blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Вопль читательской души

Я выросла, как мне тогда казалось, в условиях кошмарного дефицита фантастики. При этом, так сказать, мейнстрима - обычной реалистической литературы - мне в целом хватало. Это была хорошая литература о людях, о жизни. Мы выписывали "Юность", "Неву", одно время "Иностранку", еще что-то. Все, абсолютно все, что там печатали, было увлекательно и грамотно. Все это было интересно и приятно читать; хватало также и книг из библиотеки, которые я потребляла пачками.
А вот с фантастикой была беда - а ее очень и очень хотелось читать! Если обычная литература была для меня просто пищей (если не читать, можно и умереть, как мокрецы у Стругацких), то фантастика - десертом и сладеньким, которого хотелось нестерпимо. У нас дома случайно оказался Ефремов, так что на "Туманности Андромеды" я фактически выросла. Я ее знала наизусть, и до сих пор могу наизусть цитировать первые фразы. При этом отсутствие книг в продаже никогда меня не смущало (имхо, иметь книги дома - это приятно, но в общем-то потребительство, это не остро необходимо). Я пользовалась несколькими библиотеками. Советские фантасты были таким образом вполне доступны. А начиная с 18 лет, я стала развлекаться так: в редкое свободное время шла в Публичную Библиотеку и там в читальном зале (где выдавали самые редкие книги), сидя в мягком кресле, читала Шекли, Азимова, Саймака - все то, что на обычный абонемент не достанешь.
Но этого было мало, мало, мало! Хотелось еще.

Возможно, поэтому я в тот момент начала сочинять фантастику сама. Ощущение острого общественного дефицита. Хотя почему? Мои подруги вовсе не сходили так с ума по фантастике, как я, они скорее искали хорошего мейнстрима. Но мне как-то подсознательно казалось - раз этого так не хватает, надо сочинить еще. А ведь я бы могла пойти и в другом направлении. Я вспоминаю свои первые литературные опыты в школе  - там было довольно много обычного реализма, я была тогда влюблена в Латинскую Америку и писала какие-то приключенческие истории о странах, скопированных с латиноамериканских; был и реализм с элементами фантастики/мистики. Но это потом прошло, а фантастика осталась.

Видимо, я была такая не одна - это мягко говоря. Таких оказались миллионы - тех, кто кинулся восполнять дефицит недочитанного в детстве. А так как строгие редакторские фильтры "Юности" или "Иностранки" (не говоря о книжных издательствах) рухнули, и на первый план вышло стремление издателей заработать деньги - что-то из этого оказалось напечатанным, и отнюдь не то, что отличалось непременно самым высоким художественным и философским уровнем. Хотя фантастика 90-х была еще вполне приличной - ведь Лукьяненко, Лазарчук, Каганов и другие светочи учились в советских школах и воспитывались на строго отобранной настоящими редакторами хорошей литературе. А затем закономерно наступил спад. Читатели, которые выросли в условиях "снижения планки", сами стали писателями. Молодое поколение стало воспринимать уже Лукьяненко как некую "сложную философскую литературу", хотя казалось бы, чего уж там сложного?

Что я имею сейчас - как читатель? Да как ни странно, все тот же дефицит, что и в детстве! Хотя уже и покупка книги (электронной, я давно перешла на чисто электронное чтение) не представляет собой никакой сложности (а часть можно скачать пока еще и бесплатно). Но вот ситуация - фантастики сейчас хоть афедроном ешь, нас, фантастов - на каждом шагу как бактерий в кишечнике - а что-нибудь для чтения приходится выискивать и добывать, почти как в молодости (разве что в библиотеку уже не надо идти).
Мне довольно трудно читать плохо написанные вещи. Я не придирчива и многое могу простить. Я не великий стилист и вообще не редактор по натуре. Выраженная мысль куда важнее способа ее выражения. Но хотя бы какая-то элементарная грамотность - орфографическая, стилистическая - присутствовать должна. Пусть ошибки, но хоть не в каждом абзаце по десять штук! Иначе ты уже не читаешь, а морщишься как от боли.
То же самое можно сказать и по поводу глубины философии и мысли автора, и по поводу знания фактуры. Я могу простить Злотникову, к примеру, что он считает синдром Дауна - следствием алкоголизма родителей; потому что там (конкретно в дилогии про Императора, больше я у Злотникова ничего осилить не смогла) есть еще и что-то другое. Но когда полное невежество встречается буквально в каждом абзаце - это тяжело.
Но много книг, где исполнение, вроде бы, приемлемое, но читать просто, банально неинтересно. Ну вот неинтересно - и все. Потому что все это писали и открывали уже много раз, то есть банальность. Потому что нет сюжета. Потому что... да по разным причинам.
Чтобы заинтересовать меня фэнтези (не НФ, а фэнтези), вообще нужны огромные усилия. Я никогда не понимала, зачем исследовать человеческие отношения на примере вампиров или эльфов с орками, когда для этого есть старый добрый мейнстрим. НФ, как правило (если она нормальная), хотя бы моделирует необычное общество на основе новых технологических или социальных достижений.

При этом я думаю, что книг сейчас пишется очень много, и наверняка я могла бы найти достаточное количество того, что меня действительно интересует. Возможно, я просто не встречаюсь с тем, что нужно. Но из-за отсутствия адекватного отбора сквозь  горы непонятно-чего просто не пробиться. Иногда пользуешься рекомендациями знакомых (но из них тоже лишь половина оказывается достойной, ведь знакомые тоже разные люди).
Часто я чувствую себя даже виноватой, что своими книгами лишь увеличиваю эту гору непонятно-чего.
Собственно, я и решила больше не писать романов в таком формате, а если - то как-то совсем иначе. Пока не знаю, как.

А как читатель я просто в отчаянии. Хорошие книги я перечитываю раз по 20, даже если они того и не заслуживают - но ведь что-то надо потреблять, я же мокрец, я же умереть могу без этого.
В итоге сейчас вот я перечитываю... Каверина. Сказки и "Два капитана". И это увлекательно, это прекрасно. Я полностью забыла сюжеты, так что открываю для себя книги как в первый раз.
Конечно, это книги для подростков - но это очень хорошие книги для подростков.
И плюньте в глаза тому, кто вопит, что "В совке не было Литературы".
Просто шедевры Каверина выходили без кричащих обложек и воплей "100% Бестселлер!!! Лауреат Шнобелевской Премии!!! Лидер продаж!!!"
А без всего этого они кажутся вроде бы и как-то "хуже". Серость, что взять. Никакого глянца.
Tags: про книжки
Subscribe

  • Вайдель и Гитлер-коммунист

    С утра сделала полезное дело: написала для своего немецкого канала разъяснение к заявлению Алис Вайдель в интервью, что дескать, Гитлер был…

  • Письмо Харламенко

    С большой радостью сегодня получила отзыв на мой пост от Александра Владимировича, который вдруг его прочитал. Это здорово. И это очень интересный…

  • Глобальное изменение власти

    В мире за последние 150 лет изменилось примерно все, и в особенности - в части отношений государства и его граждан. Исходная точка - государство…

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 3
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Вайдель и Гитлер-коммунист

    С утра сделала полезное дело: написала для своего немецкого канала разъяснение к заявлению Алис Вайдель в интервью, что дескать, Гитлер был…

  • Письмо Харламенко

    С большой радостью сегодня получила отзыв на мой пост от Александра Владимировича, который вдруг его прочитал. Это здорово. И это очень интересный…

  • Глобальное изменение власти

    В мире за последние 150 лет изменилось примерно все, и в особенности - в части отношений государства и его граждан. Исходная точка - государство…