что, вот так прямо где-нибудь, в каком-нибудь фильме или газетной статье говорилось, что вот мол, не будет СССР, так будьте на худой конец хотя бы патриотами России? Уверяю вас, опция "не будет СССР" в СССР не рассматривалась. Вообще. Только разве что следователями органов в качестве вражеской пропаганды.
Вероятно, подразумевается то, что в СССР не отвергались целиком все достижения Российской Империи, и даже Суворов считался великим русским полководцем.
Но это отнюдь не равно "прославлению русского патриотизма". Суворов считался великим как "хороший специалист". Аналогично Менделеев считался великим русским химиком, Достоевский (несмотря на консервативные взгляды и даже "Бесов") великим русским писателем, а к примеру, Низами - великим азербайджанским поэтом.
За что и почему Суворов воевал - особо не выпячивалось. Ну да. "Учил Суворов в лихих боях держать во славе российский флаг". Но это - профессионализм военного, это часть его задачи. Подражать монархизму Суворова никто никогда не предлагал, а вот защищать (уже социалистическую) Родину предлагалось "по-суворовски". То есть мужественно и профессионально.
Почему так делается при социализме? Потому что национальные культуры при социализме расцветают, и трудящиеся получают полную возможность гордиться теми из своих предков, кто сделал что-то хорошее, внес вклад в мировую культуру, в науку, и даже в военное дело.
"Быть патриотом России в отсутствии СССР" - здесь вообще ни при чем, никоим боком.
Еще такой интересный вопрос. Мне лично неоднократно писали, что "в СССР меня бы расстреляли" и я была бы "предателем Родины", ведь я живу не на Родине.
Как же обстояло дело в реальности в СССР по отношению к тем, кто живет не в его пределах? Действительно, эмигрантов в капиталистические страны (да еще сознательных) мягко говоря, не любили, о них писали всякие нехорошие вещи, насчет расстрелов - не знаю, конечно, но предателями они действительно считались.
Но. Предположим, девушка полюбила кубинца и уехала к нему на солнечный остров Свободы строить социализм. Или полюбила немца из ГДР и уехала к нему, например, в Дрезден. Осуждались в СССР подобные случаи? Да нисколько. Можно даже уехать в развивающуюся страну социалистической ориентации. Причем я специально говорю не об инженерах и врачах, которые ездили в другие страны помогать, а именно о переселении на ПМЖ, например, в связи с замужеством.
Да никаких проблем вообще. Пожалуйста, едь. Все нормально.
То есть проблема не в том, что человек обязательно должен "мучиться вместе с нами" и пребывать на вот этой территории, а иначе - предатель, а проблема в том, какой путь для себя избирает человек - капиталистический или социалистический. На какой строй работает.
Тем более, что переехавшие в кап.страны как правило сразу же начинали даже не просто устраивать свою жизнь, а конкретно работать против СССР. Мне рассказывали старожилы - когда во времена Холодной Войны из СССР кто-то (да еще интеллигентный) переселялся, ему тут же предлагали работу на соответствующих радиостанциях, в пропагандистских газетах и прочих СМИ. И отказаться эмигранту, у которого ничего нет - довольно трудно. Да многие и с рвением кидались вести такую пропаганду. Кто же они, как не предатели СССР?
Если представить гипотетическую ситуацию, что вот такой человек раскаялся, вступил в местную компартию и так далее - ну скорее всего, на него бы вышли представители советской разведки, и он стал бы не предателем, а нашим человеком в тылу врага. Что тоже, разумеется, не осуждалось, наоборот, такие люди считались героями или по крайней мере "искупившими вину".
То есть речь шла о войне между капиталистической и социалистической системами, а на войне бывают и предатели.
А к месту жительства в СССР совершенно фиолетово относились. Какая там привязанность к месту жительства, когда твои предки жили в степях Казахстана, родители закончили Московский и Киевский вузы, познакомились вообще в ГДР, где отец служил, а ты родился, к примеру, в Ташкенте? К чему конкретно привязываться? И предполагалось, что со временем социалистическим станет весь ЗШ, и тогда в принципе никакой разницы - где жить, не будет, хотя национальные границы еще какое-то время будут сохраняться. И уже внутри социалистического сообщества переезд из одной части в другую никаким "предательством" не считался, это абсурд просто.
Поэтому: советский патриотизм - это преданность советскому строю, социализму, борьба за то, чтобы социализм, а затем коммунизм, наступили по всей Земле.
Организация, в которой я ныне состою, покорила меня вот чем: на собрании, где я оказалась, один из уважаемых товарищей, немец (причем даже не осси, а коренной западный немец) привел в пример один из подвигов советских танкистов во время ВОв. Эти люди искренне считают своими предками немецких коммунистов-тельмановцев и их братьев - советских людей. Это у них советский патриотизм. ХОтя они никогда в СССР не жили, и даже при социализме не жили, и не русские, а в ряде случаев их деды по плоти даже воевали против русских. Но они - наши люди. Советские. Они мне свои.
А те, кто "любит березки" и ненавидит чурок и мигрантов - они, возможно, русские патриоты, то есть вот той капиталистической России, которая сейчас есть. Но к СССР они не имеют ни малейшего отношения.
Можно, конечно, поизгаляться над тем, как легко, мол. быть патриотом несуществующей страны. Ну в общем-то не очень легко - такой патриотизм как раз ко многому обязывает, не "вообще", а к конкретным затратам времени и денег на конкретную деятельность по восстановлению социализма. Но дело даже не в этом. Мне плевать, как это выглядит в чьих-то глазах. Быть патриотом СССР в отсутствие СССР - значит бороться за социализм.
Что бы там ни думали и ни говорили те, кто смирился.
Journal information