Дешевый и массовый автомобиль породил то, что сейчас называется «субурбия» - т.е. огромные пригороды, «одноэтажную Америку», в которой проживает огромная масса людей, перемещающихся на время трудового процесса на заводы и офисы. Данная особенность американских городов позволила реализовать «голубую мечту» среднего человека эпохи индустриализма – возможность иметь «свой домик» (на самом деле, подобное представление было связано с недавним «сельским прошлым» большинства жителей городов – в тех же США численность городского населения сравнялось с сельским только в 1910 годах XX века).
Вот в Германии когда-то Тиссен и Крупп строили целые кварталы домов для рабочих рядом с предприятием.
А сейчас не то, что рабочий, а любая уборщица на 15 часов в неделю ездит на работу на авто, порой за 20 км (высококвалифицированные ездят порой и за 100 км ежедневно). Потому что общественный транспорт - это нереально. И не потому, что уборщица имеет свой дом "в пригороде" - постепенно это превращается в удел только обеспеченных людей, в лучшем случае - верхней трети общества, уборщица живет в таком же доме, как и рабочие Тиссена в начале ХХ века.
Но система настроена на "мобильность", машину надо держать, даже если не хватает на еду, потому что иначе нет работы. Работу надо искать в радиусе 50, 100 или даже 1000 км.
И да, это крайне вредно для человечества, потому что это не только дикий, бессмысленный расход нефти, а еще и загрязнение атмосферы. Ежедневное, ежечасное.
Когда говорят о "неумеренном потреблении Золотого Миллиарда" - это правда. Вот только это неумеренное потребление - вовсе не в том, что все живут роскошно, едят красную икру ложками и раскатывают по миру. Этого нет - наоборот, даже квалифицированные работники в Европе давно уже экономят на продуктах, на куреве, на всем возможном. На рождении детей.
Это неумеренное потребление - система, где каждая уборщица вынуждена держать непременно машину и ездить на ней на работу, и не только уборщица, но практически 99% всех работающих граждан. В крупных городах это уже не так выражено, и машина уже превращается в роскошь, которая есть не у каждого. Вот только Германия - страна мелких городов и деревень, где живет подавляющее большинство населения. По-настоящему крупных городов можно насчитать хорошо если десяток.
От такого потребления радости потребителю тоже мало. А уж экологической системе - совсем плохо.
Journal information