Но однако в местной прессе об этом часто писали, как о рядовых проишествиях. Чтобы выяснить этот вопрос, достаточно поднять архив ахенских и трирских газет.
Дело в том, что в Германии уже очень давно взимался налог на кофе. Живя возле границы и периодически прогуливаясь туда, вполне естественно, купить немного кофе в Бельгии, где он дешевле. Правда, при возвращении придется платить таможенный сбор. А жизнь тогда, после войны, была довольно тяжелая. А сбор был уже такой, что фактически разница в цене между килограммом кофе без пошлины - или немецким кофе составляла 10 марок. И вот те немцы в конце 40-х начале 50-х, кто пытался этого таможенного сбора избежать - становились мишенью. Да, вот так прямо сразу. Да, без суда и следствия.
В июне 1953 года Бундестаг снова рассматривает вопрос о "войне на западной границе".
Депутат Менде из СвДП (либерал) высказывается озабоченно: дело же не только в каких-то там несчастных контрабандистах! Подумайте об агентах из Зоны! (Зоной в ФРГ было принято называть суверенное государство ГДР. Когда его наконец вроде бы признали, в Бильде стали обозначать его так "ГДР" или "так называемая ГДР"). Ведь агенты не так глупы, чтобы просачиваться только через границу Зоны! Они могут использовать и западный путь через Бельгию или Францию! Как же можно запрещать нашим доблестным таможенникам и полиции применять оружие!
Заметим, это 1953 год, никакой Стены нет, народ бегает через границу Ост-Вест еще достаточно свободно. Однако либерала в парламенте волнует опасность проникновения в ФРГ "агентов из Зоны".
Приказ на применение оружия не был снят, разумеется. Позже сбор на кофе все-таки был снижен, и число жертв уменьшилось. Но в 1964 году снова состоялось заседание парламента по поводу стрельбы на западной границе.
В газетах того времени можно встретить логичные и хладнокровные разъяснения: налог на кофе необходим для отечественной экономики, соблюдение законов требует человеческих жертв! Кто нарушает закон, должен считаться с тем, что будет убит!
Но это все правильно: ведь это гуманный и человеколюбивый строй развитого социального капитализма! Это правовое государство. Если вы стащили у него банку кофе - вас может пристрелить любой таможенник, и все будет по закону. Так что лежать в гробу можно с довольным видом и счастливой улыбкой.
Можно ли сейчас установить точное число жертв на западной границе ФРГ? Автор книги не задавался такой целью. Вероятно, это сейчас уже невозможно.
Так, в 1996-м году, в связи с процессами по поводу применения оружия на границе ГДР, небольшая группа депутатов ПДС (партия демократического социализма, позже Линке) подала запрос в Бундестаг, сколько раз было применено оружие и сколько людей было застрелено на западных границе ФРГ с 1950-го (почему-то) года по нынешний день. Официальный ответ гласил: пограничниками оружие применялось 103 раза, убито 10 человек. На вопрос же о применении оружия таможенниками Бундестаг честно ответил: "Общее число применений оружия таможенными служащими с 1950 года неизвестно".
Между тем, как раз на таможенников и приходится наибольшее число жертв внесудебной расправы.
Но однако, можно сказать, что число убитых на западной границе ФРГ, служащими ФРГ составляет, как минимум, несколько десятков человек. При более подробном расследовании это число может вырасти, и даже значительно - хотя может и остаться в тех же пределах. Но естественно, сейчас никто такое расследование проводить не будет. Почему? Наивный вопрос. Бундестаг ответил на него депутатам ПДС таким образом:
"Для более подробного ответа на эти вопросы необходимы такие ресурсы персонала, которые которые непропорционально затруднили бы выполнение текущих задач".
Автор замечает, что в бюро, занятых переработкой актов штази - МГБ ГДР - уже два десятилетия трудятся 1687 хорошо оплачиваемых сотрудников. Неужели нельзя было бы на месяц загрузить их расследованием деятельности госслужащих ФРГ на западных границах?
Вопрос риторический.
Аахенская газета Фольксцайтунг, 24 февраля 1964 года.
"36-летний Фридрих Хассельфельд из Нютхайма, который сделал покупки в бельгийской части Лихтебуша и не остановил свой мопед у таможни, чтобы заплатить сбор, был застрелен в субботу вечером. Таможенник приказал Хассельфельду остановиться и слезть с мопеда... Ездок замедлил скорость, однако, согнувшись, продолжал свой путь мимо служащих. Таможенник подал предупреждающий выстрел и затем, с расстояния 20 метров - выстрел на поражение, который попал Хассельфельду ниже левой лопатки".
Фридрих Хассельфельд приехал в ФРГ из "Зоны", из Шверина, надеясь на свободную и богатую жизнь. После него остались жена и двое детей. Обследование его вещей и одежды показало, что он скрыл от таможни полтора фунта кофе, сто граммов чая и двадцать яиц.
Journal information