Так вот, получается интересная штука. Есть люди, которые существуют в этой системе. Для которых эта репрессивная система является главной и основной. Среди них есть собственно жертвы системы, есть те, кто никогда не попадает в лагерь/тюрьму. Но в любом случае они живут в этой системе, они ее присутствие постоянно учитывают. "И ненужным довеском качался возле тюрем своих Ленинград".
Причем учитывают они ее по-разному. Просто живут, исходя из ее наличия - например, приспосабливаются, пишут славословия Сталину/правительству/идеологии (неискренне и тупо); пишут доносы.
Например, Ивик, Кельму, Кейте, даже Эльгеро никогда не придет в голову написать донос. Если они видят какое-то несоответствие официальной идеологии; какие-то мелкие (я не говорю о реальном шпионаже в пользу противника или экономических преступлениях) нарушения, если им просто "чья-то рожа не нравится" - они это рассматривают как свое личное дело. Если "кто-то что-то сказал" - они не пишут доносов. У них этого просто вообще нет в системе мировоззрения, они этим не занимаются. Не по причине глубочайшей порядочности. А потому, что карательная государственная машина для них - неизбежное зло, и суть не в ней, они вообще о ней не думают как правило. Этой машины в их жизни "как бы" нет.
Можно ли назвать их "равнодушными, от которых происходит всякое зло?" Учитывая биографию Ивик - вряд ли. Если они сталкиваются с реальной несправедливостью лично - они стремятся ее исправить, даже ценой собственной шкуры.
Но они не борются с этой системой. Не борются (почему - объясню ниже). но и не учитывают ее в своейо жизни.
Учитывают ли они ее как угрозу для себя лично? Да. Но так как их жизнь и вообще полна страшного риска, это - всего лишь одна из его разновидностей.
Меня помню поразил такой случай, где-то читанный. Один из сталинских высокопоставленных руководителей, если не Микоян, жаловался вроде бы японским коммунистам - мол, при Сталине мы пикнуть не могли, боялись... Ему ответили с недоумением: а разве коммунист должен бояться смерти?
Не боясь смерти, почему нужно бояться лагеря? Всегда можно быть убитым при попытке к бегству, если уж станет невмоготу.
Тем более, непонятен, даже до ступора непонятен страх смерти/мучений у христианина!
Таких людей, как мои герои, и в сталинском СССР было много. Они не учитывали существование гулага, они жили параллельно этому, в другом измерении. Воевали, строили, двигали науку, в общем - занимались делом.
Наличие родственников, попавших под репрессивную раздачу, тут ничего не меняет. Для одного в этом случае сразу "и ненужным довеском качался возле тюрем своих...", для другого - трагедия, личная проблема, но надо стиснуть зубы и работать и жить дальше.
Я просто всегда думала: ну хорошо, ну Сталин бяка... а кто же писал-то все эти доносы?! Ведь массово же писали. Так вот эти люди, "живущие в системе", боящиеся ее, ненавидящие ее - и писали. Кто-то из них был порядочным, на своей кухне даже "боролся с системой" и не писал доносы - а кто-то эту систему для себя лично и своей семьи использовал, и писал. Интеллигенты, обыватели. Они при любом строе живут подло. В большей или меньшей степени - иногда безобидно, иногда подставляя подножки ближнему, в зависимости от характера; но всегда это жизнь мелочная, мыльнооперная, склочная, базарная, бытовая. И таланты (настоящие таланты, с Огнем), попав или развившись в этой среде, хотя и производят что-то настоящее (но как правило, не так долго), но так или иначе находятся под влиянием среды и живут той же мелочной и мерзкой жизнью. И если они творят что-то настоящее - то лишь потому, что краем души воспринимают живую, реальную, прекрасную жизнь других - живущих вне системы, живущих для народа и человечества.
Но талантов в этой среде, как и везде - очень мало. А все остальное, окружающее их в этой среде - вообще уже полная плесень.
Ну и обещанное: о живущих параллельно системе и не борющихся с ней. Не являются ли они преступно равнодушными?
Получается так,что государство никогда нельзя оценивать по одной только пенитенциарной системе. Потому что если сравнивать (ну а че, у гитлера лагеря, у сталина лагеря, какая разница-то, да?), по фактам, по цифрам, то начнется полная ерунда. Например, сейчас в России сидит столько же народу, сколько при Сталине. В Америке чуть меньше, но именно только "чуть", причем труд заключенных в Америке широко используется для получения прибыли...
Сравнивать государства надо "по совокупности". По всем условиям вообще. Так мои герои и поступают, и вот по совокупности (условия жизни людей, развития каждого, обеспеченности каждого человека, роста всего общества, общей справедливости и нравственности) Дейтрос значительно перевешивает в их глазах все остальное. Они видят, что это общество имеет перспективу, что оно сможет измениться, стать более гуманным (старый Дейтрос был гораздо более гуманным). Поэтому и...
Не то, что "мирятся" с существованием жесткой пенитенциарной системы, просто менять ее надо постепенно и реформированием. И не факт, кстати, что они этим не занимаются.
Journal information