"Это благородное оружие, Люк, из старых, цивилизованных времен".
Мой друг побывал на самом первом показе в Германии по удостоверению прессы и выпустил потом официальную критику по поручению своего начальства. Так вот, он там скромно сообщил, что из всех предыдущих эпизодов фильм ближе всего к четвертому. Я была к этому подготовлена. Но черт возьми, я не ожидала, что он настолько близок к четвертому эпизоду!
Что я могу сказать? Это - наконец-то опять "Звездные войны". То самое ощущение, которое я испытала, впервые в юности увидев четвертый эпизод. Романтика до дрожи, трогательные космические истребители, в которые пилоты забираются по лесенке, гигантские корабли среди звезд, битвы с настоящим откровенным Злом в виде Империи и Вейдера, тоска Люка о большом мире.
Это была светлая и красивая незабываемая сказка. Она коснулась тайных струн души, так, что много-много лет сердце колотится сильнее от первых тактов музыки вступления.
И вот теперь я снова смогла пережить эту сказку, то же замирание сердца, те же самые ощущения. Да, это уже слабее - потому что не в первый раз. Седьмой эпизод совершеннее четвертого, там нет больше этих длиннот, бессмысленных долгих перестрелок или бесконечного крейсера на космическом фоне, он вообще явно лучше технически - но это все равно фанфик, а четвертый - ориджен, четвертый - это было открытие, взрыв, новость, а это... да, очень хорошее, но просто продолжение.
Того, что было придумано в "старые, цивилизованные времена".
Ведь мы помним: двадцатый век был цивилизованным временем. В нем существовала переменная, которую ныне уничтожили - и поэтому весь мир, по обе стороны железного занавеса, верил, что будущее возможно, что космические корабли будут летать в Галактике, что человечество достойно лучшего. Тогда люди - опять же, по обе стороны занавеса - умели мечтать, умели творить. Наука, казалось, вот-вот решит все загадки мироздания и все проблемы человечества. Общество изменится к лучшему. Все люди станут сестрами. Двадцатый век был временем взлета человеческого духа.
Теперь фактор взлета - социализм - уничтожен под рукоплескания карликов, и все, чего ждут люди в наше время, и о чем размышляют в связи с будущим - каким именно будет грядущий апокалипсис. Кончится ли нефть, начнется ли мировая война, упадет на Землю астероид, наступит экологический коллапс? Творческий потенциал расходуется по большей части не на создание нового (а если - то это новое связано с каким-нибудь видом апокалипсиса или же бесплодной критикой общества), а на бережное воссоздание старого, придуманного в древние, цивилизованные времена. Новый Стар Трек. Новые Звездные Войны.
Но впрочем, они хотя бы сумели очень хорошо воссоздать.
Насчет спойлеров - я решила, что пусть они будут. Если вы еще не смотрели фильм, вам в любом случае лучше ничего о нем не читать. Да и неважно это - кто чей сын, и что из чего вытекает, важно - хотите ли вы засорять заранее мозги чужим мнением или же смотреть непредвзято.
Скажем так, для меня фильм явился приятной неожиданностью. После эпизодов 1-3, которые, на мой взгляд, были неудачным нагромождением спецэффектов, этот фильм радует отличным сюжетом, яркими героями, четкой гранью добра и зла (снова, после размытости эпизодов 1-3). Конечно, там очень много играют на эффекте "а помните" - очень-очень много моментов в фильме, когда зрители улыбаются или вскрикивают просто потому, что им напомнили любимые старые эпизоды. Заметим, что в продолжении (которое явно будет) на этих эффектах уже сыграть будет нельзя, придется отыгрывать все по-честному и добиваться катарсиса другими методами.
Очень хорош перс, который воплощает "темную сторону". Это мой любимый типаж зла (весьма реалистичный) -
Многим не понравилась героиня фильма. Мне она кажется совершенно реалистичной, а развитие ее характера - очень логичным. И прекрасно, что она не "красива" в стандартном смысле - из Леи в свое время Лукас пытался сделать стандартную красотку, хотя это и не вышло. Что касается Рей - это девочка, выросшая в тяжелых условиях, в постоянной борьбе за существование, но сохранившая в сердце доброту, верность и любовь. Логично, что она становится на светлую сторону Силы, и эта сторона в ней сильна.
Прекрасно решена проблема, которая занимала меня все предыдущие шесть эпизодов - проблема военной этики, так сказать. В эпизодах 4-6 имперские штурмовики сознательно лишены лица, убивать их - что орешки щелкать. В эпизодах 1-3 создатели пошли еще дальше - теперь герои воюют просто с безмозглыми роботами, ну или с клонами. Противник расчеловечен до предела.
В эпизоде 7 все круто меняется! Более того, решение этой проблемы поставлено в центр фильма. Главный герой - несмотря на шлем, закрывающий лицо, несмотря на воспитание с детства - совершает сознательный, свободный выбор. Вся война сразу приобретает другое значение: да, штурмовики Порядка - это люди; под шлемами скрываются человеческие лица, у них красная кровь, у них есть свобода воли, и они сознательно выбрали быть убийцами. Потому что вот же главгер совершил другой выбор. Убивать их не стыдно не потому, что они "не люди", а потому, что они - сознательные жестокие убийцы.
Отсюда мы можем плавно перейти к теме реализма в фильме. Не только военная этика - там все значительно более реалистично, чем раньше. Кстати, по этой причине (как мы выяснили) моя дочь высказала мнение, прямо противоположное моему: "Фильм хороший, но это не "Звездные войны" - нет того чувства". Для нее ЗВ - это прежде всего эпос, а герои эпоса - это цельные характеры. В Вейдере нет ничего, кроме Зла. Люк, Оби Ван, принцесса - воплощенное Добро, Ган Соло - опять же цельный и последовательный Искатель Приключений. Герои не колеблются, они действуют строго в рамках заданной роли. На этом фоне преображение Вейдера в конце (и то - через смерть) выглядит реальным катарсисом (а мы-то ждали, что просто Добро как всегда замочит Зло).
1-3 эпизоды - тоже недалеко ушли от эпоса, разве что там демонстрируют, что Зло получается от плохого воспитания и юношеских травм, виноват в нем учитель и окружающие плохие бяки, а Добро на самом деле тоже весьма сомнительная штука. Однако характеры по-прежнему однозначны.
А седьмой эпизод - вообще не эпос. Там каждый герой многовариантен, как живой человек. Все полны страха и колебаний. Там не просто "борьба Светлой и Темной стороны силы" в душе, там много разных чувств и побуждений. В первую очередь - страх. Девочка боится собственного внутреннего мира, Финн боится бывших товарищей, Бен боится не стать таким как Дарт Вейдер и вообще не оправдать. Непредставимо, чтобы прежний Ган Соло выдал фразу типа "мы оба должны были переработать эту трагедию, каждый на свой лад". А постаревший (и поумневший) - выдает. Вообще характеры Гана и Леи особенно изменились и расширились, я даже не хочу о них писать ничего, они прекрасны.
Очень высокая психологическая достоверность.
Безусловно,буду смотреть еще не раз и с нетерпением ждать следующего эпизода.
Journal information